Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения является социальная работа с инвалидами.
Предмет - правовое регулирование социальной защиты инвалидов в России.
Целью работы является теоретические и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними, а также анализ социальной защиты этой категории на конкретных примерах.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..……………....3
Глава 1. Теоретические основы социально-правовой защиты инвалидов.
Понятие инвалидности, виды и обоснование социально-правовой
защиты инвалидов ……………………………………………………….….5
1.2. Государственная политика в контексте определения социально-
правового статуса инвалидов в РФ …………………………………..…...10
1.3. Социальные, медицинские и управленческие аспекты
реабилитации инвалидов…….………………………………………….…16
Глава 2. Проблема отношения инвалидов к комплексной социальной
защите как фактору социализации и ресоциализации
2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания
с инвалидами ……………………………………………………………...21
2.2. Анализ полученных результатов о проблеме отношения инвалидов
к качеству оказываемой социальной помощи…………………………….29
Заключение ……………………………..…………………………..……….…...34
Литература ……………………………………...………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

  Еще сложнее ситуация с  неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.

 Если такой инвалид живет  в семье, многие проблемы решаются  относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и кончая обеспечением продуктами. Во всех этих случаях инвалидам помогают специальные социальные работники, которые за уход за ними получают заработную плату. За слепыми, но подвижными инвалидами также закрепляются оплачиваемые государством или благотворительными организациями работники.

Статистика инвалидности

Население планеты должно осознать наличие инвалидов и необходимость создать для них нормальные условия жизни. По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. По официальной статистике, в России сейчас 10 млн. инвалидов (около 7% населения). По оценке Агентства социальной информации, их не меньше 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей. [ 13. C.11]

В последние годы растет и численность инвалидов вследствие военной травмы. Сейчас их количество составляет почти 42 200 человек. На долю лиц пенсионного возраста приходится 80% от общего числа инвалидов; инвалидов Великой Отечественной войны — более 15%, I группы — 12,7%, II группы — 58%, III группы — 29,3 %.

Структура распределения инвалидности в связи с общим заболеванием в России такова: на первом месте болезни сердечно-сосудистой системы (22,6%), далее следуют злокачественные новообразования (20,5%), затем травмы (12,6%), болезни органов дыхания и туберкулез (8,06%), на пятом месте—психические расстройства (2,7%). Распространенность инвалидности в целом выше среди городского населения по сравнению с сельскими жителями.

Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями:

  • по возрастной структуре преобладают инвалиды пенсионного возраста;
  • по нозологии — наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения;
  • по тяжести — преобладают инвалиды II группы.

 

 

1.2. Государственная политика  в контексте определения социально-правового  статуса инвалидов в РФ

Содержание правового статуса инвалидов составляет их правовое положение, основанное на принципах социального государства (статья 7 Конституции РФ). [1. C.2]

 В России о6еспечивается государственная  поддержка инвалидов, развивается  система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты.

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек из этого правового международного документа:

  • инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства;
  • инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица;
  • инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность;
  • инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания»;
  • инвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации.

Действующим законодательством четко регламентирован общественный и правовой статус инвалидов. Законодательство в этой сфере ориентировано на достижение следующих целей: устранение или возможно более полная компенсация ограничений жизнедеятельности инвалидов, восстановление социального статуса инвалидов; достижение ими материальной независимости и их социальной адаптации. Законодательство, определяющее правовой статус инвалидов носит комплексный характер. [17. C.57]

Правовой статус инвалидов характеризуется следующими особенностями:

1) отражает в целом принципы социального государства (статья 7 Конституции РФ), а также принципа гуманизма;

2) существованием фонда в виде государственного социального страхования, средства из которого направляются на нужды социального обеспечения граждан, в том числе в случав наступления инвалидности;

3) социальное обеспечение инвалидов  на основе учета их специфических  потребностей и интересов;

4) содержит права, охраняемые законом  интересы инвалидов и их гарантии  в сфере отношений по материальному  обеспечению, социальному обслуживанию, социально-трудовой и медицинской реабилитации, в других областях общественной жизни.

Особенности реализации личных прав и свобод человека и гражданина в правом статусе инвалида заключаются в том, что у людей с ограниченными возможностями отсутствует возможность самостоятельно защищать свои права, к тому же в современном законодательстве отсутствует эффективный механизм реализации социально-правовых гарантий инвалидам. Например,  не достаточно обеспечен на сегодняшний день доступ инвалидов наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Таким образом, статус инвалидов в целом основывается как на общих социально-экономических и организационных гарантиях прав, устанавливаемых для всех граждан, так и гарантиях, специально предназначенных для инвалидов.

Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.), «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.).

В июле 1996 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

  Этими нормотворческими актами  определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране. [13. C.27]

  В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона).

  Социальные услуги предоставляются  всем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

 Социальное обслуживание осуществляется  по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).

 Социальные услуги оказываются  исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда  речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. [26. C.67]

 Законом предусматриваются  различные формы социального обслуживания, в том числе:

  • социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
  • полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;
  • стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;
  • срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.);
  • социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь.

 Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, могут быть оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты.

Бесплатно оказываются следующие социальные услуги:

1) одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;

3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

 Социальные услуги на уровне  частичной оплаты  оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100-150% прожиточного минимума.

   Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.

   На 1 января 20011 г. в полной или частичной оплате социальных услуг нуждались все без исключения граждане пожилого возраста и инвалиды более половины субъектов Российской Федерации, где оплата труда всего трудоспособного населения была менее 150% прожиточного минимума. Ниже черты бедности находятся более 80% населения страны. Особенно высока бедность в таких регионах, как Новгородская, Псковская, Ивановская, Кировская, Пензенская, Саратовская, Оренбургская, Читинская области; республики Марий Эл, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-балкарская, Карачаево-черкесская, Северная Осетия, Удмуртия, Республика Алтай, Тыва.

   Понятно, что администрации  этих регионов страны не в  состоянии обеспечить не только оплату социальных услуг для пожилых и инвалидов, но и социальные пособия по безработице, бедности и другие, предусмотренные законодательством. Все население этих регионов от мала до велика получает доход ниже прожиточного минимума и нуждается в социальных пособиях. Все расходы на оплату социальных услуг пожилым и инвалидам вынуждены брать на себя федеральные органы.

   В Законе «О социальном  обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора — государственный и негосударственный.

Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.

  Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации. [19. C.117]

Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

Помимо федеральных законов социальным работникам необходимо знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.

Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в России