Правовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 22:20, реферат
Описание работы
Неотъемлемым элементом правового статуса личности является гражданство. Граждане той или иной страны, как правило, являются ее жителями, а большинство жителей – гражданами. В рамках демократического общества проживание в стране и ее гражданство должны приблизительно совпадать. Гражданство составляет основу правового статуса личности; им опосредуется система политических прав, позволяющая гражданину участвовать в управлении делами государства.
Содержание работы
1. Введение 2. Правовое положение: Иностранных граждан 2.2 Лиц без гражданства 2.3 Беженцев 2.4 Вынужденных переселенцев 3. Вывод
По смыслу Конституции РФ на указанную категорию
лиц распространяется национальный режим
пребывания на территории государства.
Вместе с тем положениями ст. 8 ФЗ "О беженцах" закреплены
специальные социально-экономические
права, обеспечивающие защиту интересов
вынужденно покинувших территорию государства
своего гражданства или страны постоянного
местожительства иностранных граждан
и лиц без гражданства. При этом особое
значение имеет признание за беженцем
и прибывшими с ним членами его семьи прав
на:
- получение услуг переводчика
и информации о своих правах
и обязанностях, иной информации
об особенностях конституционно-правового
статуса беженцев в ФЗ;
- получение содействия
в оформлении документов для
въезда на территорию РФ в случае,
если данные лица находятся вне пределов
территории РФ;
- получение содействия
в обеспечении проезда и провоза
багажа к месту пребывания
в порядке, определяемом Правительством
РФ;
- получение питания и
пользование коммунальными услугами
в центре временного размещения
в порядке, определяемом Правительством
РФ, до убытия к новому месту
пребывания;
- охрану представителями
территориального органа федерального
органа исполнительной власти
по внутренним делам в центре
временного размещения в целях
обеспечения безопасности данных
лиц;
- пользование жилым помещением,
предоставляемым в порядке, определяемом
уполномоченным федеральным органом
исполнительной власти, из фонда
жилья для временного поселения;
- работу по найму или
предпринимательскую деятельность
наравне с гражданами РФ, за исключением
случаев, предусмотренных законодательством
РФ и международными договорами РФ;
- обращение с заявлением
о предоставлении права на
постоянное проживание на территории
РФ или на приобретение гражданства РФ
в соответствии с законодательством РФ
и международными договорами РФ;
- медицинскую и лекарственную
помощь наравне с гражданами
Российской Федерации, если иное
не предусмотрено международными
договорами Российской Федерации;
Так, например, согласно Постановлению
Администрации г. Ростова-на-Дону от 10.08.2012
N 655 (ред. от 14.03.2014) "Об утверждении Административного
регламента муниципальной услуги N АР-233-12-Т
«Оказание первичной медико-санитарной
помощи в амбулаторно-поликлинических
учреждениях» при оказании бесплатной
медицинской помощи заявителями - получателями
услуг являются застрахованные лица –
граждане РФ, постоянно или временно проживающие
в РФ иностранные граждане, лица без гражданства
в соответствии с ФЗ от 25 июля 2002 года N
115-ФЗ "О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации", и
лица, имеющие право на медицинскую помощь
в соответствии с ФЗ "О беженцах". На платной
основе муниципальная услуга оказывается
в следующих случаях: при отсутствии у
гражданина медицинского полиса; при отсутствии
необходимого гражданину вида медицинской
помощи в "Территориальной программе
государственных гарантий оказания бесплатной
медицинской помощи гражданам РФ в Ростовской
области", на добровольной основе, а
также в случаях добровольного медицинского
страхования. Экстренная помощь оказывается
всем лицам, вне зависимости от наличия
полиса и гражданства.
Основными обязанностями лиц,
признаваемых в РФ беженцами, являются
соблюдение Конституции РФ, ФЗ "О беженцах", других
федеральных законов и иных нормативных
правовых актов РФ; соблюдение установленного
порядка проживания и выполнение установленных
требований санитарно-гигиенических норм
проживания в центре временного размещения;
своевременное прибытие в центр временного
размещения или иное место пребывания,
определенное уполномоченным органом
государственной власти.
