Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:20, реферат

Описание работы

Неотъемлемым элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей – гражданами. В рамках демократического общества проживание в стране и ее гражданство должны приблизительно совпадать.
Гражданство составляет основу правового статуса личности; им опосредуется система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства.

Содержание работы

1. Введение
2. Правовое положение:
Иностранных граждан
2.2 Лиц без гражданства
2.3 Беженцев
2.4 Вынужденных переселенцев
3. Вывод

Файлы: 1 файл

Правовое положение.Воробьева.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

По смыслу Конституции РФ на указанную категорию лиц распространяется национальный режим пребывания на территории государства. Вместе с тем положениями ст. 8 ФЗ "О беженцах" закреплены специальные социально-экономические права, обеспечивающие защиту интересов вынужденно покинувших территорию государства своего гражданства или страны постоянного местожительства иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом особое значение имеет признание за беженцем и прибывшими с ним членами его семьи прав на:

- получение услуг переводчика  и информации о своих правах  и обязанностях, иной информации  об особенностях конституционно-правового  статуса беженцев в ФЗ;

- получение содействия  в оформлении документов для  въезда на территорию РФ в случае, если данные лица находятся вне пределов территории РФ;

- получение содействия  в обеспечении проезда и провоза  багажа к месту пребывания  в порядке, определяемом Правительством  РФ;

- получение питания и  пользование коммунальными услугами  в центре временного размещения  в порядке, определяемом Правительством  РФ, до убытия к новому месту  пребывания;

- охрану представителями  территориального органа федерального  органа исполнительной власти  по внутренним делам в центре  временного размещения в целях  обеспечения безопасности данных  лиц;

- пользование жилым помещением, предоставляемым в порядке, определяемом  уполномоченным федеральным органом  исполнительной власти, из фонда  жилья для временного поселения;

- работу по найму или  предпринимательскую деятельность  наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ и международными договорами РФ;

- обращение с заявлением  о предоставлении права на  постоянное проживание на территории  РФ или на приобретение гражданства РФ в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ;

- медицинскую и лекарственную  помощь наравне с гражданами  Российской Федерации, если иное  не предусмотрено международными  договорами Российской Федерации;

Так, например, согласно Постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от 10.08.2012 N 655 (ред. от 14.03.2014) "Об утверждении Административного регламента муниципальной услуги N АР-233-12-Т «Оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях» при оказании бесплатной медицинской помощи заявителями - получателями услуг являются застрахованные лица – граждане РФ, постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане, лица без гражданства  в соответствии с ФЗ от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", и лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с ФЗ "О беженцах". На платной основе муниципальная услуга оказывается в следующих случаях: при отсутствии у гражданина медицинского полиса; при отсутствии необходимого гражданину вида медицинской помощи в "Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ в Ростовской области", на добровольной основе, а также в случаях добровольного медицинского страхования. Экстренная помощь оказывается всем лицам, вне зависимости от наличия полиса и гражданства.

Основными обязанностями лиц, признаваемых в РФ беженцами, являются соблюдение Конституции РФ, ФЗ "О беженцах", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ; соблюдение установленного порядка проживания и выполнение установленных требований санитарно-гигиенических норм проживания в центре временного размещения; своевременное прибытие в центр временного размещения или иное место пребывания, определенное уполномоченным органом государственной власти.

Конституционно-правовое регулирование статуса беженца предусматривает его досрочное прекращение по двум основаниям: утрата статуса беженца и лишение статуса беженца.

Лицо утрачивает статус беженца в случаях: получения разрешения на постоянное проживание на территории РФ либо приобретения гражданства РФ; добровольного использования защиты государства своей гражданской принадлежности; повторного добровольного приобретения гражданства, которого ранее было лишено; приобретения гражданства иностранного государства и использования защиты государства своей новой гражданской принадлежности;  добровольного повторного возвращения для постоянного проживания в государство, которое покинуло или вне пределов которого пребывало вследствие опасений преследований по обстоятельствам, предусмотренным содержанием понятия "беженец".

