Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:28, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование гражданства.
Исходя из поставленной цели, необходимо в ходе исследования определить следующие задачи:
1. Проанализировать гражданство в РФ.
2. Изучить правовое регулирование гражданства в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РФ ………………………….6
1.1 Понятие и принципы гражданства в РФ…………………………………..6
1.2 Двойное гражданства и апатризм в РФ…………………………………….....12
2. ГРАЖДАНСТВО В РФ: ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ………………. .23
2.1 Порядок приобретения гражданства РФ………………………………… 23
2.2 Вопросы прекращения гражданства РФ…………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. …...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..37
- в связи с образованием новых государств в результате объединения двух или нескольких государств в одно государство;
- в связи с разделением одного государства и образованием нескольких государств.
Исходя из этого, натурализация в силу правопреемства может иметь место в результате появления нового субъекта международного права.
Приобретение гражданства в силу правопреемства также может иметь место:
- при заключении соглашений о репатриации;
при переходе части территории от одного государства к другому, а также при обмене отдельных участков территории между сопредельными государствами;
- при добровольном выборе гражданства — оптации;
при автоматическом
изменении гражданства —
Под оптацией следует понимать предоставляемый международным договором свободный выбор отдельным лицом гражданства одного из договаривающихся государств. Различают позитивную оптацию, то есть отказ в пользу какого-то государства, и негативную – отказ от одного из своих гражданств.
Значительное число международных договоров об оптации было заключено Советским Союзом после войны 1941 – 1945 гг., что было связано с некоторыми территориальными изменениями.
К таким договорам относятся договор между СССР и Чехословакией о Закарпатской Украине от 29 июня 1945 года, содержащий положение об оптации гражданства одной из договаривающихся сторон, но в каждом случае лишь с разрешения того государства, гражданство которого оптировалось. Срок оптации был установлен 12 месяцев.1
Согласно данному соглашению право самостоятельной
оптации предоставлялось с 18-тилетнего
возраста, причем оптация осуществлялась
как с согласия той договаривающейся стороны,
чье гражданство оптировалось, так и с
согласия той стороны, гражданство которой
утрачивалось в результате оптации. Оптанты
имели право при переселении брать с собой
членов своих семей. Упущение сроков оптации
влекло закрепление за лицом гражданства
того государства, на территории которого
он проживал постоянно.
2.2. Вопросы прекращения гражданства РФ
В современном международном праве вопросы лишения гражданства разработаны сравнительно слабо. В статье 8 Конвенции о сокращении безгражданства 1961 года содержится обязанность государства не прибегать к лишению лиц гражданства, если это решение делает их апатридами. Вместе с тем эта норма не является общепризнанной.
Утрата гражданства возможна в результате добровольного выхода из гражданства — экспатриации, которая бывает свободной и разрешительной.
В настоящее время во многих государствах мира свободная экспатриация не запрещена, так как право лица на свободный выход из гражданства закреплено в статье 12 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года.
В результате выхода из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями:
- по ходатайству
гражданина. Закон предусматривает возможность
отклонения такого ходатайства, если гражданин
проживает или намеревается поселиться
в
1Вилков
Г. Е. “Международные отношения”/Г.Е. Вилков-М.,1964
- С. 61.
стране,
не связанной с Россией
помощи,
и имеет либо имущественные обязательства
перед физическими или
- в порядке регистрации. Такая форма может иметь место, если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства РФ, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, а также если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше и связанные с ограничениями выхода из гражданства по ходатайству.
Закон определяет случаи, когда выход из гражданства России не может быть осуществлен ни по ходатайству, ни в порядке регистрации. Выход невозможен после получения повестки о призыве на срочную военную службу и до ее окончания, а также в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства России, либо привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.
В результате отмены решения о приеме в гражданство РФ. Такая форма применяется в отношении лиц, приобретших гражданство на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов. Сам факт представления таких сведений и документов устанавливается в судебном порядке. При этом отмена решения о приеме в гражданство России не освобождает данное лицо от ответственности. Отмена решения о приеме в гражданство РФ не распространяется на супруга и детей лица, приобретших такое гражданство вместе с ним, в том случае, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство было приобретено незаконным путем. Установлен срок (5 лет после приема), в течение которого возможна отмена решения о приеме в гражданство.
В результате выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории. При изменении границ лицо, проживающее на территории, выходящей из состава России, может прекратить российское гражданства.
По другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.
По иным основаниям, предусмотренным Законом "О гражданстве РФ". К таким основаниям относится случай, когда оба родителя прекращают гражданство России. В такой ситуации дети в возрасте до 14 лет следуют гражданству родителей, то есть тоже прекращают гражданство России.
Разрешительная система выхода из гражданства заключается в прекращении гражданства на основе принятого решения компетентного государственного органа по заявлению заинтересованного лица, причем в некоторых государствах требуется подтверждение того, что лицо приобретает новое гражданство.
Так, до распада Советского Союза правовая доктрина исходила из устойчивости гражданства как фактической связи лица с государством. Например, декрет ВЦИК РСФСР от 1 апреля 1918 года “О приобретении прав российского гражданства” требовал извещения иностранных государств о приобретении советского гражданства лицами, которые ранее состояли гражданами этих государств.
Согласно декрету СНК РСФСР 1921 года “О принятии иностранцев в российское гражданство”, лица, проживающие в пределах РСФСР, принятые в российское гражданство и не ликвидировавшие своих отношений по гражданству (подданству) с иностранным государством, лишались права апеллировать для защиты своих интересов к правительству той страны, гражданами которой они ранее состояли .
Законы о гражданстве СССР 1978 года (ст.
8) и 1990 года (ст. 11) устанавливали, что “за
лицом, являющимся гражданином СССР, не
признается
принадлежность к гражданству иностранного государства” .1
Утрата гражданства возможна и при денатурализации, то есть принудительном лишении гражданства натурализованных лиц государством, которая в большинстве государств производится в соответствии со специальными внутригосударственными правовыми актами, в основе которых лежит принцип утраты связи натурализованного лица с государством, предоставившим ему гражданство.
Принудительное лишение гражданства в
силу закона может осуществляться автоматически
без всякого производства по делу, в частности,
по причине неопределенно долгого пребывания
за границей, особенно в государстве прежнего
гражданства. Причиной денатурализации
могут послужить сообщение заведомо ложных
сведений при натурализации, грубое нарушение
прав гражданина и другие причины. 2
Конституция РФ. 12.12.1993 г
2 Авакьян С. А. Гражданство Российской Федерации/ С.А. Авакьян М., 1994
Таким образом, из всего сказанного можно заключить, что, существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Государственная власть и население связаны единством территории. В государственно- организованном обществе существует потребность юридического закрепления того факта, что в политическом отношении большинство населения государства живет на его территории. Постоянное проживание на территории государства - наиболее типичный и прочный вид фактической связи лица с государством. Наличие такой связи и закрепляется юридически - институтом гражданства.
Социальную основу гражданства, таким образом, составляет фактическая принадлежность лица к государственно-организованному обществу, в рамках которого осуществляется государственная власть, или, другими словами, принадлежность к государству. Эта принадлежность индивида к государству выступая в юридической форме, получает политико-правовое выражение в институте гражданства, нормы которого определяют основания и порядок приобретения, прекращения гражданства и т.д. Трактовка гражданства как членства лица в государстве логична е позиций понимания государства в качестве публично-правового союза населения в рамках определенной территории, политически организованной общности людей. С юридической точки зрения гражданство выступает как явление, с одной стороны, «объективного права», а с другой «субъективного права». В первом случае оно представляет собой институт конституционного права. Во втором случае речь идет о гражданстве как о признанной (закрепленной) законом принадлежности лица к конкретному государству. В этом качестве гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства (его приобретения, прекращения и т.д.).
Распространенным в юридической литературе является рассмотрение гражданства в качестве правоотношения, субъектами которого выступают государство и гражданин. Различия во мнениях проявляются лишь как расхождения в «наборе» их взаимных прав и обязанностей. Однако следует учитывать, что с признанием принадлежности лица к государству последнее берет на себя одновременно обязанность защиты этой правовой связи. Здесь просматривается внутренняя прямая связь двух сторон в деятельности одного субъекта (государства): признание принадлежности и охрана этого признания, через которую и проявляется в данном случае его социальная сущность и назначение. Такое отношение не может быть подменено связью разных субъектов, как это делается при рассмотрении гражданства в качестве правоотношения. Признание за лицом гражданства со стороны государства не может быть поставлено в один ряд с установлением юридических прав и обязанностей лица, выступающего гражданином данного государства. Возникающие, при этом связи разноплановы и не могут быть отождествлены. Иными словами, нужно четко различать связи разных порядков.
Положения международно-правовых документов о гражданстве (см., например: ст. 15 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.; п. 3 ст. 24 Международного пакта о гражданских и политических; правах 1966 г.) свидетельствуют о том, что нормальная и наиболее полная реализация прав человека связана с наличием у индивидов определенного гражданства. Признание же безусловного права лица на гражданство означало бы возведение индивида в ранг субъекта международного права в одном ряду с государством, что привело бы на практике к вмешательству во внутренние дела государств. Право на гражданство не должно противоречить суверенитету государств и другим общепризнанным принципам и нормам международного права. Что касается оснований признания этого, права за конкретными лицами, условий и порядка его осуществления, то это полностью относится к внутренней компетенции государств.
Часть 1 ст. 6 Конституции устанавливает,
что гражданство Российской
Федерации приобретается и прекращается
в соответствии с федеральным
законом. В соответствии с этим положением
согласно п. «в» ст. 71 Конституции гражданство
в Российской Федерации относится к ведению
Российской Федерации. Эти функции федеральная
власть не может передать субъектами Российской
Федерации. В настоящее время отношения,
связанные с гражданством Российской
Федерации, регулируются Законом Российской
рации «О гражданстве Российской Федерации»
от 28 ноября 1991 г. с
изм. и доп. Согласно п. «а» ст. 89 Конституции
Президент Российской Федерации решает
вопросы гражданства Российской Федерации.
Механизм
реализации указанного закона конкретизирован
в Положении о порядке
расе вопросов гражданства Российской
Федерации, утвержденном Указом Президента
Российской Федерации от 10 апреля 1992 г.
в редакции Указа от 27 декабря 1993 г. №386
(САПП. 1994. №4. Ст. 302). Нормы о гражданстве
в Российской Федерации содержатся также
в ряде нормативных актов субъектов Федерации,
в Семейном кодексе Российской Федерации,
в международных договорах России. Иными
словами, реализация положений международно-правовых
актов о гражданстве зависит от комплекса
тех прав личности, которые возникают
у нее в соответствий с национальным законодательством
о гражданстве. При этом, естественно,
государства должны уважать те положения
о правах лица, касающиеся гражданства,
которые выработаны международным правом.1