Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 18:28, курсовая работа
Целью настоящей работы является исследование гражданства.
Исходя из поставленной цели, необходимо в ходе исследования определить следующие задачи:
1. Проанализировать гражданство в РФ.
2. Изучить правовое регулирование гражданства в РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА В РФ ………………………….6
1.1 Понятие и принципы гражданства в РФ…………………………………..6
1.2 Двойное гражданства и апатризм в РФ…………………………………….....12
2. ГРАЖДАНСТВО В РФ: ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ………………. .23
2.1 Порядок приобретения гражданства РФ………………………………… 23
2.2 Вопросы прекращения гражданства РФ…………………………………. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. …...33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………..37
Апатризм — правовое состояние лица, при котором оно не состоит в гражданстве какого-либо государства.
Определение безгражданства содержится в статье 1 Конвенции о статусе апатридов, принятой в Нью-Йорке 28 сентября 1954 года, гласящей: “В настоящей Конвенции под термином “апатрид” подразумевается лицо, которое не рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона”.
В указанном случае термин “гражданин” относится к лицу, которому гражданство было предоставлено государством.
В 1961 году в рамках ООН была принята Конвенция о сокращении безгражданства, вступившая в силу 31 декабря 1975 года и нацеленная на установление благоприятных условий для приобретения апатридами гражданства государства постоянного проживания и исключения возможности обретения лицом статуса апатрида при экспатриации. По смыслу Конвенции дети апатридов должны приобретать гражданство по месту рождения, то есть по “праву почвы”.
В случае территориальных изменений Конвенция предписывает государствам предусмотреть в договорах о передаче территории гарантии от возникновения безгражданства.
Апатризм может возникнуть:
- в случае, когда одно государство лишает лица своего гражданства и не предоставляет ему возможность сразу приобрести гражданство другого государства;
- при утрате гражданства, если данное лицо добровольно вышло из гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом государстве;
- при изменении гражданства женщины по причине вступления в брак, когда в соответствии с законодательством страны ее гражданства она при вступлении в брак автоматически теряет прежнее гражданство;
- в определенных случаях вследствие территориальных изменений.
На лиц без гражданства полностью распространяется юрисдикция того государства, на территории которого они проживают.
Естественно, апатризм исключает наличие
прочной политико-правовой связи лица
без гражданства с государством и предоставляет
собой отрицательное явление как для государства,
так и для апатридов, так как последние
ограничены в правах и не могут претендовать
на дипломатическую защиту какого-либо
государства.
2. ГРАЖДАНСТВО В РФ. ПРОЦЕДУРНЫЕ ВОПРОСЫ.
Гражданство следует рассматривать и как правовую категорию, связанную с населением государства. Необходимо различать фактическое население, о котором уже говорилось выше, и население в государственно-правовом смысле. К последнему относятся лишь граждане данного государства, но не только те, которые проживают на его территории, но и находящиеся за рубежом.
При нынешнем состоянии норм международного права о гражданстве, которое главным образом состоит из обычных правил, вопросы приобретения гражданства являются в принципе суверенной областью государства. При этом международно-правовые стандарты в области гражданства должны сосуществовать с принципом невмешательства во внутренние дела государства. Однако такие вопросы, как гражданство, могут составлять предмет обязательств, взятых государством по отношению к другим государствам, и таким образом, перестают быть исключительным делом государства. В этих случаях вопрос о том, имеет ли государство право действовать определенным образом, приобретает международный характер.
Каждое государство в силу своего суверенитета самостоятельно регулирует вопросы приобретения и утраты гражданства.
Так, к способам приобретения гражданства относят:
- приобретение гражданства по рождению (происхождению);
- приобретение гражданства путем натурализации;
- приобретение гражданства в результате реинтеграции (восстановления), которая может иметь место в случае отмены решения о незаконном лишении гражданства;
- приобретение гражданства в результате пожалования, как случая предоставления гражданства за особые заслуги перед государством.
Основным способом приобретения гражданства является получение его в силу рождения (филиация), что вполне объяснимо: основная масса людей, получив гражданство при рождении, не меняет его на протяжении всей своей жизни.
Для признания у родившегося лица права на гражданство важно, на какой территории он родился либо гражданами какого государства являются его родители. Эти обстоятельства, которые законодательство государств кладет в основу при решении вопросов о приобретении и утрате гражданства, относят к принципам "права крови" (jus sangiunis) и "права почвы" (jus soli).1
Согласно принципу "права крови" гражданами государства являются все лица, рожденные от граждан данного государства, то есть гражданство ребенка определяется гражданством его родителей и не зависит от места рождения. Этому принципу следуют многие страны Европы, в том числе и Россия.
Согласно принципу "права почвы" (территориальный принцип), гражданство определяется по месту рождения ребенка и не зависит от гражданства его родителей. "Право почвы", согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года и Факультативному протоколу об обязательном разрешении споров к Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, не распространяется на детей иностранных дипломатов и консулов.