Лишение статуса беженца осуществляется федеральным органом исполнительной власти, который наделен полномочиями по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом только в трех случаях:

- лицо, признанное беженцем, осуждено за совершение преступления  на территории Российской Федерации  и приговор суда вступил в  законную силу;

- иностранным гражданином  или лицом без гражданства  были сообщены заведомо ложные  сведения или предъявлены сфальсифицированные  документы, послужившие основанием  для признания беженцем, либо  названное лицо допустило иное  нарушение положений ФЗ "О беженцах";

- данное лицо привлечено  к административной ответственности  за совершение административного  правонарушения, связанного с незаконным  оборотом наркотических средств, психотропных веществ.

 

 

 

 

2.4 Правовое положение вынужденных  переселенцев

19 февраля 1993 г. был принят Закон РФ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" (в ред. от 22 ноября 1995 г.). В этом Законе определено понятие "вынужденный переселенец", установлены порядок обращения лиц с ходатайством о признании за ними такого статуса, права и обязанности обратившихся с таким ходатайством, порядок признания лица вынужденным переселенцем, его права и решены другие вопросы. По общему правилу вынужденный переселенец является гражданином государства, предоставившего убежище, и обладает соответствующим комплексом прав и обязанностей. Обязанности государства, - как отмечает М.Д. Оздоев, - перед вынужденным переселенцем – своим гражданином неизмеримо шире, чем обязанности государства перед лицом, признанным беженцем11. Правовой статус вынужденных переселенцев – иностранных граждан и лиц без гражданства также будет относительно широким, поскольку они уже обладали в установленном порядке правом постоянного проживания на территории данного государства и, соответственно, пользовались рядом дополнительных прав и обязанностей как постоянно проживающие.

На специфику правового статуса вынужденных переселенцев указал в 2002 г. КС РФ12. В частности, Конституционный Суд отметил, что статус вынужденного переселенца предоставляется гражданину на пять лет, однако при наличии обстоятельств, препятствующих ему в обустройстве на новом месте жительства, срок действия статуса продлевается органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца. Следовательно, данный статус имеет специальный, целевой и срочный характер. По мере исполнения государством своих обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца объем дополнительных прав и гарантий, обусловленных его статусом, сокращается. С истечением же установленного срока и при отсутствии оснований для его продления действие статуса вынужденного переселенца прекращается.

В отличие от термина "беженец" выражение "вынужденный переселенец" относится преимущественно к гражданам РФ, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства либо на территории Российской Федерации по тем же основаниям, что и беженец. Вынужденным переселенцем может быть признано лицо, покинувшее место постоянного жительства на территории Российской Федерации, а также гражданин бывшего СССР, проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, прибывший на территорию РФ по тем же основаниям.

Для получения статуса вынужденного переселенца необходимо ходатайство лица в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания в любом из субъектов Федерации. Лицо, претендующее на признание его вынужденным переселенцем, вправе до оставления места жительства обратиться с ходатайством в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ в государстве своего пребывания для направления данного ходатайства в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган по месту предполагаемого переселения.

Лица, признанные вынужденными переселенцами, пользуются всеми правами и несут обязанности гражданина РФ, если иное не предусмотрено законодательством. Они вправе самостоятельно выбрать место жительства на территории РФ, в том числе в одном из населенных пунктов, предлагаемых им территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Вынужденный переселенец может в соответствии с установленным порядком проживать у родственников или у иных лиц при условии их согласия на совместное проживание независимо от размера занимаемой родственниками или иными лицами жилой площади.

Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны оказывать вынужденным переселенцам всестороннюю помощь и содействие в устройстве на новом месте жительства.

Существует точка зрения, согласно которой приобретение статуса беженца или вынужденного переселенца влечет прекращение правоотношений миграции, а в основе новых правоотношений лежит фактор оседлости13. Однако здесь следует учесть концепцию трехстадийности миграционного процесса. Как отмечает Л.Л. Рыбаковский, любой завершенный миграционный процесс состоит из трех стадий: исходной, или подготовительной стадии, представляющей процесс формирования территориальной подвижности населения; основной стадии, или собственно переселения населения, миграционных потоков; заключительной, или завершающей стадии, выступающей как приживаемость мигрантов на новом месте14. Стадия приживаемости мигрантов как последняя стадия миграционного процесса не является одномоментной, она проходит в течение определенного периода времени. В этом смысле по отношению к беженцам и вынужденным переселенцам стадия приживаемости (адаптации) формально будет длиться до момента получения статуса гражданина государства пребывания, статуса постоянно проживающего в нем лица и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Вывод

Гражданство является важной юридической категорией, определяющей структуру и содержание основ правового положения человека на территории государства. Именно гражданство способствует возникновению устойчивой в пространстве и непрерывной во времени правовой связи между индивидом и государством, устанавливающей совокупность их взаимных публичных прав и обязанностей.