Конституционно-правовое регулирование
статуса беженца предусматривает его
досрочное прекращение по двум основаниям:
утрата статуса беженца и лишение статуса
беженца.
Лицо утрачивает статус беженца
в случаях: получения разрешения на постоянное
проживание на территории РФ либо приобретения
гражданства РФ; добровольного использования
защиты государства своей гражданской
принадлежности; повторного добровольного
приобретения гражданства, которого ранее
было лишено; приобретения гражданства
иностранного государства и использования
защиты государства своей новой гражданской
принадлежности; добровольного повторного
возвращения для постоянного проживания
в государство, которое покинуло или вне
пределов которого пребывало вследствие
опасений преследований по обстоятельствам,
предусмотренным содержанием понятия
"беженец".
Лишение статуса беженца осуществляется
федеральным органом исполнительной власти,
который наделен полномочиями по контролю
и надзору в сфере миграции, либо его территориальным
органом только в трех случаях:
- лицо, признанное беженцем,
осуждено за совершение преступления
на территории Российской Федерации
и приговор суда вступил в
законную силу;
- иностранным гражданином
или лицом без гражданства
были сообщены заведомо ложные
сведения или предъявлены сфальсифицированные
документы, послужившие основанием
для признания беженцем, либо
названное лицо допустило иное
нарушение положений ФЗ "О беженцах";
- данное лицо привлечено
к административной ответственности
за совершение административного
правонарушения, связанного с незаконным
оборотом наркотических средств,
психотропных веществ.
2.4
Правовое положение вынужденных
переселенцев
19 февраля 1993 г. был принят Закон РФ N 4530-1 "О вынужденных переселенцах"
(в ред. от 22 ноября 1995 г.). В этом Законе определено понятие "вынужденный
переселенец", установлены порядок
обращения лиц с ходатайством о признании
за ними такого статуса, права и обязанности
обратившихся с таким ходатайством, порядок
признания лица вынужденным переселенцем,
его права и решены другие вопросы. По
общему правилу вынужденный переселенец
является гражданином государства, предоставившего
убежище, и обладает соответствующим комплексом
прав и обязанностей. Обязанности государства,
- как отмечает М.Д. Оздоев, - перед вынужденным
переселенцем – своим гражданином неизмеримо
шире, чем обязанности государства перед
лицом, признанным беженцем11. Правовой статус вынужденных
переселенцев – иностранных граждан
и лиц без гражданства также будет относительно
широким, поскольку они уже обладали в
установленном порядке правом постоянного
проживания на территории данного государства
и, соответственно, пользовались рядом
дополнительных прав и обязанностей как
постоянно проживающие.
На специфику правового статуса
вынужденных переселенцев указал в 2002
г. КС РФ12. В частности, Конституционный
Суд отметил, что статус вынужденного
переселенца предоставляется гражданину
на пять лет, однако при наличии обстоятельств,
препятствующих ему в обустройстве на
новом месте жительства, срок действия
статуса продлевается органом миграционной
службы на каждый последующий год по заявлению
вынужденного переселенца. Следовательно,
данный статус имеет специальный, целевой
и срочный характер. По мере исполнения
государством своих обязанностей по восстановлению
нарушенных конституционных прав вынужденного
переселенца объем дополнительных прав
и гарантий, обусловленных его статусом,
сокращается. С истечением же установленного
срока и при отсутствии оснований для
его продления действие статуса вынужденного
переселенца прекращается.
В отличие от термина "беженец"
выражение "вынужденный переселенец"
относится преимущественно к гражданам
РФ, которые вынуждены или имеют намерение
покинуть место своего постоянного жительства
на территории другого государства либо
на территории Российской Федерации по
тем же основаниям, что и беженец. Вынужденным
переселенцем может быть признано лицо,
покинувшее место постоянного жительства
на территории Российской Федерации, а
также гражданин бывшего СССР, проживавший
на территории республики, входившей в
состав СССР, прибывший на территорию
РФ по тем же основаниям.
