Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 08:29, курсовая работа

Описание работы

Объектом изучения является социальная работа с инвалидами.
Предмет - правовое регулирование социальной защиты инвалидов в России.
Целью работы является теоретические и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними, а также анализ социальной защиты этой категории на конкретных примерах.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………..……………....3
Глава 1. Теоретические основы социально-правовой защиты инвалидов.
Понятие инвалидности, виды и обоснование социально-правовой
защиты инвалидов ……………………………………………………….….5
1.2. Государственная политика в контексте определения социально-
правового статуса инвалидов в РФ …………………………………..…...10
1.3. Социальные, медицинские и управленческие аспекты
реабилитации инвалидов…….………………………………………….…16
Глава 2. Проблема отношения инвалидов к комплексной социальной
защите как фактору социализации и ресоциализации
2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания
с инвалидами ……………………………………………………………...21
2.2. Анализ полученных результатов о проблеме отношения инвалидов
к качеству оказываемой социальной помощи…………………………….29
Заключение ……………………………..…………………………..……….…...34
Литература ……………………………………...………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 221.00 Кб (Скачать файл)

Ответы на вопрос «Что более всего компенсирует наличие инвалидности»: очевидны из анализа предыдущего вопроса: 80 %  назвали участие близких, 10 % - помощь государства, 5 % - помощь общественных организаций, стольким же помогает дружба. Стоит отметить, что деятельность специализированных общественных организаций недостаточна, им нужно более акцентировано помогать инвалидам.

Ответы на вопрос «Чем Вы занимаетесь в свободное время?» настораживают: 70 % опрошенных проводят свободное время перед телевизором, 30 % в совокупности бывают у друзей или во дворе дома. Сидячий образ жизни только подтачивает уже подорванное здоровье, уменьшает период активной жизни, поэтому инвалидов нужно привлекать к более активным формам отдыха.

70 % респондентов считают, что помощь государства инвалидам  недостаточна, 25 % придерживаются противоположной точки зрения, а 5 % она вовсе не нужна.

В данной ситуации мнение подавляющего большинства отражает простую истину – да, помощи государства явна не достаёт, что идёт в разрез с заявленной целью создания социального государства. Но в условиях экономического кризиса навряд ли объёмы господдержки возрастут, поэтому нужно активизироваться общественным организациям и самим инвалидам с трудоспособными группами инвалидности.

При ответе на вопрос № 16 подавляющее большинство (80 %) ничего не слышали о сети Интернет, остальные ею активно пользуются. Именно общественным организациям нужно сосредоточить часть своих сил на пропаганде компьютеризации с доступом в Интернет среди инвалидов, это, вкупе с повсеместным распространением Интернета и высоким качеством сетевых услуг, создаст широчайшие возможности для инвалидов, а именно: инвалид: 1) не будет находиться в информационном вакууме; 2) получит возможность приобщиться к новейшим достижениям культуры, кино; 3) будет располагать потенциалом самообразования; 4) просто почувствовать себя полноценным членам общества, ведь в сети не имеет значение внешность, главное – мысли и их текстовое выражение; и самое главное 4) будет иметь отличную возможность завести новые знакомства и на качественном уровне поддерживать старые (ICQ, Skype, почта).

Наконец, при ответы на последний вопрос анкеты обнажили одну из главных проблем – общественные организации недостаточно проявляют себя в деле поддержки инвалидов, более 85 % ни разу не слышали о Всероссийской организации инвалидов и её ульяновском отделении. Однако 10 % она оказывала адресную помощь, что уже неплохо.

Подводя общий итог, хочется назвать следующие изменения, которые могут улучшить положение инвалидов в России: :

1. Усовершенствовать систему повышения квалификации социальных работников,  медиков и социальных психологов, службы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, ЦСО, социально-психологических центров организовав в федеральных научно-практических центрах базы для повышения квалификации социальных работников, социальных медиков и социальных психологов.