Согласно Конституции РФ 1993 г. гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Указанные принципы гражданства РФ означают существование общегосударственного института гражданства и отсутствие различных по своей правоспособности категорий граждан.

Регламентирование государством вопросов правового положения населения осуществляется как внутренним, так и международным правом, поэтому в структуре института гражданства следует различать его внутригосударственную и международную правовую составляющие. Основу содержания внутригосударственной составляющей института гражданства Российской Федерации образуют нормы конституционного права России.

Содержание института гражданства РФ оказывает непосредственное влияние на основы правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства. При этом Конституция РФ 1993 г. устанавливает национальный режим пребывания названных категорий лиц на территории Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев определяется соответствующими федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами. Различия в правовом положении названных категорий индивидов прежде всего обусловлены наличием гражданства Российской Федерации у вынужденных переселенцев.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что действующее гражданское законодательство РФ, закрепляя предоставление национального режима иностранным гражданам, устанавливает также некоторые запреты и ограничения на осуществление ими отдельных видов деятельности или реализацию некоторых субъективных гражданских прав, каждое из которых, с одной стороны, диктуется естественными для любого государства протекционистскими целями, стремлением обеспечить интересы национальной, государственной безопасности, а с другой - не носит дискриминирующего характера и не создает иностранным гражданам препятствий к осуществлению всех других видов деятельности и реализации иных субъективных прав, которыми они обладают наравне с гражданами России. Реализация и соблюдение прав человека, предусмотренных международным правом, таких как право покидать свою страну и возвращаться в нее, признание прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он ее гражданином, иностранным гражданином или лицом без гражданства, приобретают в современных условиях существенное значение. К лицам, в отношении которых действуют нормы международного частного права, с учетом специфики их правового положения относятся не только иностранные граждане, но и лица без гражданства, беженцы, лица, которым предоставляется политическое убежище, перемещенные лица и др.

В соответствии с Конституцией в РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (п. 1 ст. 17).

На необходимость применения судами международно-правовых документов о правах человека было обращено внимание Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия". В последние годы наше государство достаточно динамично осуществляет процесс вхождения в международный рынок труда, что повлекло за собой появление нового участника трудовых и связанных с ними отношений - иностранного работника. В крупных городах на работу принимается все больше иностранных граждан, как высококвалифицированных специалистов, так и низкооплачиваемых рабочих.

 

Список литературы:

  1. Анисимова Н.Н. Правовой статус беженцев: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002
  2. Басик В.П. Правовое положение граждан Российской Федерации и иностранцев в России. М., 2004;
  3. Галиахметова К.Д. Конституционно-правовое регулирование положения мигрантов в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006;
  4. Искандеров Р.Р. Правовой статус беженцев в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006;
  5. Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004;
  6. Оздоев М.Д. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003;
  7. Плюгина И.В. Теоретические основы правового статуса мигрантов // Журнал российского права. 2009. N 3;
  8. Эбзеев Б.С. Миграция населения - в теоретико-правовом аспекте // Журнал российского права. 2008. N 5;
  9. Статья: Несовершенство миграционного законодательства и угрозы национальной безопасности РФ (Красинский В.В.) ("Современное право", 2013, N 2)
  10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С. 95. постатейный) (Григорьев В.В.);
  11. Оздоев М.Д. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев и беженцев в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 37;
  12. Статья: Правовое положение в Российской Федерации иностранных граждан и соотечественников, постоянно проживающих за рубежом и желающих переселиться в Российскую Федерацию (Ульянова Ю.Е.) ("Современное право", 2014, N 1).

Информация о работе Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев