Правовое регулирование гражданства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:22, реферат

Описание работы

Наибольшую часть населения любой страны составляют его граждане. Небольшая часть населения - иностранцы, т.е. граждане других государств, постоянно или временно проживающие в России. Есть лица без гражданства, т.е. не имеющие гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным гражданством - граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 49.99 Кб (Скачать файл)

Нельзя приобрести на основании  брака гражданство другой страны, не выходя из российского гражданства - закон этого не разрешает. Правда, право некоторых стран этому  не препятствует, и есть случаи, когда  наши соотечественники - чаще женщины - становились гражданами других государств, сохраняя российское гражданство. Наше государство негативно относится  к такой практике.

В России в последние годы возросло количество смешанных браков. Причина, видимо, не только в том, что  РФ превратилась в открытое государство, повлияло и ухудшение условий  жизни - и материальных, и нравственно-психологических. В 1996 г. в Московском дворце бракосочетаний было зарегистрировано 1030 браков с  иностранцами. В том числе с американцами - 138, выходцами из стран бывшей Югославии - 93, из Сирии - 87, Германии - 55, Израиля - 51, Афганистана - 44, Великобритании, Иордании и Пакистана - по 36, Турции - 30, Австралии, Алжира, Нидерландов, Японии - по 12, Бенин, Венгрия - по 7. Браки с выходцами из других стран в основном единичны. Но всего «брачные партнеры» россиян представляли 100 стран.[11]  

Чаще всего после заключения брака супруги уезжают в другое государство. В связи с этим возникают  проблемы обеспечения прав и интересов  российских гражданок и граждан, состоящих в смешанных браках. Особенно часто речь идет о детях  и об имущественных правах. Хотя наша Конституция и говорит о  защите и покровительстве, обеспечиваемых гражданам РФ за рубежом, никаких специальных механизмов для этого пока не создано.

Бывает так, что прожив много лет в стране своего супруга, россиянки после развода возвращаются домой без средств к существованию, с детьми, не знающими русского языка. Поскольку многие уезжали из одной страны (СССР), а возвращаются в другую - РФ, возникает серьезная проблема адаптации.

Важное новеллой российского  закона о гражданстве является то, что в целях противодействия  заключению фиктивных браков срок постоянного  проживания для приобретения гражданства  супругом, состоящим в браке с  гражданином Российской федерации  три года, составляет один год. 

 

2.2. Гражданство детей,  опекунов, попечителей и недееспособных  лиц

Общий принцип нашего законодательства, изложенный в ст. 24 Закона о гражданстве, состоит в том, что гражданство  детей в возрасте соответствует  гражданству родителей, мнение детей  не учитывается. В международном  праве и конституционном праве  этот принцип «принципом крови» - в  отличие от «принципа почвы», по которому ребенок может считаться  гражданином той страны, на территории которой он родился, независимо от того, что оба его родителя являются гражданами другого государства (это  правило действует, например, в США).

«Принцип крови» наше законодательство трактует в плане государственной  принадлежности родителей, а отнюдь не их национальности. Это следует  учитывать в связи с тем, что  некоторые страны (например, Израиль) готовы считать своими гражданами всех лиц соответствующей национальности независимо от того, где они родились и проживают. Россия не придерживается такого принципа.[12]

В случае, если один из родителей, не имеющих гражданства РФ, приобретает его, то ребенку предоставляется гражданство РФ по ходатайству данного родителя (ч.1-4 ст. 25 Закона о гражданстве 2002 года). Если гражданство РФ у одного из родителей прекращается, а другой остается гражданином РФ, ребенок сохраняет гражданство РФ (ч.5 ст. 25 Закона 2002 г., ст.28 Закона 1991 г.).

Исторически гражданство  ребенка определялось по отцу. И  сегодня подобные положения можно  встретить в законодательстве ряда стран (Индия, Таиланд, Южная Корея). Однако в настоящее время подобные подходы не являются общепризнанными. Законы о гражданстве европейских  государств, США, Японии являются нейтральными но отношению к полу, они допускают  предоставление гражданства как по отцовской, так и по материнской линии. [13] 

Соответственно дети, родившиеся от смешанных браков, получают право  на гражданство как отца, так и матери. Согласно российскому закону при различном гражданстве родителей, один из которых на момент рождения ребенка является гражданином РФ, вопрос решается на основании их письменного соглашения. При отсутствии такого соглашения ребенок приобретает гражданство России, если он родился на ее территории либо если бы иначе он стал лицом без гражданства (ч. 2 ст. 15 Закона о гражданстве).

Хотя Россия чаще всего  придерживается «принципа крови», в  определенных ситуациях действует  «принцип почвы», когда рождение ребенка  на территории РФ предопределяет его  гражданство (в частности, при отсутствии соглашения родителей - российского  гражданина и иностранца). Есть и другие случаи: ребенок, родившийся на территории РФ у родителей, состоящих в гражданстве других государств, является гражданином РФ, если эти государства не предоставляют ему своего гражданства; ребенок, родившийся на территории РФ от лиц без гражданства, является гражданином РФ; находящийся на территории РФ ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином РФ.

Ребенок, являющийся гражданином  РФ, при усыновлении его лицами, не состоящими в гражданстве РФ, сохраняет гражданство РФ. Если усыновители  или один из них имеют иное гражданство, то по их ходатайству гражданство  РФ у усыновленного ребенка прекращается при условии, что ему будет  предоставлено иное гражданство.

В некоторых странах нелегко  усыновить ребенка, поскольку это  достаточно дорого стоит. Появились  предприимчивые дельцы из республик  бывшего СССР, готовые за плату  найти таких детей для американских, например, семей. Следует подчеркнуть, что Семейный кодекс РФ внес ряд  серьезных новшеств относительно усыновления. В соответствии с Конвенцией ООН  о правах ребенка, СК РФ отдал приоритет  при усыновлении российских детей  гражданам РФ, постоянно проживающим  на территории РФ.[14] Усыновление иностранцами допускается только тогда, когда не предоставляется возможности, несмотря на принятые меры, передать детей на воспитание в российские семьи. Если раньше внутри РФ вопрос об усыновлении в российскую семью решался единолично главой местной администрации (муниципального образования), а об усыновлении иностранными гражданами - главой исполнительной власти субъекта РФ, теперь этот вопрос решается исключительно нашими районными, городскими судами по месту жительства (нахождения) ребенка.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. ведется  централизованный первичный, региональный и федеральный учет детей, оставшихся без попечения родителей.[15] И полагается представить в суд документ, который подтверждает, что ребенок находится на централизованном учете и что нет возможности передать его в семью российских граждан. Документ представляется органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка одновременно со своим заключением по существу дела. Разрешая усыновление, суд исходит из того, что должны быть учтены требования как иностранного закона относительно усыновления (чтобы потом не было проблем у усыновителя и у ребенка), так и Семейного кодекса РФ.[16]

Усыновление российского  ребенка может быть произведено  и за границей. Но для этого требуется, чтобы ребенок постоянно проживал там. Усыновление производит компетентный орган государства, гражданином  которого является усыновитель. Предварительное  разрешение на такое усыновление  дает орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого ребенок  или его родители проживали до выезда за границу.

3. Двойное гражданство  и много гражданство

Конституция Российской Федерации  допускает для своих граждан  право иметь гражданство иностранного государства, но в соответствии с  федеральным законов или международным  договором РФ (статья 63) Равно как  и иностранный гражданин наделен  правом иметь одновременно российское гражданство на основе международного договора России с государством, гражданством которого обладает данный гражданин. Закон 2002 года во исполнение конституционных положений определяет двойное гражданство как наличие у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства} иностранного государства.

Правоведы приводят ряд убедительных аргументов в пользу двойного гражданства.

Во-первых, лица, обладающие двойным гражданством, получают возможность  безвизового въезда в строну второго гражданства, а также во все иные страны, с которыми имеются соглашения о безвизовом въезде с государствами, гражданством которых обладает лицо.

Во-вторых, лица с двойным  гражданством имеют более широкие  права в сфере предпринимательства  и трудоустройства, которые трудно доступны иностранцам.

В-третьих, наличие двойного гражданства в некоторые странах решает проблемы с медицинским обслуживанием и социальным обеспечением.

В-четвертых, в некоторых  правопорядках вместе с получением гражданство приобретаются и  льготы в налогообложении.[17]

С точки зрения гражданина, к отрицательным сторонами двойного гражданства в некоторых странах  следует отнести необходимость  исполнения обязанности по несению  военной службы, ряд ограничений  в отношении занятия ряда. государственных должностей, возможные проблемы в налоговой области, связанные с разницей в налоговом законодательстве, а также иные проблемы.

Для России двойное гражданство  является чрезвычайно важным институтом. Это связано с проблемой бывших граждан СССР, ставших гражданами России, которые оказались на территории бывших республик СССР, но не могут по разным причинам, в первую очередь по финансовым, выехать в Россию. Для таких граждан двойное гражданство приобретает большую важность Однако, в настоящее время практически все бывшие республики СССР стали отказываться от двойного гражданства с гражданами СССР. Главной проблемой связанной с двойным гражданством, которая существенно влияет на этот процесс, безусловно, является проблема лояльности.

Лояльность бипатридов (лиц, имеющих двойное гражданство), по мнению ряда ученых-международников, является основной неразрешимой на сегодняшний  день проблемой, причиной, почему те или  иные государства стараются запретить  или сократить случаи двойного гражданства  у своих граждан.

Так, по мнению А. И. Ковлера, «для принимающего государства лицо с двойным гражданством всегда будет гражданином с недостаточной лояльностью, впрочем, как и для государства происхождения - это особенно очевидно в отношении государств, чьи отношения не являются образцом добрососедства».[18]

А.И. Синкевич о лояльности в случае двойного гражданства пишет следующее: «До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т. д.». [19]

Лояльность вытекает из общей  концепции гражданства, предусматривающей, что государство в обмен на обязанности, которые оно исполняет  по отношению к собственным гражданам, со своей стороны, может рассчитывать на определенную лояльность от лиц, которые  имеют его гражданство. Если же физическое лицо обладает статусом бипатрида, то можно предположить, что оно обязано  проявлять лояльность уже в отношении  двух государств.

Поэтому государства, требующие  полной лояльности от своих граждан, будут считать двойное гражданство  нежелательным явлением, которое  необходимо запретить или предотвратить  как принятием внутригосударственных  актов, так и заключением соответствующих  международных соглашений.

Ученые, являющиеся противниками двойного гражданства рассматривают государство как всеохватывающую структуру, которая распространяется на всех его граждан и которая, по определению, не может терпеть ограничения своего охвата граждан в результате аналогичной претензии со стороны еще одного государства. Несовместимость между этим подходом и двойным гражданством становится особенно очевидной в период напряженности между государствами. Главной причиной несовместимости будет лояльность гражданина, в частности. воинская обязанность по защите родины во время войны. «Этот принцип, - пишет Ю. Р. Боярс, - как правило, подкрепляется соответствующими нормами уголовного права, карающими за измену родине и за другие государственные и политические преступления».[20] 

Примечательно, что до сих  пор большинство многосторонних и двусторонних международных соглашений по двойному гражданству создают  ряд неопределенностей, в частности  оставляя неурегулированными вопросы  выполнения воинского долга бипатридами  в условиях военного времени. Если оба  государства, чьими гражданствами  обладает бипатрид, будут втянуты  в вооруженный конфликт, то может  сложиться ситуация, при которой  военнообязанное лицо с двойным гражданством нарушит обязательства, вытекающие из лояльности, - по крайней мере в отношении одного из государств своего гражданства, проигнорировав мобилизационный акт.

Очевидно, что лицо, обладающее правовым статусом бипатрида, не может  в полной мере быть лояльным к обоим  государствам своего гражданства. Следовательно, в неурегулированных соответствующими международными соглашениями случаях  двойного гражданства для бипатрида  может возникнуть неразрешимая ситуация, при которой придется выбирать, в  отношении какого из государств своего гражданства следует прежде всего исполнить свой долг. Однако при этом бипатрид рискует в лучшем случае утратить свой правовой статус, а в худшем -- стать преступником в государстве своего второго гражданства.

Лояльность по отношению  к двум государствам может не только создавать определенные трудности  бипатриду, но являться также потенциальным  источником угрозы безопасности в отношении  того государства, чьими интересами «пожертвует» лицо с двойным гражданством при возникновении чрезвычайных ситуаций. С этой точки зрения опасность  рыхлости национального сообщества, расколов, конфликтов, ослабления сплоченности общества будет, как правило, больше, когда жители являются лицами с двойным  гражданством, которые могли бы чувствовать  себя более обязанными проявлять  лояльность к другой стране, чем если бы они имели лишь гражданство страны, где они проживают.

С другой стороны, как отмечает А.И. Синкевич, за последнее десятилетие в Европе утвердилось мнение о том, что институт двойного гражданства не предполагает двойную лояльность, а «является эффективным средством повышения уверенности некоренного населения в своем правовом статусе и ведет к более доверительному отношению к стране проживания, способствуя при этом укреплению стабильности в обществе и государстве».[21] Двойная лояльность, по моему мнению, может быть даже выгодна для государства. Бипатриды могут способствовать улучшению взаимопонимания и ослабления напряженности между государствами, гражданство которых они имеют. Двойное гражданство, по мнению А. И. Синкевича, «в плане обеспечения прав и свобод предоставляет дополнительные гарантии их реализации и защиты, особенно в отношении: права на жительство в обоих государствах, свободы передвижения по территориям обоих государств, права на возвращение или реэмиграцию, возможности сохранения единого гражданства в смешанном браке» .[22] 

Информация о работе Правовое регулирование гражданства в РФ