Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:20, реферат

Описание работы

Неотъемлемым элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей – гражданами. В рамках демократического общества проживание в стране и ее гражданство должны приблизительно совпадать.
Гражданство составляет основу правового статуса личности; им опосредуется система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства.

Содержание работы

1. Введение
2. Правовое положение:
Иностранных граждан
2.2 Лиц без гражданства
2.3 Беженцев
2.4 Вынужденных переселенцев
3. Вывод

Файлы: 1 файл

Правовое положение.Воробьева.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

В данном случае Конституция РФ исходит из норм международного права о том, что каждое государство использует право предоставления политического убежища, и никто не может рассматривать это как недружественный акт. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 утверждено Положение о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации 6. В нем определены основные условия, связанные с реализацией этого института, и статус лиц, которым предоставлено политическое убежище. Вопрос о предоставлении права политического убежища решается Президентом РФ.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия, не признаваемые в РФ преступлением.

Весьма важное значение в условиях расширяющейся международной интеграции имеет закрепление в ч. 1 ст. 13 Закона о правовом положении иностранных граждан права названных лиц свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. При этом право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица определяется по праву страны, где такое физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя. Если это правило не может быть применено ввиду отсутствия обязательной регистрации, применяется право страны основного места осуществления такой деятельности (ст. 1201 ГК РФ).

Эти общие положения конкретизируются рядом федеральных законов, устанавливающих запреты или ограничения на осуществление предпринимательской деятельности иностранными гражданами на территории России. Так, в частности, особыми правилами регулируется допуск к медицинской и фармацевтической деятельности лиц, получивших соответствующую подготовку в иностранных государствах. Иностранцы не могут заниматься частной детективной или охранной деятельностью, быть патентными поверенными и т.д. Подобная позиция продиктована либо протекционистскими целями, либо необходимостью защиты интересов в сфере обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

 

 

 

2.2Правовое положение лиц без гражданства

В соответствии с со ст.10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» лица без гражданства это физические лица, которые не являются гражданами Российской Федерации, при этом они не имеют и доказательств наличия гражданства (подданства) иного государства.

В соответствии с п.2 ст.10 Закона документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

1) документ, выданный иностранным  государством и признаваемый  в соответствии с международным  договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное  проживание;

3) вид на жительство;

Правовое положение лиц без гражданства в РФ в целом аналогично положению иностранных граждан, поскольку  нормы данного Закона распространяются и на лиц без гражданства, если иное не вытекает из законодательства РФ, и включают конституционный, гражданско-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой аспекты.

В соответствии с Основным Законом нашей страны лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В соответствии с п.6 ст.4 ФЗ от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве РФ" Российская Федерация поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства, проживающими на территории РФ, что корреспондирует с нормами международного права, закрепленными в Конвенции о сокращении безгражданства (Нью-Йорк, 30 августа 1961 г.).

Статья 12 УК РФ выделяет две категории лиц без гражданства:

1) постоянно проживающие  на территории РФ. К данной  категории относятся лица, которые  проживают в Российской Федерации  не менее 183 дней в календарном  году. При этом оправдательным  документом, подтверждающим право  лица без гражданства на постоянное  проживание в РФ и удостоверяющим  его личность, служит вид на  жительство.  2) не проживающие  постоянно на ее территории. К  данной категории лиц без гражданства  следует отнести лиц, которые  проживают в Российской Федерации  менее 183 дней в календарном году. В данном случае оправдательным  документом, который подтверждает  их право временно проживать  в Российской Федерации до  получения вида на жительство, является разрешение на временное  проживание.

Кроме того, хотелось бы отметить, что иностранные граждане и лица без гражданства, нарушающие режим Государственной границы, правила въезда в Российскую Федерацию и режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации, а также, осуществляющие незаконную трудовую деятельность в Российской Федерации могут быть подвергнуты административному выдворению.

Иностранные граждане и лица без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны покинуть Российскую Федерацию в установленный законом срок, а именно:

- временно пребывающие  иностранные граждане – в течение  трёх дней;

 

  - имевшие разрешение на временное проживание или вид на жительство – в течение пятнадцати дней.

Иностранные граждане или лица без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Понятие административного выдворения изложено в части 1 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выражается в двух способах действий, а именно:

- принудительное и контролируемое  перемещение иностранных граждан  и лиц без гражданства через  Государственную границу за пределы  Российской Федерации,

- контролируемый самостоятельный  выезд иностранных граждан и  лиц без гражданства из Российской  Федерации.

Согласно статье 2 ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»   депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Как видно из понятий, под данными видами административного принуждения предусматриваются одни и те же действия со стороны правоохранительных органов. Однако, разница в том, что административному выдворению подвергаются незаконно находящиеся иностранные граждане и лица без гражданства, то есть, лица, не имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором РФ документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в РФ; а депортации – законно находящиеся иностранные граждане и лица без гражданства, в случае, если их пребывание (проживание) в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения и в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ.

