Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:20, реферат
Описание работы
Неотъемлемым элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей – гражданами. В рамках демократического общества проживание в стране и ее гражданство должны приблизительно совпадать. Гражданство составляет основу правового статуса личности; им опосредуется система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства.
Содержание работы
1. Введение 2. Правовое положение: Иностранных граждан 2.2 Лиц без гражданства 2.3 Беженцев 2.4 Вынужденных переселенцев 3. Вывод
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО
ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
РЕФЕРАТ
на тему:
Правовое положение
иностранных граждан, лиц без гражданства,
беженцев и вынужденных переселенцев
Выполнила:
Воробьева Мария Александровна
ЮБ-412
Проверила:
Малиненко Эльвира Владимировна
г. Ростов-на-Дону
2014 г.
Содержание:
1. Введение
2. Правовое положение:
Иностранных граждан
2.2 Лиц без гражданства
2.3 Беженцев
2.4 Вынужденных переселенцев
3. Вывод
1.Введение
Неотъемлемым элементом правового
статуса личности является гражданство.
Граждане той или иной страны, как правило,
являются ее жителями, а большинство жителей
– гражданами. В рамках демократического
общества проживание в стране и ее гражданство
должны приблизительно совпадать.
Гражданство составляет основу
правового статуса личности; им опосредуется
система политических прав, позволяющая
гражданину участвовать в управлении
делами государства.
Специфика гражданско-правового
статуса иностранных граждан, с
одной стороны, предопределяется
наличием особой правовой связи
– гражданства – с определенным государством,
сохраняющейся и при нахождении гражданина
за его пределами, а с другой – распространением
на него юрисдикции государства, на территории
которого он находится, причем объем гражданских
прав, которыми наделяются иностранные
граждане в государстве пребывания, может
быть более значительным, нежели тот, который
они имеют в своем отечестве.
Дифференцированный подход
к физическим лицам, которые делятся на
разные категории (собственные граждане,
иностранные граждане, лица без гражданства
беженцы и вынужденные переселенцы), характерен
для любого государства, что обусловлено
несколькими причинами, в первую очередь
проведением протекционистской политики
в отношении собственных граждан и защитой
государственных интересов.
Это отчетливо прослеживается
в законодательстве, которое в
данной сфере весьма многообразно,
поскольку призвано решать целый
ряд сложнейших вопросов: от установления
правовых критериев отграничения
иностранцев от собственных граждан
до определения условий и пределов
реализации ими своих прав
и свобод.
Целью данной работы является
выявление особенностей правового положения
иностранных граждан, лиц без гражданства,
беженцев и вынужденных переселенцев
в Российской Федерации.
Актуальность определения особенностей
правового положения иностранцев, лиц
без гражданства, беженцев и вынужденных
переселенцев в России не подлежит сомнению.
Это можно объяснить тем, что само число
приезжающих в нашу страну и проживающих
в ней выше перечисленных лиц в 2012-2014 годах
резко увеличилось, что, в свою очередь,
определяется отменой многих административных
ограничений и запретов для въезда и передвижения
данных лиц, открытостью российской
экономики для зарубежных инвесторов
и предпринимателей, изменением порядка
внешнеторговой деятельности, долгосрочным
пребыванием большого числа строителей,
рабочих иных профессий, специалистов
из других стран, а также бурным развитием
туризма.
Основополагающее значение
для определения правового положения
иностранцев, лиц без гражданства, беженцев
и вынужденных переселенцев в любой стране
должны иметь общепризнанные принципы
и нормы общего международного права о
правах и свободах человека. Общепризнанные
принципы и нормы международного права
содержатся во Всеобщей декларации прав
человека, Международном пакте об экономических, социальных
и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических
правах и Факультативных протоколах к
этому Пакту, Европейской конвенции о защите прав человека и основных
свобод, Конвенции СНГ о правах и основных свободах
человека.
Существенное увеличение количества
иностранных работников в РФ в последнее
время актуализировало вопросы правового
регулирования труда иностранных граждан.
Правовая регламентация труда иностранцев
в России необходима как работодателям,
нанимающим мигрантов для осуществления
трудовой деятельности, так и самим иностранным
гражданам, которые въезжают на территорию
нашей страны с целью устроиться на работу.
Отношения, связанные с пребыванием
и трудом иностранцев в Российской Федерации,
носят межотраслевой характер, их правовое
регулирование осуществляется конституционным,
трудовым, административным и международным
частным правом.
Правовое положение иностранных
граждан, лиц без гражданства, беженцев,
вынужденных переселенцев в России определяется
ее международными договорами и основывается
на Конституции РФ, федеральных законах и принятых
в их исполнение подзаконных нормативно-правовых
актах, в которых, как правило, закрепляется
предоставление им национального режима.
В свою очередь, международное закрепление
национального режима преимущественно
находит свое выражение в двусторонних
соглашениях о правовой помощи. Объем
предоставляемых прав зависит от того,
к какой категории относится данный гражданин
– к временно пребывающим, временно проживающим
или постоянно проживающим на территории
России, т.к. правовое положение представителей
каждой из названных групп отличается
определенной спецификой.
2.
Правовое положение иностранных
граждан, лиц без гражданства, беженцев
и вынужденных переселенцев
Несомненно, начать рассмотрение
указанной темы следует с уяснения следующего
вопроса: кто такие иностранцы?
В научной литературе понятия
«иностранец», «иностранный гражданин»,
«иностранное физическое лицо», «лицо
без гражданства», «беженец», «вынужденный
переселенец» толкуются по-разному. Так,
А.М. Арбузкин1 под иностранцем понимает физическое
лицо, находящееся в определенной правовой
связи с государством пребывания, но не
являющееся его гражданином и имеющее
гражданство другого государства. А.А.
Корсик отмечает, что правовой статус
иностранных физических лиц определяется
внутренним законодательством каждого
государства. По мнению А.Б. Агапова2, к иностранным физическим
лицам относятся граждане иностранных
государств, подданные в монархиях, лица
с множественным гражданством, а также
беженцы и вынужденные переселенцы.
2.1
Правовое положение иностранных
граждан
Иностранным гражданином является
физическое лицо, не являющееся гражданином
Российской Федерации и имеющее доказательства
наличия гражданства (подданства) иностранного
государства. Такое определение приведено
в Федеральном законе от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом
положении иностранных граждан в РФ".
Федеральный закон от 31 мая
2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве РФ" рассматривает
иностранного гражданина как лицо, не
являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство
(подданство) иностранного государства (ст. 3). Федеральный закон от 25 июля
2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации" вносит
в это определение существенное уточнение,
связывая признание этого статуса с наличием
соответствующих доказательств (ст. 2) – документов, удостоверяющих
личность иностранного гражданина в РФ,
к которым относятся паспорт иностранного
гражданина либо иной документ, установленный
федеральным законом или признаваемый
в качестве такового международным договором
РФ (ст. 10).
В зависимости от цели въезда
иностранного гражданина в РФ и цели его
пребывания в РФ иностранному гражданину
выдается виза, которая может быть дипломатической,
служебной, обыкновенной, транзитной и
визой временно проживающего лица (ст. 25.1 ФЗ от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке
выезда из РФ и въезда в РФ" (далее - Федеральный
закон N 114-ФЗ)).
Основной принцип, определяющий
правовой статус иностранных
граждан и лиц без гражданства
в Российской Федерации, закреплен
в ст. 62 Конституции РФ. В соответствии
с ней указанные лица пользуются правами
и несут обязанности наравне с гражданами
Российской Федерации, кроме случаев,
установленных федеральным законом или
международным договором Российской Федерации.
Иностранными гражданами признаются
лица, не являющиеся гражданами Российской
Федерации и имеющие доказательства своей
принадлежности к гражданству иностранного
государства (ст. 2 Федерального закона от 25 июля
2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации"3).
Выделяются три категории иностранных
граждан4:
- временно пребывающие
в РФ иностранные граждане - лица,
прибывшие в страну на основании
визы или в порядке, не требующем
получения визы, и не имеющие
вида на жительство или разрешения
на временное проживание;
- временно проживающие
в РФ иностранные граждане - лица,
получившие разрешение на временное
проживание;
- постоянно проживающие
в РФ иностранные граждане - лица,
получившие вид на жительство.
В их статусе имеются определенные
различия.
Иностранные граждане равны
перед законом независимо от каких бы
то ни было условий. Использование ими
прав и свобод не должно наносить ущерб
интересам РФ, законным интересам ее граждан
и других лиц. Иностранные граждане обязаны
соблюдать Конституцию РФ и ее законодательство.
Срок временного пребывания
иностранного гражданина в РФ определяется
сроком действия выданной ему визы, но
не более 90 суток, за исключением случаев,
предусмотренных ФЗ "О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации".
Временно пребывающий в Российской Федерации
иностранный гражданин обязан выехать
за ее пределы по истечении срока действия
визы, если на момент его истечения им
не получено разрешение на продление срока
пребывания либо разрешение на временное
проживание.
Разрешение на временное проживание
может быть выдано иностранному гражданину
в пределах квоты, утвержденной Правительством
РФ, сроком на три года. Без учета квоты
разрешение на временное проживание может
быть выдано иностранному гражданину:
а) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему
в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся
на территории Российской Федерации; б)
признанному нетрудоспособным и имеющему
дееспособных сына или дочь - граждан России;
в) имеющему хотя бы одного нетрудоспособного
родителя, состоящего в гражданстве Российской
Федерации; г) состоящему в браке с гражданином
России, имеющим место жительства в нашей
стране; д) осуществившему инвестиции
в Российской Федерации в размере, установленном
Правительством РФ (ст. 6 Федерального закона).
Разрешение на временное проживание
не выдается, а ранее выданное аннулируется
в случае, если иностранный гражданин:
выступает за насильственное изменение
основ конституционного строя Российской
Федерации, иными действиями создает угрозу
безопасности страны или ее граждан; в
течение пяти лет, предшествовавших дню
подачи заявления о выдаче разрешения
на временное проживание, подвергался
административному выдворению за пределы
Российской Федерации либо депортации;
представил поддельные или подложные
документы либо сообщил о себе заведомо
ложные сведения.
В течение срока действия разрешения
на временное проживание иностранному
гражданину по его заявлению может быть
выдан вид на жительство. До получения
вида на жительство он обязан прожить
в Российской Федерации не менее одного
года на основании разрешения на временное
проживание. Вид на жительство выдается
на пять лет. По окончании этого срока
по заявлению иностранного гражданина
он может быть продлен на пять лет.
Иностранные граждане
имеют право на отдых, охрану
здоровья, пособия, пенсии и на
другие формы социального обеспечения,
на пользование жилым помещением,
собственность жилого дома и
иного имущества, на образование,
пользование достижениями культуры.
Иностранным гражданам гарантируется
свобода совести, неприкосновенность
личности и жилища. Они могут заключать
и расторгать браки с гражданами Российской
Федерации и другими лицами.
Иностранные граждане в Российской
Федерации не могут избирать и быть избранными
в выборные государственные органы, занимать
государственные должности, а также участвовать
во всенародном голосовании. Однако в
соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня
2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации" иностранные
граждане, постоянно проживающие в Российской
Федерации, могут избирать и быть избранными
в органы местного самоуправления того
муниципального образования, на территории
которого они живут5.
Иностранные граждане не несут
обязанности военной службы в рядах ВС
РФ.
Иностранные граждане имеют
право на свободу передвижения в личных
или деловых целях в пределах Российской
Федерации на основании документов, выданных
или оформленных им в соответствии с Федеральным законом "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации". Временно
проживающий в РФ иностранный гражданин
не вправе по собственному желанию изменять
место своего проживания в пределах субъекта
Федерации, на территории которого ему
разрешено временное проживание, или избирать
место своего проживания вне пределов
указанного субъекта Федерации.
При соблюдении установленных
законом правил иностранные граждане
могут въезжать в Российскую Федерацию
и выезжать из нее.
Иностранные граждане, совершившие
преступления, административные или иные
правонарушения на территории Российской
Федерации, подлежат ответственности
на общих основаниях с гражданами России.
Тем из них, которые нарушают законодательство
о правовом положении иностранных граждан,
может быть сокращен срок пребывания в
стране.
В ст. 63 Конституции РФ закреплено,
что Российская Федерация предоставляет
политическое убежище иностранным гражданам
и лицам без гражданства в соответствии
с общепризнанными нормами международного
права.