2. Регулярно проводить научно-практические  семинары и конференции по  социальным, медико-социальным и  психологическим проблемам экспертизы  и реабилитации.

3.Усовершенствовать систему научно-методического консультирования социальных, медико-социальных и психологов практиков. Ввести общественную должность главного психолога на всех уровнях службы социальной защиты и реабилитации.

4. Усовершенствовать информационное, методическое и техническое обеспечение деятельности социальных, медико-социальных работников и психологов в подведомственных учреждениях.

5. Усовершенствовать нормативные  вопросы деятельности социальных, медико-социальных работников и  психологов в реабилитационных, экспертных учреждениях, центрах социальной помощи, социально-психологической помощи (нормативы нагрузки, оплата труда и т.п.).

6. Пересмотреть штатные нормативы  учреждений социальной защиты  и реабилитации инвалидов, социальной, медико-социальной и психологической  службы в учреждениях социального обслуживания  и реабилитации.

7. Стимулировать становление и  развитие социальной, медико-социальной  и психологической службы в  подведомственных учреждениях в  регионах.

Автор исследования считает, что наибольший упор в процессе социальной поддержки инвалидов следует сделать на мероприятия по социально-средовой ориентации: социально-психологическую реабилитацию, психодиагностику и обследование личности инвалида, психологическую коррекцию и психотерапию, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, оказание экстренной (по телефону) психологической и медико-психологической помощи. Сюда также могут быть отнесены формирование социальной независимости, навыков общения, проведения досуга и отдыха, занятия физкультурой и спортом, предоставление помощи в решении личных проблем, социально-психологический патронат семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Заключение

Инвалиды - это неотъемлемая часть общества и отмахнуться от неё нельзя. Создавая нормальную жизнь для инвалидов и пожилых людей, общество как бы подстраховывает всех и каждого. Помогая инвалидам сегодня, общество в будущем помогает само себе.

У инвалидов разные потребности, но всех их объединяет одно. Они нуждаются в поддержке государства и общества в разных формах и разных объемах.

Инвалиды имеют огромный потенциал, который востребован обществом крайне мало. Мы сами своими действиями, отношением общества к инвалиду часто делаем его человеком с действительно ограниченными возможностями. И самим инвалидам приходится постоянно доказывать, что их возможности неограниченны.

Система социальной защиты инвалидов должна быть переориентирована на их конкретные нужды и потребности.

На фоне сокращения численности трудоспособного населения инвалиды должны восприниматься как невостребованный трудовой ресурс. Необходимо переходить от абстрактных формулировок о "специально созданных условиях труда для инвалидов" на уровень решения практических задач трудоустройства.

Ни для кого не секрет, что многие инвалиды готовы и хотят продолжать трудовую деятельность. И тут важно создать такие условия, чтобы они имели возможность участвовать в общественном производстве. Это и создание специализированных рабочих мест для инвалидов, и вопросы квотирования, и, самое главное, профессиональной подготовки инвалидов.

Необходимо также разработать механизм повышения уровня жизни инвалидов, прежде всего как социально-гарантированных минимальных норм и льгот для инвалидов. При этом расширение льгот и услуг должно в первую очередь касаться инвалидов наиболее нуждающихся, с большей степенью потери трудоспособности или функциональных нарушений организма.

  Проанализировав научную литературу  о социальной  реабилитации инвалидов, мы выяснили, что социальная реабилитация направлена на то, чтобы помочь инвалидам  не только приспособиться к окружающей их среде, но и оказывать воздействие на их непосредственное окружение и на общество в целом, что облегчает их интеграцию в общество.

Также мы выявили, что для нашей страны проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее важных и актуальных, так как рост численности инвалидов выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития, и пока нет данных, свидетельствующих о стабилизации положения или об изменении этой тенденции.

 Проведя это исследование,  мы выявили содержание понятий   "инвалидность ", "инвалиды", "реабилитация", формы и методы решения социальных проблем инвалидов, правового обеспечения социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья.  Поставленные нами задачи были выполнены.

