Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:28, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование гражданства.
Исходя из поставленной цели, необходимо в ходе исследования определить следующие задачи:
1. Проанализировать гражданство в РФ.
2. Изучить правовое регулирование гражданства в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РФ ………………………….6
1.1 Понятие и принципы гражданства в РФ…………………………………..6
1.2 Двойное гражданства и апатризм в РФ…………………………………….....12
2. ГРАЖДАНСТВО В РФ: ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ………………. .23
2.1 Порядок приобретения гражданства РФ………………………………… 23
2.2 Вопросы прекращения гражданства РФ…………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. …...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..37
1
Жухманов М. С. Двойное гражданство —
это правовая аномалия /Дипломатический
вестник .М., 1995. № 7. С.51
усыновлении детей”.
Множественное гражданство зачастую возникает при недостаточно урегулированных территориальных цессиях — переходах части территории от одного государства к другому (обмене территориями) и осуществляемых при этом трансфертах (приобретении гражданства помимо желания), либо при обычно не содержащих права оптации, одновременном притязании государств
на какого-либор человека при создании, изменении и появлении новых правовых актов, что также иногда происходит при образовании новых государств.
Таким образом, двойное гражданство возникает:
- при территориальных изменениях;
- при миграции населения;
- в случае коллизии при применении норм о приобретении гражданства;
- в результате смешанных браков и при усыновлении;
- при натурализации, если лицо, приобретающее гражданство другой страны, не теряет своего прежнего гражданства.
Несмотря на все многообразие причин возникновения бипатризма, представляется, что одной из наиболее распространенных причин возникновения множественного гражданства является несогласованность действий государств при регулировании своего гражданства, проистекающих из суверенитета и принципа равенства. Именно это чаще всего и приводит к правовым коллизиям и, очевидно, породило такую точку зрения, что бипатризм “возникает только в силу норм национального законодательства различных государств”.
Соглашаясь, в принципе, с этим утверждением, следует допускать, что такое обстоятельство является основным, но не единственным источником бипатризма.
Еще Конвенция, регулирующая некоторые вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, устанавливала, что каждое государство в соответствии со своим законом определяет, кто является его гражданами. Там же широко поставлена проблема правомерности этих законов: “Данный закон признается другими государствами в случае его соответствия международным конвенциям, международному обычаю и общепризнанным принципам права, касающимся вопросов гражданства”.
В силу определенных социально-экономических, политических, идеологических и других причин институт двойного гражданства признается в ряде государств мира. Бипатризм, с одной стороны, создает для государства определенные социально-экономические и политические преимущества, а с другой — нарушает оптимальный режим регулирования правового статуса индивида и может негативно отражаться на отношении других лиц в обществе с бипатридами. Бипатрид имеет возможность пользоваться правами по законам государств, гражданство которых он имеет. Одновременно он имеет двойную обязанность. В рамках таких правоотношений могут возникнуть коллизии, что, в свою очередь, приведет к межгосударственным проблемам. В частности, бипатрид не может обеспечить равное выполнение своих обязанностей по отношению к государствам, наделившим его своим гражданством. Тем самым он дискриминирует то государство, для которого он выполняет меньше обязанностей. В свою очередь, одно из этих государств может дискриминировать самого бипатрида.
Законодательство большинства государств о гражданстве, как и международно-правовые нормы, регулирующие эти отношения, направлено на ограничение и сокращение числа лиц с двойным гражданством. В то же время не исключается возможность иного решения вопроса в интересах личности при соблюдении соответствующих интересов того или иного государства.
Основные аргументы, касающиеся необходимости взаимодействия и регулирования множественного гражданства, представляется возможным разделить на две группы, исходя из его последствий:
- нежелательные последствия для государства;
- нежелательные последствия для граждан.
В качестве отрицательных последствий для государств обычно одним из самых распространенных называют сложность применения права к лицам, обладающим двойным гражданством, как государствами гражданства, так и третьими государствами.
К числу часто упоминаемых негативных последствий для граждан следует отнести недостаточную эффективность дипломатической защиты лиц с множественным гражданством государствами гражданства данного лица и сложности с прохождением службы в вооруженных силах государств, исполнением аналогичных обязанностей.
Ряд вопросов может вызвать обязанность по уплате бипатридами налогов в различных государствах, вследствие нахождения там собственности. Некоторые исследователи отмечают риск считаться врагом обеих стран во время войн, вооруженных конфликтов или обострения взаимоотношений. Трудные моменты могут возникнуть и тогда, когда лицо заявляет право на наследование, на компенсацию за утрату имущества (ущерб) и в иных подобных ситуациях.
Впрочем, эти и другие проблемы можно разрешить при наличии доброй воли политическими, правовыми мерами в рамках существующего положения в международном и внутреннем праве. Но, несмотря на это, в теории права довольно широко воспринята такая точка зрения, что “бипатризм является злом, неблагоприятным фактором и даже подлежит устранению”, хотя вряд ли это возможно.
Как уже отмечалось, многие государства официально поощряют двойное гражданство или разрешают обладание множественным гражданством, а также успешно решают проблемы в связи с ним, извлекая при этом определенные выгоды.
В определенных условиях множественное гражданство может предоставить гарантии и более эффективной дипломатической защиты, особенно когда одно из государств гражданства сильно в экономическом плане или имеет лучший дипломатический опыт. Зачастую множественное гражданство дает человеку реальную возможность обладать всеми или почти всеми правами в государствах гражданства, что особенно важно для предпринимателей, которые, во-первых, могут избежать необоснованного преследования финансовых органов государств, а, во-вторых, открыть на равных свое дело во многих странах со стабильным экономическим ростом и политическим режимом.
Вместе с тем сложилось устойчивое мнение, подтверждаемое рядом международных договоренностей, о том, что в настоящее время международное сотрудничество государств “направлено на сокращение числа лиц с двойным гражданством, предотвращение случаев их нового появления и определении прав и обязанностей в отношениях гражданина с государством его гражданства”.
Если согласиться с существованием такой позиции, то следует отметить и такое традиционно имеющееся направление в международном и государственном праве, как регулируемое увеличение числа лиц с двойным гражданством, регулируемое увеличение множественного гражданства, которое отличается разнообразной дифференциацией, исходя из особенностей.
В международной практике можно выделить три различных подхода к двойному гражданству:
- признание двойного гражданства;
- запрещение двойного гражданства;
- допущение двойного гражданства.
В соответствии с этим в международной практике выделяют три вида договоров, посвященных вопросам двойного гражданства.
Первый вид — договоры, направленные на урегулирование вопросов двойного гражданства, примером которого может служить Соглашение между Российской Федерации и Туркменистаном по данному вопросу от 23 декабря 1993 года.
Второй — договоры, направленные на ликвидацию двойного гражданства. Значительное число договоров о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства в свое время заключил СССР со странами социалистического лагеря. Так, в период с 1956 – 1958 гг. были подписаны двусторонние конвенции с Югославией, Венгрией, Румынией, Албанией, Чехословакией, Болгарией, КНДР, Польшей, ГДР об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством.
Но поскольку договоры с социалистическими странами 50-х годов не разрешили полностью данной проблемы, в 60 – 70 годы СССР заключил ряд новых договоров о предотвращении возникновения случаев двойного гражданства: в 1963 г. — с Венгрией, в 1965 г. — с Польшей, в 1966 г. — с Болгарией, в 1969 г. — с ГДР, в 1975 г. — с МНР, в 1978 г. — с Румынией и Чехословакией.
Эти договоры включали новые положения, направленные на разрешение проблемы двойного гражданства и предусматривали единый порядок решения вопросов о гражданстве бипатридов, сохраняющий гражданство только одного государства.
В целом все указанные договоры содержали следующие правовые меры.
При приобретении гражданства другой договаривающейся стороны первичное гражданство считается утраченным.
Перед натурализацией необходимо предоставить разрешение о выходе из гражданства другого государства. Здесь следует отметить, что данная норма содержалась уже в первом договоре по вопросам гражданства между СССР и МНР от 24 апреля 1937 года.
В большинстве конвенций указывалось на то, что проживающие на территории одной из договаривающихся стран лица, которых обе стороны на основе своего законодательства считают своими гражданами, могут избрать гражданство любой из сторон.
Конвенции устанавливали годичный срок для избрания гражданства, если в указанный срок лица не избирали гражданство, то их считали гражданами того государства, на территории которого они проживали.
Гражданство детей при различном гражданстве родителей определялось соглашением между родителями. В случае отсутствия такого соглашения дети сохраняли гражданство того государства, где они постоянно проживали.
Такое положение содержалось как в Конвенциях 50-х годов, так и в договорах 70 – 80-х годов. В Договоре о предотвращении двойного гражданства, заключенном в июне 1980 года между Чехословакией и СССР, предусматривались меры по предотвращению двойного гражданства у детей.
В частности, указывалось, что если один из родителей имеет советское гражданство, а другой — чехословацкое, то для ребенка, родившегося после вступления в силу договора, родители могут избрать гражданство одной из договаривающихся сторон. О выборе гражданства родители должны были подать совместное заявление не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка.
Третий вид договоров — договоры, направленные на устранение последствий двойного гражданства. Они включают ряд положений многосторонней Гаагской конвенции о некоторых вопросах, относящихся к коллизии законов о гражданстве 1930 года, Европейской конвенции о сокращении случаев множественности гражданства 1963 года и ряд двусторонних договоров, соглашений и конвенций.
Следует обратить внимание на то, что в различных правовых системах по-разному определяют процесс и момент прекращения гражданства. Даже при физической смерти человек иногда продолжает оставаться гражданином своей страны.
Международно-правовое сообщество при помощи и на основе международно-правовых актов способно решить и решает вопросы устранения двугражданства с использованием следующих правовых механизмов:
- исключения действия принципа “права почвы”;
- нотации;
- добровольного отказа от одного из гражданств, имеющихся у индивида.
Из всего этого напрашивается вывод о том, что двойное гражданство может исчезнуть в следующих случаях:
- в случае выхода из гражданства всех государств либо всех, за исключением одного;
- при эффективных и согласованных действиях всех государств, исключающих - появление множественного гражданства;
- при исчезновении самого гражданства как такового или установления единого для всех гражданства типа “гражданин мира” или “гражданин вселенной”.
Несмотря на все вышесказанное, двойное
гражданство является естественно возникающим
правом, которое, как и всякое иное право,
может использоваться его обладателями
как во благо или во зло в зависимости
от разных факторов. Данное право может
быть ограничено, как и другие права в
демократическом обществе, в целях устранения
возможности злоупотребления им или устранения
иных угроз, связанных с ним, но такое ограничение
не должно уничтожать названное право.
Способствовать грамотному и эффективному
решению проблем должна высококачественная
разработка проблемы двойного гражданства
и создание основ, регламентирующих институт
двойного гражданства.1