В случае коллизии этих двух принципов возможно возникновение двойного гражданства. Так, интересный случай возникновения двойного гражданства был описан в журнале “Kobiela i zycie” (15.06.95 г., Польша).
Гражданка Аргентины Роза Бисьон летела
самолетом к супругу в Нью-Йорк. При взлете
в Рио-де-Жанейро у женщины начались роды.
На свет появился мальчик. Мать чувствовала
себя хорошо и собиралась продолжить полет,
но возникли препятствия в виде правовых
предписаний. Ребенок, родившийся в Бразилии,
автоматически становился гражданином
этой страны и как бразильский гражданин,
должен был выполнить все формальности,
необходимые для бразильцев, выезжающих
за границу.
Энциклопедический юридический словарь. ML, 2008, с. 78.
Ребенку необходимо было иметь метрики с согласием отца, находящегося в Нью-Йорке, а также иметь паспорт, так как он не мог быть вписан в паспорт матери, являющейся гражданкой Аргентины.
Во многих правовых системах при смешанном браке гражданство ребенка могут определить сами его родители путем подачи совместного заявления в органы регистрации актов гражданского состояния.
Что касается приобретения гражданства Российской Федерации по рождению, то порядок приобретения гражданства по рождению регламентирован статьей 12 ФЗ РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации”1.
Согласно нормам этой статьи, ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:
- оба его родителя или единственный родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);
- один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения не известно (независимо от места рождения ребенка);
- один из родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
- оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранцами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.
Как видно из приведенного выше, основным принципом приобретения гражданства РФ по рождению является “право крови”, однако в последнем случае законодатель применяет территориальный принцип “права почвы” с оговоркой “если государства, гражданами которых являются его родители, не
Федеральный Закон Российской Федерации от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ “О гражданстве Российской Федерации” /Собрание законодательства Российской Федерации, 03.06.2002. № 22. ст. 2031
предоставляют ему свое гражданство”.
Другим способом приобретения гражданства является так называемое укоренение, или приобретение гражданства в порядке натурализации. Международному праву известны индивидуальная натурализация, производимая по заявлению индивида, а также натурализация в силу правопреемства государств.
Приобретение гражданства в порядке натурализации является добровольным актом волеизъявления со стороны натурализуемого лица. Это выражается как в подаче заявления о натурализации, так и в молчаливом согласии при территориальном изменении государства.
Очевидно, что натурализация без согласия государства невозможна. Также недопустимы односторонние действия государства, направленные на навязывание своего гражданства гражданину другого государства или лицу без гражданства, как противоправные с точки зрения норм международного права. Такая натурализация считается принудительной и является ничтожной с самого начала.
Практически во всех государствах в законодательном порядке закреплены определенные предпосылки натурализации, основной из которых является домицилий — ценз оседлости — определенной длительности. Для России такой ценз оседлости составляет 5 лет (п. “а” ч. 1 ст. 13 ФЗ “О гражданстве РФ”).1 Условие о необходимости фактической связи с государством, или оседлости, содержится в ряде международно-правовых актов. Кроме того, законодательно может быть закреплен и ряд дополнительных условий: знание языка, достижение определенного возраста, наличие законного источника средств к существованию и др.
Во многих государствах в качестве условия
натурализации законодательно предусматривается
принесение присяги в верности государству.
В то же время индивидуальная натурализация
в практике некоторых государств ограничивается
в законодательном порядке различными
оговорками
Конституция
РФ. 12.12.1993 г
дискриминационного
характера в отношении
В законодательстве и практике многих государств утвердилось положение о том, что “жена следует гражданству мужа”. В то же время в большинстве правовых систем закреплен принцип, согласно которому вступление в брак с иностранцем не влияет на гражданство женщины. Данный принцип существовал в законодательных актах СССР, а в настоящее время нашел отражение в статье 8 Федерального закона “О гражданстве РФ”, где указано,
что заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданство РФ, не влечет за собой изменение гражданства.
Конвенцией о гражданстве замужней женщины 1957 года (ст. 3) и Конвенцией о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст.9) установлено, что женщина, вступая в брак с иностранцем, имеет право сохранить свое гражданство или в порядке добровольной натурализации принять гражданство мужа.1
Если натурализация основана на законе,
то она не зависит от личного выбора лица.
Натурализация по указанному основанию
имеет место в случае усыновления, установления
опеки, признания отцовства, поступления
на военную или государственную службу.
Так, в ряде латиноамериканских государств
и в США предусмотрен принцип “лояльности
лица в отношении своего государства”,
согласно которому гражданин теряет первичное
гражданство в случае поступления на государственную
службу для ведения
Конституция РФ.
12.12.1993 г
подрывной деятельности.
Натурализация в силу правопреемства государств имеет место при заключении мирных договоров, специальных соглашений по территориальным вопросам: