Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:28, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование гражданства.
Исходя из поставленной цели, необходимо в ходе исследования определить следующие задачи:
1. Проанализировать гражданство в РФ.
2. Изучить правовое регулирование гражданства в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РФ ………………………….6
1.1 Понятие и принципы гражданства в РФ…………………………………..6
1.2 Двойное гражданства и апатризм в РФ…………………………………….....12
2. ГРАЖДАНСТВО В РФ: ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ………………. .23
2.1 Порядок приобретения гражданства РФ………………………………… 23
2.2 Вопросы прекращения гражданства РФ…………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. …...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..37
Гражданство означает наличие у индивида конституционных прав, свобод и обязанностей, установленных каждым конкретным государством.
В
отношении каждого человека
В главах первой и второй Конституции Российской Федерации 1993 г. закрепляются основополагающие нормы о гражданстве Российской Федерации.2
В соответствии с международными стандартами Конституция РФ и федеральное законодательство о гражданстве закрепили, что принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В качестве основных принципов российского гражданства установили принцип недопустимости лишения российского гражданина своего гражданства, защиты и покровительства своих граждан за пределами государства, принцип единого и равного гражданства, возможность иметь двойное гражданство.
Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Эта норма положила конец тому политическому беспределу, когда гражданин нашей страны, критически настроенный к правящему режиму, высылался за границу, с тем чтобы не иметь возможности
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России/ Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин М., 2007 с. 349
2 Конституция РФ. 12.12.1993 г
оказывать воздействие на общественную жизнь своей Родины, как правило, с одновременным лишением его гражданства. Закрепление в ст. 13 Конституции принципа идеологического плюрализма сняло вопрос о высылке по политическим мотивам, так как граждане России вправе придерживаться различной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь.
Российский гражданин не может быть выслан за пределы страны, или выдан другому государству. Однако существует ряд ситуаций, когда нормы Конституции 1993 г. вступают в коллизии с нормами международных конвенций и договоров, ратифицированных до ее принятия. Так, Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., ратифицированная СССР в 1969 г., отмечает, что применение к военным преступлениям и преступлениям против человечества внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является вопросом, вызывающим серьезную озабоченность мирового сообщества, так как оно препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, ответственных за такие преступления. В связи с этим не применяются сроки давности и устанавливается, что государства — участники данной Конвенции должны принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для выдачи лиц, виновных в этих преступлениях.
Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Это одно из главных преимуществ гражданина государства перед лицом без гражданства: государство заботится о своих гражданах, оказывает им всяческую помощь как внутри страны, так и за ее пределами.
Государственные
органы, дипломатические
Соответствующие должностные лица на территории иностранного государства в этих целях имеют право:
- встречаться с российскими гражданами, давать советы и оказывать содействие, включая меры правовой помощи;
- посещать граждан РФ, арестованных, задержанных или отбывающих срок тюремного заключения, оказывать им юридическую помощь.
При этом компетентные органы страны пребывания обязаны уведомить дипломатические представительства Российской Федерации об аресте или задержании российского гражданина и оказать содействие в проведении встречи с ним.
Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это означает, что все лица, имеющие российское гражданство, обладают одинаковым конституционно-правовым статусом независимо от времени и способов его приобретения.
После долгих лет отрицания в России признается двойное гражданство, означающее, что российский гражданин одновременно может иметь двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).1 Это означает, что российский гражданин одновременно может иметь гражданство другого государства или других государств, а также возможность для иностранных граждан принимать гражданство Российской Федерации, не отказываясь от своего предыдущего гражданства.
Принадлежность
лица одновременно к гражданству
двух и более государств (бипатризм)
должно подтверждаться соответствующими
документами. Двойное гражданство может
возникать как по рождению, так и в
Конституция
РФ. 12.12.1993 г
результате приема лица в гражданство другого государства, если оно одновременно не утрачивает прежнее гражданство.
Наряду с территориальными изменениями и миграцией населения основной причиной возникновения двойного гражданства является коллизия в законодательстве разных государств по вопросам приобретения и прекращения гражданства.
Особенность статуса бипатрида ярко проявляется в случае его нахождения на территории третьего государства, то есть государства, гражданином которого он не является. В данном случае бипатрид рассматривается как лицо, имеющее только одно гражданство. Причем, чаще всего это будет гражданство того государства, на территории которого он постоянно проживает. Если установить это трудно, то признается гражданство государства, с которым лицо фактически наиболее связано.
Устанавливая норму о двойном гражданстве, российский законодатель прежде всего ориентировался на граждан государств — бывших республик Советского Союза. В СНГ за пределами государств своей национальности живут 70 млн человек: например, в Казахстане около 6 млн человек принадлежит нетитульной национальности (38% от всего населения страны), в Латвии — 900 тыс. человек (37%).