Для получения статуса вынужденного
переселенца необходимо ходатайство лица
в соответствующий территориальный орган
федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций
по контролю и надзору в сфере миграции,
по месту своего нового пребывания в любом
из субъектов Федерации. Лицо, претендующее
на признание его вынужденным переселенцем,
вправе до оставления места жительства
обратиться с ходатайством в федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
на осуществление функций по контролю
и надзору в сфере миграции, или его территориальный
орган по месту предполагаемого переселения
либо в дипломатическое представительство
или консульское учреждение РФ в государстве
своего пребывания для направления данного
ходатайства в федеральный орган исполнительной
власти, уполномоченный на осуществление
функций по контролю и надзору в сфере
миграции, или его территориальный орган
по месту предполагаемого переселения.
Лица, признанные вынужденными
переселенцами, пользуются всеми правами
и несут обязанности гражданина РФ, если
иное не предусмотрено законодательством.
Они вправе самостоятельно выбрать место
жительства на территории РФ, в том числе
в одном из населенных пунктов, предлагаемых
им территориальным органом федерального
органа исполнительной власти, уполномоченного
на осуществление функций по контролю
и надзору в сфере миграции. Вынужденный
переселенец может в соответствии с установленным
порядком проживать у родственников или
у иных лиц при условии их согласия на
совместное проживание независимо от
размера занимаемой родственниками или
иными лицами жилой площади.
Органы государственной власти
и местного самоуправления обязаны оказывать
вынужденным переселенцам всестороннюю
помощь и содействие в устройстве на новом
месте жительства.
Существует точка зрения, согласно
которой приобретение статуса беженца
или вынужденного переселенца влечет
прекращение правоотношений миграции,
а в основе новых правоотношений лежит
фактор оседлости13. Однако здесь следует учесть
концепцию трехстадийности миграционного
процесса. Как отмечает Л.Л. Рыбаковский,
любой завершенный миграционный процесс
состоит из трех стадий: исходной, или
подготовительной стадии, представляющей
процесс формирования территориальной
подвижности населения; основной стадии,
или собственно переселения населения,
миграционных потоков; заключительной,
или завершающей стадии, выступающей как
приживаемость мигрантов на новом месте14. Стадия приживаемости мигрантов
как последняя стадия миграционного процесса
не является одномоментной, она проходит
в течение определенного периода времени.
В этом смысле по отношению к беженцам
и вынужденным переселенцам стадия приживаемости
(адаптации) формально будет длиться до
момента получения статуса гражданина
государства пребывания, статуса постоянно
проживающего в нем лица и т.д.
3.
Вывод
Гражданство является важной
юридической категорией, определяющей
структуру и содержание основ правового
положения человека на территории государства.
Именно гражданство способствует возникновению
устойчивой в пространстве и непрерывной
во времени правовой связи между индивидом
и государством, устанавливающей совокупность
их взаимных публичных прав и обязанностей.
Согласно Конституции РФ 1993 г. гражданство является
единым и равным независимо от оснований
приобретения. Указанные принципы гражданства
РФ означают существование общегосударственного
института гражданства и отсутствие различных
по своей правоспособности категорий
граждан.
Регламентирование государством
вопросов правового положения населения
осуществляется как внутренним, так и
международным правом, поэтому в структуре
института гражданства следует различать
его внутригосударственную и международную
правовую составляющие. Основу содержания
внутригосударственной составляющей
института гражданства Российской Федерации
образуют нормы конституционного права
России.
Содержание института гражданства
РФ оказывает непосредственное влияние
на основы правового положения иностранных
граждан и лиц без гражданства. При этом Конституция РФ 1993 г. устанавливает национальный
режим пребывания названных категорий
лиц на территории Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус
иностранных граждан, лиц без гражданства,
беженцев и вынужденных переселенцев
определяется соответствующими федеральными
законами и подзаконными нормативными
правовыми актами. Различия в правовом
положении названных категорий индивидов
прежде всего обусловлены наличием гражданства
Российской Федерации у вынужденных переселенцев.
Все сказанное позволяет сделать
вывод о том, что действующее гражданское
законодательство РФ, закрепляя предоставление
национального режима иностранным гражданам,
устанавливает также некоторые запреты
и ограничения на осуществление ими отдельных
видов деятельности или реализацию некоторых
субъективных гражданских прав, каждое
из которых, с одной стороны, диктуется
естественными для любого государства
протекционистскими целями, стремлением
обеспечить интересы национальной, государственной
безопасности, а с другой - не носит дискриминирующего
характера и не создает иностранным гражданам
препятствий к осуществлению всех других
видов деятельности и реализации иных
субъективных прав, которыми они обладают
наравне с гражданами России. Реализация
и соблюдение прав человека, предусмотренных
международным правом, таких как право
покидать свою страну и возвращаться в
нее, признание прав и свобод за любым
человеком, находящимся на территории
России, независимо от того, является ли
он ее гражданином, иностранным гражданином
или лицом без гражданства, приобретают
в современных условиях существенное
значение. К лицам, в отношении которых
действуют нормы международного частного
права, с учетом специфики их правового
положения относятся не только иностранные
граждане, но и лица без гражданства, беженцы,
лица, которым предоставляется политическое
убежище, перемещенные лица и др.
В соответствии с Конституцией
в РФ признаются и гарантируются права
и свободы человека и гражданина согласно
общепризнанным принципам и нормам международного
права (п. 1 ст. 17).
На необходимость применения
судами международно-правовых документов
о правах человека было обращено внимание Постановлением Пленума Верховного Суда РФ
от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах
применения судами Конституции Российской
Федерации при осуществлении правосудия".
В последние годы наше государство достаточно
динамично осуществляет процесс вхождения
в международный рынок труда, что повлекло
за собой появление нового участника трудовых
и связанных с ними отношений - иностранного
работника. В крупных городах на работу
принимается все больше иностранных граждан,
как высококвалифицированных специалистов,
так и низкооплачиваемых рабочих.
Список литературы:
Анисимова Н.Н. Правовой статус
беженцев: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002
Басик В.П. Правовое положение
граждан Российской Федерации и иностранцев
в России. М., 2004;
Галиахметова К.Д. Конституционно-правовое
регулирование положения мигрантов в
Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид.
наук. М., 2006;
Искандеров Р.Р. Правовой статус
беженцев в Российской Федерации: Дис.
... канд. юрид. наук. М., 2006;
Кочуков Т.В. Конституционно-правовой
статус иностранных граждан и лиц без
гражданства в Российской Федерации: Дис.
... канд. юрид. наук. М., 2004;
Оздоев М.Д. Конституционно-правовой
статус вынужденных переселенцев и беженцев
в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид.
наук. М., 2003;
Плюгина И.В. Теоретические основы правового
статуса мигрантов // Журнал российского права. 2009. N 3;
Эбзеев Б.С. Миграция населения - в теоретико-правовом аспекте // Журнал российского права. 2008. N 5;
Статья: Несовершенство миграционного
законодательства и угрозы национальной
безопасности РФ (Красинский В.В.) ("Современное право", 2013, N 2)
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С. 95. постатейный) (Григорьев В.В.);
Оздоев М.Д. Конституционно-правовой
статус вынужденных переселенцев и беженцев
в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 37;
Статья: Правовое положение
в Российской Федерации иностранных граждан
и соотечественников, постоянно проживающих
за рубежом и желающих переселиться в
Российскую Федерацию (Ульянова Ю.Е.) ("Современное
право", 2014, N 1).