Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей (общие положения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы раскрыть концепции измерения равновесного положения потребителя и выявить оптимальный подход к определению полезности.
Задачей является изучить происхождение форм равновесия потребителя от общего равновесия к теории благосостояния и до современного понимания заданной тематики.
Предметом изучения будет ситуация потребительского оптимума, объектом - ситуация наибольшей общей полезности в структуре расходов потребителя.

Содержание работы

Введение 4-5
1.1.Рациональность потребителя и свобода выбора 6-7
1.2.Теория предельной полезности 8-10
1.3.Переход от кардинализма к ординализму 11-12
1.4.“Эффект замещения” и “эффект дохода” 13-14
1.5.“Излишек” потребителя 15-16
1.6.Милтон Фридман и теория постоянного выбора 17-19
2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей (общие положения) 20-23
2.1. Защита прав потребителей при продаже товаров 24
Заключение 25-26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. “Эффект замещения” и “эффект дохода”

 

Предположим, что наш потребитель  выбрал некоторый наилучший с  его точки зрения набор товаров, доступный при данном уровне дохода. Однако цены не остаются неизменными. Посмотрим, что произойдет в том случае, когда цена на один из товаров снизится, а цены остальных товаров и доход потребителя останутся неизменными.

Поскольку цены остальных  товаров, входящих в набор, остаются неизменными, они становятся дороже относительно того единственного товара, цена на который упала. Разумно предположить, что наш потребитель будет стремиться замещать относительно подорожавшие товары относительно подешевевшим. Иными словами, снижение цены некоторого товара вызовет рост величины спроса на этот товар со стороны индивидуального потребителя вследствие его относительного удешевления. Значит, под эффектом замещения понимается та часть прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены более дорогостоящих благ менее дорогостоящими.8

Изменение величины спроса может быть связано с воздействием изменения цены на величину реального дохода. Происходит это в случае, когда цена на один из товаров набора опять-таки снизилась. Наш потребитель будет по-прежнему способен приобрести товарный набор, который ему кажется наилучшим, но у него останется некоторая сумма денег. Это равносильно реальному увеличению дохода, как если бы он стал получать эту сумму дополнительно (“эффект дохода”). Возникает вопрос, как истратит наш потребитель эту дополнительную сумму? Самый общий ответ состоит в том, что он истратит ее на покупку большего количества так называемых “нормальных товаров” (т. е. товаров, спрос на которые растет при росте доходов).

 

 

 

 

 


  • Номинальный доход — сумма денег, которую получает потребитель, реальный доход — количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальный доход при данном уровне цен.

_________________________________________________________

Существует интересное исключение из закона спроса, связанное с так называемым “товаром Гиффена”. Суть этого феномена в том, что при определенных обстоятельствах эффект дохода перевешивает эффект замещения, а следовательно (вопреки закону спроса), величина спроса растет при росте цены. Считается, что этот эффект открыл английский экономист Роберт Гиффен (1837—1910), наблюдая за бюджетами беднейших семей Англии и Ирландии. “Как заметил Р. Гиффен, повышение цены на хлеб проделывает такую большую брешь в бюджете беднейших рабочих семей и настолько увеличивает предельную полезность денег для них, что они вынуждены сокращать потребление мяса и наиболее дорогих мучных продуктов питания; поскольку хлеб продолжает оставаться самым дешевым продуктом питания, который они в состоянии купить и станут покупать, они потребляют его при этом не меньше, а больше”.

Конечно, “товары Гиффена” весьма редки, но в строгой логике теории потребительского поведения  возможность появления таких товаров существует. Можно сказать, что на практике появление “товара Гиффена” — это сигнал социального неблагополучия, свидетельство снижения жизненного уровня отдельных общественных слоев.9

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. “Излишек” потребителя

 

Теория предельной полезности утверждает, что при покупке известного количества единиц товара далеко не всегда происходит эквивалентный (т.е. равноценный) обмен. Более того, довольно часто потребитель оказывается в выигрыше! Этот выигрыш называется “потребительской рентой”, или “излишком потребителя”. Какова же его природа? Дело в том, что покупатель приобретает товар определенного вида в таком количестве, что предельная полезность последней покупаемой единицы, выраженная в денежной форме, равна цене товара. Однако предельная полезность каждой предшествовавшей единицы, как мы уже знаем, больше, чем последующей. Получается, что полезность каждой единицы покупки (за исключением последней) больше той цены, которую покупатель за нее платит, и поэтому в целом, производя покупку, он оказывается в выигрыше.10

Поясним сказанное: предположим, что при цене бутерброда более 40 центов потребитель вовсе откажется от покупки, а при равной 40 центам купит один бутерброд. Значит, мы можем считать, что 40 центов есть денежное выражение полезности первого бутерброда для нашего потребителя. Следующий бутерброд получит меньшую денежную оценку своей полезности, скажем, 30 центов, третий — 25 центов, четвертый — 15 центов, пятый — 8 центов, шестой — 3 цента. Сведем данные в таблицу.

Бутерброд

Предельная полезность в центах / шт

1-й

40

2-й

30

3-й

25

4-й

15

5-й

8

6-й

3


 

Теперь предположим, что  реальная цена бутерброда на рынке  равна 10 центам. При такой цене наш потребитель купит 4 бутерброда, а от пятого откажется, т. к. его предельная полезность (8 центов) уже меньше цены (10 центов). Отдав за каждый из купленных 4 бутербродов по 10 центов, потребитель получает выигрыш в размере (30 -L 20 + 15 + 5) == 70 центов. Это и есть “излишек потребителя”. Он соответствует разнице между самой высокой ценой, которую согласился бы уплатить потребитель, и ценой, реально установившейся на рынке данного товара. Или, говоря иначе, излишек потребителя есть разность между “ценой спроса” отдельного покупателя и “рыночной ценой”.


Рассмотренный выше пример можно проиллюстрировать графически. В этом случае кривая спроса будет иметь не плавный, а ступенчатый характер, так как потребление нашего товара (бутербродов) дискретно (см. график 2).

   О    1    2    3    4   5   6

График 2. Излишек потребителя

Излишек потребителя на нашем  графике — это площадь фигуры, ограниченной кривой спроса, осью ординат и линией постоянной цены (в нашем примере — 10 центов за бутерброд).

 

 

 

 

 

 

    1. Милтон Фридман и теория постоянного выбора

    В книге, опубликованной в 1957 г. Милтон Фридман предложил для объяснения поведения потребителей теорию постоянного дохода. Теория Фридмана дополняла теорию жизненного цикла Модильяни: в обеих использовалась теория поведения потребителя Фишера, согласно которой потребление не должно зависеть только от текущего дохода. Однако, в отличие от теории жизненного цикла, в которой подчеркивается, что доход имеет предсказуемую динамику на протяжении всей жизни человека, теория постоянного дохода утверждает, что люди в разные годы испытывают случайные и временные изменения в уровне своего дохода.

Теория

    В долгосрочном периоде  отношение объема потребления  весьма стабильно, но в краткосрочных  периодах оно колеблется. Подход  с точки зрения жизненного  цикла объясняет это тем, что  люди хотят сохранить равномерную  структуру потребления во времени,  даже если временная структура  их дохода, получаемого в течение  жизни, не является одинаковой. Таким образом, этот подход  подчеркивает роль показателя  богатства в функции потребления. Другое объяснение, которое отлично в деталях, но полностью соответствует основам теории жизненного цикла, дается теорией постоянного дохода.

    Эта теория, выдвинутая  Милтоном Фридманом, утверждает, что люди приводят свое потребительское  поведение в соответствие со  своими возможностями постоянного  или долгосрочного потребления,  а не с текущим уровнем дохода.11

     Пример, приведенный  Фридманом, описывает человека, который  получает доход только раз  в неделю, по пятницам. Данный  индивид не сосредотачивает все  свое потребление в тот день, когда получает доход, а потребление  во все другие дни будет  равно нулю. Индивиды предпочитают  равномерный поток потребления,  а не изобилие сегодня и  скудность завтра или вчера.  Согласно этому утверждению потребление  в любой день недели не связано с доходом этого конкретного дня, а, скорее, определяется средним доходом за неделю, деленным на число дней в неделе.

     Очевидно, в этом крайнем  примере решение о потреблении  принимается на основе дохода  за период более длительный, чем  один день. Подобным образом, как  утверждает Фридман, потребление  за период продолжительностью  в квартал или год не планируется  потребителем исключительно на  основе дохода, полученного в  течение этого периода, скорее, здесь важен доход, получаемый  за более длительное время.

      Представление о  том, что потребительские расходы  определяются долгосрочным средним  или постоянным доходом, правдоподобно  и, в сущности, согласуется с  теорией жизненного цикла. Оно  вызывает два новых вопроса.  Первый касается точного соотношения  между текущим потреблением и  постоянным доходом. Второй вопрос  заключается в том, каким образом  сделать понятие постоянного  дохода работающим, т.е. как его  измерить. В своей простейшей  форме гипотеза теории постоянного  дохода утверждает, что потребление  пропорционально постоянному доходу: 
             C = cYP, где YP – постоянный (располагаемый) доход.

     Из уравнения следует,  что потребление изменяется в  той же пропорции, что и постоянный  доход. Пятипроцентный рост постоянного  дохода увеличивает потребление  на 5%. Так как постоянный доход  должен быть связан с долгосрочным  средним доходом, эта черта  функции потребления, очевидно, согласуется  с наблюдаемым долгосрочным постоянством  отношения к доходу.

     Следующая проблема  заключается в том, как определить  и каким образом измерить постоянный  доход. Постоянный доход –  это устойчивая величина потребления,  которую индивид мог бы сохранить  на оставшуюся жизнь при данном  текущем уровне богатства и  дохода, получаемого сегодня и  в будущем.

     Чтобы понять, как  измеряется постоянный доход,  представим себе человека, пытающегося  вычислить свой постоянный доход.  Индивид имеет некоторый текущий  уровень дохода и сформировал  определенное представление об  уровне потребления, который он  может поддерживать в оставшийся период жизни. Теперь доход возрастает. Индивид должен решить, является этот рост дохода постоянным увеличением или это только временное, неустойчивое изменение. В каждом конкретном случае индивид, возможно, знает, является  рост дохода постоянным временным. Государственный служащий, получивший новую должность, знает, что увеличение дохода скорее всего сохранится, а рабочий, имевший особенно много сверхурочной в какой – либо год, скорее всего будет рассматривать  увеличившийся в тот год доход как временный. Однако индивид не знает определенно, какая часть изменения дохода сохранится и является поэтому постоянной, а какая не сохранится и является поэтому временной. Предполагается, что временный доход не оказывает какого – либо значительного воздействия на потребление.

     Вопрос о том, как  определить, какая часть роста  дохода является постоянной, обычно  решают прагматически, предполагая,  что постоянный доход связа  с поведением текущих и прошлых  доходов. Например, можно оценить  постоянный доход как доход,  равный доходу прошлого года, плюс некоторая доля изменения  дохода текущего года по сравнению  с прошлым годом: YP = Y – 1 + Q(Y – Y – 1) = QY + (1 – Q)Y – 1, 0 < Q < 1,

где 0 < Q < 1, а Y – 1 – доход прошлого года. Правая часть уравнения показывает постоянный доход как взвешенную среднюю текущего и прошлого дохода, и это определение эквивалентно исходному.

    Особенности уравнения: во –первых, если Y = Y – 1, т.е. если доход этого года равен доходу прошлого года, то постоянный доход равен им обоим. Таким образом, индивид, который всегда получал один и тот же доход, ожидал бы получать этот доход и в будущем. Во – вторых, если доход возрастает в этом году по сравнению с прошлым, то постоянный доход возрастает меньше, чем текущий доход. Причина заключается в том, что индивид не знает, является ли рост дохода в этом году постоянным. Не зная, сохранится этот рост или нет, индивид не будет тут же увеличивать показатели ожидаемого (постоянного) дохода на всю величину действительного (текущего) увеличения дохода.12

2.ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ  ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

Практически каждый гражданин  в течение своей жизни выступает  в роли потребителя, участника отношений, складывающихся на потребительском  рынке. При этом права потребителей зачастую нарушаются. В результате им причиняется существенный материальный и моральный вред. Правовое регулирование  потребительских отношений осуществляется при помощи законодательства о защите права потребителей. Под ним понимается совокупность разноотраслевых нормативных  правовых актов, в которых определяются основные субъективные права потребителей, нормируется механизм реализации этих прав, в том числе закрепляются разноотраслевые гарантии их реализации, а также устанавливаются юридические  последствия нарушения названных  прав.

 Для нашей страны  законодательство о защите прав  потребителей является  новым.  Как самостоятельный институт  в нашей стране он возник  сравнительно недавно - в начале  девяностых годов. Потребность  в нем обусловлена развитием  рыночных отношений, расширением   разнообразия ассортимента в  сфере выпуска товаров.  Поэтому,  активное вмешательство государства  на данном этапе в потребительскую  политику, в обеспечение защиты  прав потребителей от недобросовестных  предпринимателей не только оправдано,  но и необходимо.

Информация о работе Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей (общие положения)