Правовое регулирование гражданства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 15:22, реферат

Описание работы

Наибольшую часть населения любой страны составляют его граждане. Небольшая часть населения - иностранцы, т.е. граждане других государств, постоянно или временно проживающие в России. Есть лица без гражданства, т.е. не имеющие гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным гражданством - граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 49.99 Кб (Скачать файл)

Правовое регулирование  гражданства в РФ.

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Наибольшую часть населения  любой страны составляют его граждане. Небольшая часть населения - иностранцы, т.е. граждане других государств, постоянно  или временно проживающие в России. Есть лица без гражданства, т.е. не имеющие  гражданства какого-либо государства. Наконец, в стране могут находиться лица с двойным и множественным  гражданством - граждане нескольких государств, беженцы, вынужденные переселенцы, легальные и нелегальные иммигранты.

Все эти лица обладают определенными  правами, несут определенные обязанности, вступают в различные правоотношения (например, в связи с наследованием, участием или неучастием в выборах и т.д.). Эти права, обязанности, правоотношения могут быть одинаковыми для всех (например, при многих сделках купли-продажи или в связи с обязанностью платить налоги). Но многие права, обязанности, правоотношения могут быть неодинаковыми в зависимости от правового статуса личности.

Такие различия зависят прежде всего от того, является или нет данная личность гражданином государства. Для того чтобы выявить эти различия, связанные с объемом прав и обязанностей, определить характер взаимоотношений с государством проживания, необходимо обратиться к понятию гражданства.

В юридической литературе гражданство рассматривается либо как устойчивая правовая связь человека с государствам, правоотношение, возникающее, изменяющееся или прекращающееся в связи с определенными юридическими фактами (рождение на территории страны, обращение с просьбой о натурализации, приобретение второго гражданства, утрата гражданства), либо как определенное правовое положение лица в конкретной стране. В последнем значении гражданство - это особый статус, который предполагает юридическое признание государственной принадлежности лица внутри страны и за рубежом и наделение ею в полном объеме комплексом прав и обязанностей, предусмотренных в законодательстве этого государства. [1]

Статус гражданина является гарантией предоставления политических прав и доступа к государственной  службе, условием свободного выезда за пределы страны и беспрепятственного возвращения на родину. В большинстве  государств именно на интересы граждан  сориентированы социальные и экономические  программы правительства, законодательство в области труда и социального  обеспечения. С точки зрения международного права только граждане страны могут  рассчитывать на правовую защиту в  качестве представителей национальных или этнических меньшинств.

Гражданство порождает взаимные обязательства страны и человека- Государство ждет от своих граждан особой лояльности. В свою очередь граждане рассчитывают на защиту и покровительство страны, если у них возникают проблемы с властями или частными лицами за рубежом. Эти взаимные обязательства носят персональный и экстерриториальный характер, они не прекращаются в случае длительного отсутствия гражданина на территории страны или проживания за ее пределами. В отличие от этого власть государства распространяется на иностранцев и лиц без гражданства только тогда, когда они находятся на его территории. Эти отношения носят более формальный характер и, как правило, не порождают устойчивых взаимных обязательств.

В этой связи очевидно, что одним из первых законов, принятых Россией после провозглашения ею независимости в 1991 году, был закон о гражданстве.[2]Российская Федерация как правопреемник СССР сохраняет определенные обязательства по отношению к бывшим гражданам Советского Союза, проживающим в государствах СНГ и Балтии. Поэтому законом им была предоставлена возможность приобрести гражданство в упрощенном порядке. С февраля 1992 г. по 1 января 1996 г. российское гражданство приняли почти 600 тысяч человек, в том числе на Украине-14, в Азербайджане-18, в Эстонии-80, в Латвии-52 тысячи, в Казахстане и Узбекистане - соответственно 115 и 160 тысяч.[3]

Закон принимался в условиях глубокого экономического и политического  кризиса. Через десять лет такие  условия значительно изменились. Многие из бывших граждан СССР, которые  хотели принять российской гражданство, это сделали. Россия в экономическом  плане значительно выглядит благополучней, чем другие бывшие республики СССР. Некоторые части бывших республик (в первую очередь, Абхазия, Аджария, Южная Осетия) много лет заявляют о своем желании войти в  состав России.

Нестабильная политическая обстановка в мире, усиление террористической угрозы и другие факторы привели  к тому, что в конце 90-х годов  ХХ века, пользуясь довольно простым  порядком принятия гражданства, стало  очевидной необходимость принятия нового закона, который бы ужесточил  порядок принятия гражданства. Такой  закон был принят 31 мая 2002 года.[4]

Сразу же после его принятия стало очевидно, что по отношению  к бывшим гражданам СССР закон  слишком осложнил порядок принятия гражданства.

В этой связи в президентском  послании 2003 г. говорилось, что «в настоящее  время более одного миллиона человек, приехавших к нам после распада  Советского Союза и до принятия нового законодательства о гражданстве, оказались в сложнейшей жизненной ситуации. Эти люди, которые приехали к нам, жили и работали в России, участвовали в ее политической жизни, многие из них служили в Российской армии. А сейчас оказались лицами без гражданства в своей собственной стране. Принятые в 2002  году законы были призваны навести порядок в миграционных потоках, сделать их прозрачными. То, что получилось, не способствует решению этих задач, скорее, создает серьезные проблемы для большого количества людей. Нам нужны, конечно, не запреты и препоны, нам нужна эффективная иммиграционная политика. Выгодная для страны и удобная для людей. Особенно - для жителей Содружества Независимых Государств. Для тех, кто близок нам и с кем мы хорошо понимаем друг друга. С кем говорим на одном языке. Это люди нашей с вами общей российской культуры». [5]

В результате 11 ноября 2003 года в этот закон были внесены изменения, который коснулись, в первую очередь  порядка принятия гражданства в  упрощенном порядке Федеральный  закон от 11 ноября 2003 г. №151-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный  закон «О гражданстве Российской Федерации». [6] 

Таким образом, в течение 2002-2003 года в России было сформировано новое законодательство, регулирующее основные положения института гражданства. Это ставит актуальной проблему конституционно-правового анализа этого института в связи с отмеченными изменениями законодательства.

Учитывая отмеченную актуальность, целью данной работы является основных положений конституционно-правового регулирования института гражданства в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

· установлены общие положения  правового регулирования гражданства, как конституционно-правового института;

· выявлены особенности гражданства  для лиц вступающих в брак, детей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц.

· исследованы основные принципы правового регулирования двойного гражданства.

 
 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО  ГРАЖДАНСТВУ 

 

1.1. Основные принципы гражданства

Провозглашая приоритет  и защиту прав и свобод человека и гражданина как одну из важнейших  основ конституционного строя (ст. 2), Конституция в той же гл. 1 устанавливает  и основополагающие нормы о гражданстве  Российской Федерации (ст. 6). Это обусловлено  тем, что гражданство - первичный  элемент конституционно-правового  статуса личности, определяющего  ее взаимоотношения с государством.

Конституционные нормы о  гражданстве действуют в единстве с конкретизирующими их законодательными положениями. Согласно п. «в» ст. 71 Конституции, гражданство в Российской Федерации  относится к ведению Федерации, а пункт «а» ст. 89 возлагает  решение вопросов гражданства России на Президента РФ. Отношения, касающиеся гражданства, регламентируются законом  о гражданстве 2002 г.. Определенный в Законе механизм его реализации конкретизирован в Положении о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.[7]

Закон о гражданстве 2002 года установил следующие принципы гражданства:

1. Принципы гражданства  Российской Федерации и правила,  регулирующие вопросы гражданства  Российской Федерации, не могут  содержать положений, ограничивающих  права граждан по признакам  социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

2. Гражданство Российской  Федерации является единым и  равным независимо от оснований  его приобретения.

3. Проживание гражданина  Российской Федерации за пределами  Российской Федерации не прекращает  его гражданства Российской Федерации.

4. Гражданин Российской  Федерации не может быть лишен  гражданства Российской Федерации  или права изменить его.

5. Гражданин Российской  Федерации не может быть выслан  за пределы Российской Федерации  или выдан иностранному государству.

6. Российская Федерация  поощряет приобретение гражданства  Российской Федерации лицами  без гражданства, проживающими  на территории Российской Федерации.

7. Наличие у лица гражданства  Российской Федерации либо факт  наличия у лица в прошлом  гражданства СССР определяется  на основании законодательных  актов Российской Федерации, РСФСР  или СССР, международных договоров  Российской Федерации, РСФСР или  СССР, действовавших на день наступления  обстоятельств, с которыми связывается  наличие у лица соответствующего  гражданства.

В законе 1991 года принципы гражданства  отдельно не были выделены, однако анализ общих положений закона показывает, что в целом он исходил из тех  же принципов. Это в первую очередь  объясняется тем, что в обоих  законах принципы определялись на основе общепринятых международных принципов. При этом следует учитывать, что  принципы гражданства устанавливаются  не только законом.

Главные принципы гражданства, которые закреплены в ч.1 ст.6 Конституции  РФ - это принципы единство и равенства  независимо от оснований приобретения.

Принцип единого гражданства  связывался до сих пор и в теории, и в законодательстве с федеративным устройством России, наличием в ее составе государств-республик, существованием в большинстве из них наряду с  гражданством Российской Федерации  гражданства республики.

Конституционный принцип  равного гражданства означает, что  оно является таковым для всех российских граждан независимо от оснований  приобретения. Не устанавливаются никакие  ограничения, различия в правовом статусе  граждан, категории граждан в  зависимости от того, как и когда  они приобрели гражданство Российской Федерации. Конкретным проявлением  этого принципа является полное равноправие  женщин и мужчин при решении вопросов о российском гражданстве. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим  к российскому гражданству, не влечет за собой изменения гражданства.

В Конституции и Законе о гражданстве определены и иные принципы российского гражданства: недопустимость лишения гражданина Российской Федерации своего гражданства  или права изменить его; возможность  иметь двойное гражданство; сохранение российского гражданства за лицами, проживающими за пределами России; защита и покровительство граждан  Российской Федерации, находящихся  за ее пределами.

Еще одним важным принципом  является то, что гражданин не может  быть лишен гражданства. Это положение  полностью соответствует ст. 15 Всеобщей декларации прав человека. Этот принцип  впервые закреплен была в законе о гражданстве 1991 г., затем в Конституции  РФ и повторен в законе о гражданстве 2002 года. Он гарантирует право человека на гражданство, свободное осуществление  гражданами своих прав и свобод без  боязни утратить гражданство, например за инакомыслие или длительное проживание за границей. А именно по этим и им подобным причинам лишались советского гражданства, а порой и высылались за пределы страны многие лица и  группы лиц на протяжении всей истории  развития Советского государства.

Закон о гражданстве особо  оговаривает, что проживание гражданина России за ее пределами не прекращает его гражданства и что российские граждане за границей пользуются защитой  и покровительством Российской Федерации. В то же время, согласно ст. 61 Конституции, гражданин России не может быть выслан за пределы страны, а также выдан (это касается преступников) другому  государству ни по каким основаниям. Этому конституционному положению  противоречила норма ст. 1 (ч. 3) Закона о гражданстве 1991 года, исходя из которой возможна выдача российского гражданина другому государству на основании закона или международного договора Российской Федерации. В данной части указанная норма Закона фактически утратила силу, так как Конституция - правовой акт высшей юридической силы - решила вопрос иначе. Закон о гражданстве 2002 года повторил конституционную норму в качестве одного из принципов.

Вместе с тем Конституция  гарантирует право изменить свое гражданство. Это право может  быть реализовано путем выхода из российского гражданства или  выбора гражданства (оптации). Изменение  гражданства осуществляется только на основе добровольного волеизъявления лица, но не может быть односторонней  акцией, так как гражданство характеризуется  взаимной ответственностью государства  и личности и регламентируется законом.

Закон о гражданстве указывает  на основания, по которым может быть отказано в выходе из гражданства. Это  касается граждан, проживающих или  намеревающихся поселиться в стране, не связанной с Россией договорными  обязательствами о правовой помощи, но имеющих либо имущественные обязательства  перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные  обязанности перед государством, вытекающие из законов.

Закон одновременно определяет случаи, когда выход из гражданства  не допускается: после получения  повестки о призыве на срочную  военную или альтернативную службу и до ее окончания, а также если гражданин привлечен в качестве обвиняемого либо обязан отбыть наказание на основе вступившего в законную силу приговора суда. Сходным образом решаются названные вопросы и в обоих законопроектах о гражданстве.

Информация о работе Правовое регулирование гражданства в РФ