 С августа 2013 г. в РФ ужесточены меры иммиграционного контроля и в соответствии со ст. 18.8 КоАп РФ (предусматривает основания для административного выдворения иностранного гражданина) нарушение иностранным гражданином миграционного законодательства РФ (отсутствие регистрации по месту пребывания, осуществление трудовой деятельности без разрешительных документов, даже нарушение сроков пребывания в РФ на один день) – уже является основанием для того, чтобы суд назначил такое наказание, как выдворение иностранных граждан из Российской Федерации (выдворение мигрантов, выдворение иностранцев). Более того, согласно действующему законодательству административное выдворение является безальтернативным видом наказания за нарушение миграционного законодательства.

Согласно ст. 27 ФЗ № 114 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» в случае применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры административной ответственности – как выдворение за пределы РФ – иностранному гражданину не разрешается въезд на территорию РФ в течение пяти лет со дня административного выдворения. Таким образом, административное выдворение – срок пять лет для запрета въезда в РФ.

Также согласно ФЗ № 115 от 25.06.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» решение об административном выдворении является основанием для отказа в выдаче иностранному гражданину РВП, вида на жительства, гражданства и т.д.

Хотелось бы отметить, что в настоящее время в соответствии с действующим законодательством, суд вынужден применять такую меру как административное выдворение иностранных граждан, так как законодательство в связи с изменениями, вступившими в силу 08.08.2013 г. (ч. 18.8. КоАП РФ) не предусматривает альтернативы.

В соответствии с п. п. 2 п. 2 статьи 12 ФЗ "О беженцах" временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Решение о предоставлении временного убежища принимается уполномоченным органом УФМС РФ  по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Согласно пункта 7 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 09 апреля 2001 года N 274, решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья), до установления таких причин или изменения правового положения лица.

  Постановлением Правительства РФ от 09 апреля 2001 года N 274 гуманные причины, упомянутые в Законе "О беженцах", по которым лицо не может быть выслано за пределы Российской Федерации, не названы, однако, учитывая сложившийся мировой опыт предоставления временного убежища, по сложившейся судебной практике в нашей стране во внимание принимаются  обстоятельства (причины), при наличии которых лицо не может быть выдворено (депортировано): состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, отсутствие необходимой медицинской помощи в государстве, на территорию которого лицо выдворяют, реальная угроза для жизни или свободы лица. вследствие внутреннего или международного конфликта (гражданская война или вооруженный конфликт), охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено, другие объективные причины длительного характера, препятствующие в установленные законодательством сроки осуществлению выдворения (депортации) лица.

Например, согласно Апелляционному Определению  Волгоградского областного суда от 18 апреля 2012 г. по делу N 33-3302\12 был признано незаконным решение Управления ФМС  от 09 ноября 2011 года об отказе Б.А.Ш.А. в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.  Управление ФМС  обязано предоставить гражданину Б.А.Ш. временное убежище на территории Российской Федерации сроком на один год."

При рассмотрении дела судом установлено и материалами дела подтверждено, что Б.А.Ш.А., является гражданином, родился ДД.ММ.ГГГГ в республике, по национальности, вероисповедание, с 2001 года состоит в зарегистрированном браке с гражданкой Российской Федерации , от данного брака имеют сына Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04 ноября 1950 года вмешательство со стороны публичных властей в осуществлении прав на уважение семейной жизни не допускается,

В соответствии со статьей 9 Конвенции ООН "О правах ребенка" государства участники конвенции обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Следовательно, мировым сообществом презюмируется принцип единства семьи и недопустимости вмешательства государства в осуществление права на личную и семейную жизнь.

 Удовлетворяя требования  Б.А.Ш.А суд исходил из того, что миграционной службой не  была дана надлежащая оценка  тому обстоятельству, что наличие  у заявителя семьи является  гуманной причиной, в силу которой  заявителю должно быть предоставлено  временное убежище.

Руководствуясь вышеназванными нормами, суд, при определении наличия гуманных оснований, пришел к  выводу, что Б.А.Ш.А. не может вернуться в страну, гражданином которой он является, , поскольку имеется реальная опасность угрозы его жизни в случае возвращения на родину, а также наличие у него семьи в России: жены и несовершеннолетнего ребенка, являющихся гражданами Российской Федерации. В случае возвращения на родину Б.А.Ш.А. может стать жертвой преследования со стороны властей или каких-то групп населения по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Заявитель предпринимал многочисленные попытки узаконить факт его пребывания на территории РФ, однако, в этом ему было отказано решениями уполномоченных органов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований Б.А.Ш.А., поскольку временное убежище предоставляется до устранения причин, послуживших основанием к его предоставлению или до изменения правового положения лица. В данном случае правовое положение заявителя может быть изменено, поскольку после предоставления временного убежища у него появляется возможность, которой он лишен в настоящее время, обратиться в уполномоченные органы о предоставлении временного проживания, а затем и вида на жительство на территории РФ, либо отказа в нем.

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев