Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей (общие положения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы раскрыть концепции измерения равновесного положения потребителя и выявить оптимальный подход к определению полезности.
Задачей является изучить происхождение форм равновесия потребителя от общего равновесия к теории благосостояния и до современного понимания заданной тематики.
Предметом изучения будет ситуация потребительского оптимума, объектом - ситуация наибольшей общей полезности в структуре расходов потребителя.

Содержание работы

Введение 4-5
1.1.Рациональность потребителя и свобода выбора 6-7
1.2.Теория предельной полезности 8-10
1.3.Переход от кардинализма к ординализму 11-12
1.4.“Эффект замещения” и “эффект дохода” 13-14
1.5.“Излишек” потребителя 15-16
1.6.Милтон Фридман и теория постоянного выбора 17-19
2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей (общие положения) 20-23
2.1. Защита прав потребителей при продаже товаров 24
Заключение 25-26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 106.50 Кб (Скачать файл)

Законодательство о защите прав потребителей регулирует отношения  между потребителем – гражданином, имеющим намерение заказать или  приобрести либо заказывающим,  приобретающим  или использующим товары исключительно  для личных нужд, не связанных с  извлечением прибыли, с одной  стороны, и организацией, производящей товары для реализации потребителям, реализующей товары потребителям по договору купли – продажи с  другой стороны.  При помощи  законодательства о защите прав потребителей экономически более слабой стороне общественных отношений – потребителю предоставляются правовые льготы и гарантии, вследствие чего происходит выравнивание положения потребителя и его контрагентов.13

Статья 1 Закона «О защите прав потребителей» определяет особенности  правового регулирования отношений  в области защиты прав потребителей. Такие отношения можно разделить  на две группы. К первой принадлежат  отношения между потребителем и  его контрагентом – продавцом. Данные отношения носят частный характер и относятся к предмету регулирования  гражданского права. В рамках правоотношения у его сторон имеются определенные права и обязанности, которые  возникают из различных оснований, названных в ст.8 ГК РФ. Самые распространенные среди них  - заключение потребителем договора, а также причинение ему  вреда.  Отношения второй группы складываются между продавцом, изготовителем  и уполномоченными органами публичной  власти, действующими от имени  соответствующих  публично – правовых образований, главным  образом от имени РФ, например, отношения  в области обеспечения  безопасности и качества товаров. Отношения второй группы носят публичный характер, они являются предметом регулирования  административного  либо предпринимательского права. 14

     Основным способом  государственного регулирования   отношений на потребительском  рынке является развитие и  совершенствование нормативно-правовой  базы. На законодательном уровне  требуется максимальное расширение  прав потребителей и, главное,  закрепление мер обеспечивающих  их реализацию и защиту.  Основная  задача законодательства о защите  прав потребителей:

  1. Урегулирование отношений, возникающими между потребителями и продавцами, изготовителями при продаже товаров;

Установление прав потребителей на приобретение товаров надлежащего  качества и безопасных для жизни  и здоровья, на получение достоверной  информации о товарах и об их изготовителях, продавцах, на государственную и  общественную защиту своих интересов;

  1. Определение механизма реализации этих прав. Нормативно-правовая база защиты прав потребителей  в настоящее время представляет комплексный институт законодательства. Его образуют нормативные акты и отдельные правовые нормы различных отраслей права: гражданского, административного, гражданско-процессуального, уголовного и других. В них  отражены  основополагающие принципы защиты потребительских прав, установлены основные базовые категории, закреплены права потребителей, способы их защиты, обязанности и ответственность хозяйствующих субъектов действующих на потребительском рынке, определены функции и правомочия государственных органов и общественности при осуществлении охраны потребительских прав граждан.

Таким образом, о законодательстве, направленном на защиту прав потребителей, можно говорить как о правовом институте, главной целью которого является предоставление специфических  прав потребителям и возложение  на их контрагентов дополнительного  обременения, балансирующего их неравное экономическое положение на рынке. 15

В настоящее время в  России большое количество нормативно-правовых актов, анализ которых позволяет  сделать вывод о прогрессивном  развитии этого института права. В систему этих актов входят как  федеральные законы, так и акты органов исполнительной власти, в  отдельных случаях акты субъектов  РФ. Среди них можно назвать  федеральные законы: «О защите прав потребителей», «О рекламе»,  «О применении контрольно-кассовых машин при   осуществлении денежных расчетов с  населением», «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и другие. Постановления  правительства РФ: «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека», Правила продажи товаров по образцам, «Перечень технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков» и другие.

Закон «О защите прав потребителей»  является основным  Федеральным  законом, который направлен на регулирование  отношений, складывающихся между потребителями  и предпринимателями; в нем закреплены  права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность товаров, на получение  информации о товарах и их изготовителях, на государственную и общественную защиту своих интересов. Рассматривая  правовое регулирование отношений  в области защиты прав потребителей  необходимо обратить внимание и на акты судебных органов. В последнее  время  они все чаще используются для устранения противоречий, которые  возникают вследствие того, что законодательство отстает от развития общественных отношений.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. ЗАЩИТА ПРАВ  ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОДАЖЕ ТОВАРОВ

Через рынок товаров идет процесс удовлетворения повседневных потребностей населения, и в данном процессе  торговля занимает главное  место.  При приобретении потребителем товара заканчивается цепочка движения  «производитель – посредник –  продавец – потребитель»: товар  выбывает из сферы коммерческой деятельности и переходит в собственность  конкретного гражданина. Торговля призвана удовлетворять ежедневные потребности  всего населения нашего государства  в товарах повседневного спроса и длительного пользования.

Торговый процесс –  многогранный и трудоемкий, включающий в себя большое количество составляющих  частей: предпродажная подготовка товаров, деятельность продавцов по продаже  товаров гражданам, по оказанию дополнительных торговых услуг и другие.  Сфера  розничной торговли  включает в  себя магазины, павильоны, склады, оптовые  базы, реализующие товары по возмездным договорам гражданам. В настоящее  время к этой системе подключаются магазины, предлагающие свои товары через  Интернет, телевидение,  каталоги,  буклеты.

 В данной области  существуют пробелы в законодательстве  о защите прав потребителей, для  устранения которых  целесообразно  принять ряд мер. В случае  приобретения товара «дистанционным»  способом, когда покупатель приобретает  товар на основании описания,  он должен быть наделен правом  на отказ от товара в течение  определенного  срока после  его получения.  Необходимо установить  ответственность импортеров за  ненадлежащее качество импортных  товаров,  перечень которых утверждается  Правительством РФ, если на территории  РФ отсутствует организация, уполномоченная  на удовлетворение требований  потребителей по поводу качества  импортного товара.17

Заключение

 

Стратегия развития Российской Федерации провозгласила развитие личности как базовую предпосылку для решения основных экономических и социальных проблем. Выдвигая в качестве одного из приоритетов информирование и просвещение населения по вопросам национальной политики в сфере защиты прав потребителей, можно ожидать, что потребитель не только сделает правильный выбор на потребительском рынке товаров, работ, услуг, но и сможет в перспективе сыграть роль регулятора на подлинно конкурентном рынке.

С другой стороны, построение правового государства требует  не только формирования соответствующей  законодательной основы, но и адекватного  ей поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих  законных прав и обязанностей и умение применять их в различных ситуациях.

Для реализации потребительской  политики государство располагает  необходимыми механизмами. В настоящее  время в стране, с одной стороны, существует и продолжает развиваться  потребительское законодательство, с другой - создана и действует  национальная системы защиты прав потребителей. Особое внимание должно быть уделено  обеспечению комплексности решения  задач в области защиты прав потребителей.

С момента принятия Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» создана правовая база защиты прав потребителей, которая  включает не только указанный Закон, но и Гражданский кодекс Российской Федерации, специальные законы, регулирующие отдельные сферы деятельности, правила  продажи отдельных видов товаров, осуществления работ и оказания услуг, утверждаемые Правительством Российской Федерации.

Применение законодательства о защите прав потребителей показало его действенность, что оно во многом основано на международных принципах  защиты прав потребителей, устанавливает  те же права потребителей, что и  в странах с развитой рыночной экономикой.

Вместе с тем становление  российского потребительского права  происходило в сложных экономических  условиях перехода от плановой экономики к рыночной, отягощенного кризисными явлениями, негативными последствиями монополизации, правовым нигилизмом.

Этим обусловлен ряд особенностей правового регулирования защиты прав потребителей в Российской Федерации. В отдельных случаях устанавливаются  более жесткие меры (гражданско-правовые, административные), направленные на защиту прав потребителей, чем в зарубежном законодательстве. Однако такое регулирование  позволило в сложных экономических  условиях Российской Федерации обеспечить действенную защиту прав потребителей.

Принятие законодательства о защите прав потребителей и создание системы органов, призванных обеспечить реализацию и защиту прав потребителей, являются одним из примеров необходимого государственного вмешательства в  частноправовые отношения, что в  совокупности обуславливает специфику  деятельности юрисдикционных органов  по защите прав потребителей.

Наличие обширной нормативно-правовой базы по вопросу зашиты прав потребителей представляется важным, так как при  защите своих прав потребитель должен знать, что многие интересующие его  вопросы имеют законодательное  закрепление и разъяснение.

Характерной особенностью законодательства о защите прав потребителей служит то обстоятельство, что ответственность  за нарушение прав потребителя наступает  только у изготовителя (продавца). Это  объясняется необходимостью обеспечения  интересов потребителя как более  слабой стороны в договорных отношениях.

Предъявление иска в суде с целью восстановить свои нарушенные права должно стать обычным делом  для гражданина. Законодательство о  защите прав потребителей должно работать, быть востребованным. Эта цель не выполнима  без активной жизненной позиции  потребителей.

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1.  Алексеев С.С. Общая теория права. T.I. - M.: Юрид. лит., 2001.

2. Ананьина, О.М. История экономических учений: учеб. пособие/ О.М. Ананьина, Н. В. Макашева; под ред. В.А. Автомонова. – М.: Инфра-М, 2003.

3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е.Ф. Борисов – М.: Высш. шк., 2001.

4. Горина И.Е. Защита прав потребителей: часто задаваемые вопросы, образцы документов. — М.: Юрайт_Издат, 2005.

5. Дурович А.П. Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Кн.2. Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации / А.П. Дурович. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008.

6. Забелин С. Потребитель, закон на твоей стороне! // Журнал "Человек и Закон" . – 2006. -№ 4.

7. Информация об отношениях, регулируемых и не регулируемых законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей. Письмо Роспотребнадзора от 11 марта 2005 г. N 0100/1745-05-32

8. Конституция РФ.

9. Лемешевский, И.М. Микроэкономика: учеб. пособие/ И.М. Лемешевский. – Минск: Аинформ, 2003. – 720 с.

10. Сенина Н.А. Поведение покупателя после покупки // Актуальные проблемы современного управления: Теория и практика. - М.: МЭСИ, 2006.

1 Ананьина, О.М. История экономических учений: учеб. пособие/ О.М. Ананьина, Н. В. Макашева; под ред. В.А. Автомонова. – М.: Инфра-М, 2003. – 784 с.

2 Сенина Н.А. Поведение покупателя после покупки // Актуальные проблемы современного управления: Теория и практика. - М.: МЭСИ, 2006. С. 34.

3 Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е.Ф. Борисов – М.: Высш. шк., 2001. – 362 с.

4 Ананьина, О.М. История экономических учений: учеб. пособие/ О.М. Ананьина, Н. В. Макашева; под ред. В.А. Автомонова. – М.: Инфра-М, 2003. С. 262.

5 Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е.Ф. Борисов – М.: Высш. шк., 2001. С. 374.

6 Ананьина, О.М. История экономических учений: учеб. пособие/ О.М. Ананьина, Н. В. Макашева; под ред. В.А. Автомонова. – М.: Инфра-М, 2003.

7 Лемешевский, И.М. Микроэкономика: учеб. пособие/ И.М. Лемешевский. – Минск: Аинформ, 2003. – 720 с.

8 Дурович А.П. Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Кн.2. Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации / А.П. Дурович. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008. С. 411.

9 Борисов, Е.Ф. Экономическая теория/ Е.Ф. Борисов – М.: Высш. шк., 2001. С. 172.

10 Дурович А.П. Практика маркетинговых исследований. В 2 кн. Кн.2. Среда. Рынок. Товары. Конкуренты. Потребители. Коммуникации / А.П. Дурович. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008. С. 94.

Информация о работе Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей (общие положения)