Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей (общие положения)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2013 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы раскрыть концепции измерения равновесного положения потребителя и выявить оптимальный подход к определению полезности.
Задачей является изучить происхождение форм равновесия потребителя от общего равновесия к теории благосостояния и до современного понимания заданной тематики.
Предметом изучения будет ситуация потребительского оптимума, объектом - ситуация наибольшей общей полезности в структуре расходов потребителя.

Содержание работы

Введение 4-5
1.1.Рациональность потребителя и свобода выбора 6-7
1.2.Теория предельной полезности 8-10
1.3.Переход от кардинализма к ординализму 11-12
1.4.“Эффект замещения” и “эффект дохода” 13-14
1.5.“Излишек” потребителя 15-16
1.6.Милтон Фридман и теория постоянного выбора 17-19
2. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей (общие положения) 20-23
2.1. Защита прав потребителей при продаже товаров 24
Заключение 25-26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 106.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

 

Введение                                                                                                4-5

1.1.Рациональность потребителя и свобода выбора                         6-7

1.2.Теория предельной полезности                                                     8-10

1.3.Переход от кардинализма к ординализму                                   11-12

1.4.“Эффект замещения” и “эффект дохода”                                   13-14

1.5.“Излишек” потребителя                                                                 15-16

1.6.Милтон Фридман  и теория постоянного выбора                        17-19

2. Правовое регулирование  отношений в области защиты  прав потребителей (общие положения)                                                       20-23

2.1. Защита прав  потребителей при продаже товаров                       24

Заключение                                                                                            25-26

Список использованной литературы                                                   27

 

 

 

Введение

 

Тема данной курсовой работы актуальна в современной экономической науке. Она является значимой для понимания и решения конкретных задач современной рыночной экономики, принципов поведения потребителя и его предпочтений, а также для соизмерения полезности покупаемой продукции.

Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное  закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской  деятельности и определение её организационно-правовых форм – все это способствовало созданию потребительского рынка товаров  и услуг.

В период перехода к рыночной экономики потребители по существу были бесправны. Изготовители и продавцы диктовали им свои условия, судебная защита фактически отсутствовала. Потребители  не могли реализовать свои фундаментальные  права, закрепленные в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН от 9 апреля 1985 г. В связи с этим возникла необходимость установления правового положения потребителя, нормативное закрепление способов защиты его прав и законных интересов. Только с принятием Верховным Советом РФ 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей» вобравшим в себя лучший опыт законодательной практики возникшая проблема разрешилась.

Закон издан для регулирования  отношений, возникающих между потребителями  и предпринимателями, установления прав потребителей на  приобретение товаров надлежащего качества, на безопасность их для жизни и здоровья, получения информации о товарах  и их изготовителях (продавцах), просвещения  потребителей, государственную и  общественную защиту их интересов, а  также определения механизма  реализации этих прав.

Анализ данной темы позволяет  дать нам информацию о возможностях потребителя на рынке товаров  и услуг, о предельной полезности отдельных товарных групп и сопоставить  их. Позволяет не только упорядочить  набор товаров с точки зрения возрастания их полезности, но и  сравнить разницу в полезности данных товарных наборов.

Цель курсовой работы раскрыть концепции измерения равновесного положения потребителя и выявить  оптимальный подход к определению  полезности.

Задачей является изучить  происхождение форм равновесия потребителя  от общего равновесия к теории благосостояния и до современного понимания заданной тематики.

Предметом изучения будет  ситуация потребительского оптимума, объектом - ситуация наибольшей общей полезности в структуре расходов потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Рациональность потребителя и свобода выбора

 

В своих рассуждениях экономисты исходят из предположения, что потребители ведут себя на рынке рационально. В самом общем смысле вести себя рационально — значит стремиться достичь максимального результата при ограниченных возможностях.

Формулируя принципы рационального  поведения потребителя, экономисты вовсе не определяют цели рационального потребительского поведения, оставляя раздумья об этом философам, религиозным проповедникам, политикам и самим потребителям. Экономиста интересует иное — как ведут себя люди, реализующие свои индивидуальные интересы в мире ограниченных возможностей.

Очевидно, что главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода. Поскольку потребности многообразны и безграничны, а доход (т. е. располагаемая потребителем сумма денег) ограничен, покупатель вынужден постоянно совершать выбор из огромного количества товаров, предлагаемых ему на рынке. Естественно предположить, что, совершая этот выбор, потребитель стремится приобрести наилучший набор товаров из тех, которые доступны при данном ограниченном доходе.

Экономическая теория утверждает, что не существует объективного критерия для того, чтобы определить, какой же набор товаров является наилучшим для данного потребителя. И только потому, что потребитель выбирает “наилучший набор” товаров со своей индивидуальной (т. е. субъективной) точки зрения (вспомните удивительно точный афоризм К. Пруткова:

“каждому лучшим кажется  то, к чему он имеет охоту”).1

Конечно, субъективный подход не безупречен: человек — сложное существо и далеко не всегда ведет себя рационально в указанном смысле. Разумеется, представление о рациональности потребителя упрощает механизм его экономического поведения, и тем не менее большинство потребителей действительно стремится получить на свой ограниченный доход максимум удовлетворения.

Особо надо подчеркнуть, что  вести себя на рынке рационально — вовсе не значит обязательно быть прижимистым и мелочно-расчетливым. Не следует думать, что человек, истративший свое состояние на “миллион алых роз” для своей любимой, — нерациональный потребитель, а другой, положивший деньги в коммерческий банк под высокие проценты, — наоборот, рациональный потребитель. Теория потребительского поведения признает рациональным потребителем и того и другого, если только они действительно выбрали наилучший (с их субъективной точки зрения) вариант потребительского поведения. Это значит, что каждый потребитель имеет своего рода индивидуальную шкалу предпочтений и, реализуя ее при ограниченном доходе, стремится достичь максимально возможной степени удовлетворения.2

Если заменить слово “удовлетворение” более подходящим для данной ситуации термином “полезность”, то рациональное поведение потребителя состоит  в том, чтобы максимизировать полезность при ограниченном доходе.

Категория “полезность” играет в экономической теории настолько  важную роль, что на ее характеристике следует остановиться подробнее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Теория предельной полезности

 

Люди потребляют товары и  услуги потому, что они обладают свойством быть источником удовольствия (или удовлетворения). Это свойство экономисты обозначают термином “полезность”. Основы теории полезности разработаны такими крупными экономистами XIX в., как Г. Госсен (1810—1859), У. С. Джевонс (1835-1882), К. Менгер (1840-1921), а также его последователи О. Бем-Баверк (1851—1914) и Ф. Визер (1851-1926).

Названные экономисты создали  особое направление в экономической науке, получившее название “маржинализм” (“предельность”). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость (или, на современном экономическом языке, — ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Д. Милль), т. к. признавал приоритет конечных результатов функционирования экономики. Это был поистине переворот, и он сыграл столь важную роль в развитии экономической мысли, что получил название “маржиналист-ской революции”.3

Маржинализм называют субъективно-психологической теорией, и для этого есть все основания. Основатели маржинализма были твердо убеждены, что все категории экономической науки могут быть выведены только из отношения к вещи экономического субъекта, его предпочтений, ожиданий, познаний. (Так, К. Менгер писал, что блага сами по себе лишены объективных свойств, эти свойства им придает соответствующее отношение к ним людей.) Подобная мысль в той или иной форме приходила в голову многим, и гораздо раньше, чем экономистам, — вот что говорил, например, В. Шекспир устами одного из героев известной всему миру пьесы: “... сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни дурными, а только в нашей оценке” (В. Шекспир. Гамлет, принц датский. Акт второй, сцена 2). Но только маржиналисты сумели сделать эту мысль основной отправной точкой целого научного направления.

Ход рассуждении маржиналистов  в главных чертах состоял в следующем. Прежде всего они обратили внимание на то, что потребление любого блага носит, как правило, “приростный” характер. Иначе говоря, потребитель не действует по принципу “все или ничего”, а постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нем (например, будучи голоден, человек съедает один бутерброд, другой и так до тех пор, пока не почувствует себя сытым, а испытывая жажду, выпивает стакан воды, второй и так, пока не пройдет чувство жажды).4

Из этого наблюдения следовали  три важных вывода:

1. Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется “предельной полезностью” данного блага (в экономической теории слова “предельный” и “дополнительный” являются синонимами, т. е. имеют один и тот же смысл). Таким образом, под предельной полезностью маржиналисты понимали величину дополнительной полезности, полученной от прироста величины потребления, равного единице некоторого блага (при прочих равных условиях).

2. Чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше предельная (т. е. дополнительная) полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер. Следовательно, то благо, которое удовлетворяет наименее настоятельную потребность, имеет и наименьшую предельную полезность. Отсюда следует сформулированная маржиналистами обратная взаимосвязь между предельной полезностью и ценностью блага. Она состоит в том, что благо тем более ценно, чем меньшим количеством единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как тот же стакан у полноводной реки не обладает никакой ценностью, хотя, конечно, имеет полезность). Отсюда вывод: ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

3. Потребляя некоторое число единиц одного товара (например, бутербродов), человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей. В теории принято называть условные единицы величины предельной полезности “ютилями”. Если потребление первого бутерброда принесет человеку полезность, равную, положим, 5 ютилям, второго — 4, третьего — 2, а четвертого — 1 ютилю, то общая полезность этого ряда составит 12 ютилей (а предельная полезность будет равна 1). Отказ от каждого последующего бутерброда будет означать уменьшение общей (суммарной) полезности и одновременное увеличение предельной полезности последнего бутерброда. Например, если отказаться от четвертого бутерброда, то общая полезность (TU) составит 11 единиц, а предельная полезность (MU) будет равна 2, при отказе от третьего бутерброда TU составит 9 единиц, а MU возрастет до 4, и т. д.

График 1. Кривая предельной полезности

Итак, согласно теории маржиналистов, полезность — понятие субъективное. Конечно, они понимали, что, вряд ли возможно точно измерить величину полезности того или иного товара для одного человека (так, как мы измеряем у него, например, температуру или кровяное давление). Приборов, измеряющих величину полезности, нет и быть не может. Однако общий принцип убывания предельной полезности мы можем наглядно изобразить па графике (пользуясь нашим условным примером — см. график 1).5

 

 

 

 

 

 

    1. Переход от кардинализма к ординализму

 

Суть этих допущений состояла в следующем. Как известно из повседневной практики, многие товары взаимосвязаны друг с другом в процессе потребления: некоторые товары могут потребляться только совместно (они называются “комплементарными”), другие, наоборот, служат удовлетворению одной и той же потребности и являются в той или иной степени взаимозаменяемыми (товары - ”субституты”). Следовательно, правильнее рассматривать полезность не от потребления отдельно взятого товара, а от всего набора потребляемых товаров. Это открывает возможность оценивать полезность не с количественной точки зрения, а с точки зрения порядка предпочтения разных наборов товаров. Так совершился переход от “кардиналистского” (т. е. количественного) подхода к полезности — к “ординалистскому” (т. е. порядковому).

Первые шаги в этом направлении  были сделаны российским экономистом Е. Е. Слуцким (1880—1948) в статье “К теории сбалансированного бюджета потребителя”. Окончательное оформление ординалистский подход получил в работе Роя Аллана (1906—1983) и Джона Р. Хикса (1904—1989) “Пересмотр теории ценности”(1934).6

Центральная идея ординалистского  подхода может быть объяснена  следующим образом. Теория отказывается от представления о том, что потребитель  способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Другими словами, наш потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется от него при выборе набора товаров и ответ на вопрос, во сколько раз данный набор полезнее всякого другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный набор товаров для него предпочтительнее всех прочих. Таким образом, преобразовав субъективную теорию полезности в общую логику выбора, Р. Аллан и Д. Хикс значительно сблизили теоретическую базу с практическим поведением потребителя. Закономерности этого поведения уже не связаны с измерением полезности. Их исследование базируется "наблюдаемых эффектах "замещения" и "дохода".7

Информация о работе Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей (общие положения)