Отношения по поводу двойного гражданства регламентируются специальным межгосударственным соглашением. На сегодняшний день такие соглашения заключены Россией с Туркменистаном и Таджикистаном. Статус лица с двойным гражданством, согласно этим соглашениям, включает в себя следующие положения:
- лицо, состоящее в гражданстве обеих стран, в полном объеме пользуется правами и свободами, а также несет обязанности гражданина той страны, на территории которой оно постоянно проживает;
- социальное обеспечение лиц, состоящих в гражданстве таких стран, производится в соответствии с законодательством государства, на территории которого они постоянно проживают, если иное не предусмотрено соответствующими соглашениями;
- лица
с двойным гражданством проходят обязательную
военную службу в том из двух государств,
на территории которого они постоянно
проживают на
момент призыва. При этом лица, прошедшие
обязательную военную службу в одном из
них, освобождаются от призыва на военную
службу в другом;
- лица,
состоящие в гражданстве обеих стран,
вправе пользоваться защитой и покровительством
каждой из этих стран. Защита и покровительство
для этих
лиц в третьем государстве предоставляются
тем государством, на территории которой
они постоянно проживают, либо, по их просьбе,
другим государством, гражданство которого
они также имеют.
На данный момент в Российской федерации не принят закон, регулирующий порядок и условия приобретения гражданства иностранных государств. Поэтому до принятия данного закона вопросы двойного гражданства будут решаться исключительно посредством заключения международных соглашений. Однако даже после принятия, соответствующего федерального закона приоритет в данном вопросе будет отдан международным соглашениям, поскольку реальное приобретение гражданства иностранного государства с последующей реализацией прав и свобод индивидом возможно лишь при наличии соответствующего международного соглашения.
Все
вышеперечисленные
1.2. Двойное гражданство и апатризм
Под двойным (множественным) гражданством
понимается сложное правовое состояние,
выражаемое через сложное правоотношение,
1Вилков
Г. Е. “Международные отношения”/Г.Е. Вилков-М.,1964
- С. 61.
оформляющее многосоставное социально-политическое, экономическое,
культурное и нравственное взаимоотношение между представителями гражданства и личностью по ответственному обладанию человеком всем или коренным комплексом прав и обязанностей гражданства наравне с лицами его категории гражданства.1
Для уяснения характеристик этого многосоставного определения следует иметь в виду, что, как правило, в качестве представителей гражданства выступают государства, их автономные и суверенные части; специфические государственные образования, в том числе международные организации, посредством членства в которых государства предоставляют гражданство; правительства, не имеющие территорий, и т.д.
Таким образом, двойное гражданство можно определить как правовое положение лица, свидетельствующее о том, что оно является гражданином двух или более государств в соответствии с их законами.
Следует иметь в виду, что не все государства и иные предоставители гражданства гарантируют равное гражданство, так как они разделяют своих граждан на неравноправные категории. Так, в ряде государств отличаются в объеме прав и обязанностей гражданства натурализованные граждане и граждане по происхождению; встречается похожее деление граждан на собственно граждан, обладающих наибольшим комплексом прав в государстве — граждан метрополий, и лиц национальной принадлежности — граждан, имеющих ограниченный статус гражданства, то есть обладающих коренными правами и обязанностями гражданства.
Исторически двойное гражданство возникло
почти одновременно с появлением гражданства.
Дарование права гражданства иностранцу
было существенным нарушением национального
культа. Вот почему религиозная и политическая
ассоциация семей, родов и племен вначале
была очень скупой, но
1 Григорьев А. А. К вопросу формирования
права на множественное гражданство //
Журнал международного права и международных
отношений. № 2. 2001 г. С. 33
смешение культур и народов не могло не привести к образованию множественности гражданства и необходимости его регулирования.
Современная систематическая международно-правовая регламентация двойного гражданства, видимо, начинается с 1868 года с началом заключения США серии международных договоров, известных как Банкрофтовы договоры.
Они получили такое наименование по фамилии посла в Берлине, считающегося инициатором их заключения.
Для постижения сути такого правового феномена, который обычно именуют двойным гражданством, необходимо сказать несколько слов о причинах его возникновения. Как правило, множественное гражданство возникает из-за неурегулированности вопросов гражданства. Среди конкретных причин возникновения состояния бипатризма обычно называют следующие.
“Первая — через рождение, когда государство места рождения признает гражданство по принципу jus soli (права почвы) и государство, к которому принадлежит один из родителей, предоставляет свое гражданство по принципу jus sangiunis (права крови). Вторая — через заключение брака, когда государство жены сохраняет ей гражданство, а государство мужа предоставляет ей гражданство. Третья — через эмиграцию, когда эмигрант приобретает новое гражданство, не теряя при этом старого”1
Наряду с приведенными общепринятыми основаниями, условно можно выделить и специфические основания, которые характеризуются:
- специальным объектом;
- относительно специфическими условиями возникновения множественного гражданства.
Например, И. К. Городецкая выделяет некоторые иные трудные моменты в праве, фактические ведущие к возникновению множественного гражданства у детей: “… при изменении гражданства родителями или одним из них, когда родители ребенка неизвестны или являются лицами без гражданства, при