Таким образом, мы приходим к итоговому выводу, что социальная реабилитация  инвалидов является восстановлением способностей к социальному функционированию

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Литература

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2008 г.) // Российская газета. – 2009. – 21 января.
  2. Федеральный закон от 2.08.1995 г. № 121-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в ред. от 22.08.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1437.
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 24.11.2004 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 19. Ст. 2342.
  4. Указ Президента РФ от 27 июля 1996 года № 802 «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 944.
  5. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1011 
    «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» (с изменениями от 27 апреля 2000 г.). Собрание законодательства РФ. 1996. № 10. Ст. 3461.
  6. Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалид, пер. с англ. М., Педагогика, 1991.
  7. Гончаров В.Н. Комплексная система реабилитации инвалидов в муниципальном образовании // Работник социальной службы. 2005. № 3. С. 7.     КИРОВ
  8. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации.  М., Психология. 1999.
  9. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. М., Педагогика, 2002.
  10. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов. Ростов н/Д., 2004.
  11. Жулковска Т., Ковалева А.И., Луков В.А. «Ненормальные» в обществе: Социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями: Науч. монография.- Москва-Щецин: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 2003.
  12. Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: учебник. М., издательство БЕК. 2001.
  13. Зозуля Т.В. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.  М., Издательский центр «Академия». 2005.
  14. Кузнецова В.А. О практике и перспективах социальной помощи престарелым и инвалидам // Социальная работа.  2002.  № 1. С. 21.
  15. Кукушина В.С. Социальная защита населения: опыт органазационно-административной работы: учеб. пособие. М., Ростов-на-Дону, Знание. 2004.
  16. Куропатенкова И.Н., Шелехова Т.Ю. Проблемы профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов // Социальная работа. 2007. № 1. С. 8.
  17. Карякина О.И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов: уч. пособие. Волгоград, 1999.
  18. Леевик Г. В. Методики профессиональной ориентации молодежи с ограниченной трудоспособностью. М., 138с.
  19. Малик Л.С. Профессионализация социальной работы. Архангельск. 2001. 
  20. Новиков М.Л. Государственная политика в отношении трудовой занятости людей с инвалидностью: международный опыт и российская практика. М., «Перспектива». 2008.
  21. Павленок П.Д. Основы социальной работы : учебник. М.,  ИНФРА. 2001.
  22. Савинов А. Н. Организация работы органов социального обеспечения: учебник. М., ИНФРА. 2003.
  23. Смирнова Е.Р. Философия и методология социальной работы: учебное пособие. Саратов, Сарат. гос. техн. ун-т, Саратов. 1997.
  24. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: уч. пособие. М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2006.
  25. Холостова Е.И. Теория социальной работы: учебник. М., Юрист, 2001.
  26. Хралыпина Л.П. Основы реабилитации инвалидов. М., Юрайт. 1996.

 

 

 

 

                                                                          Приложение

                                      АНКЕТА:

  1. Пол  м / ж.
  2. Возраст, лет
  • до 25;
  • 25-35;
  • 36-50;
  • Более 50.
  1. Опыт работы, лет
  • 1-5;
  • 6-10;
  • 10-20;
  • более 20;
  • нет опыта.
  1. Образование
  • общее;
  • среднее профессиональное;
  • высшее;
  • нет образования.
  1. Инвалидность -
  • существенно  Вас не ограничивает;
  • создаёт некоторые вполне решаемые проблемы;
  • исключает деятельность в ряде сфер жизни;
  • способствует практически полному отрыву от общества.
  1. У Вас засвидетельствована инвалидность:
  • I группы;
  • II группы;
  • III группы;
  • IV группы.
  1. Считаете ли Вы себя полноценным членом общества?
        • на;
        • нет;
        • при должном уровне социальной поддержки – да.
  1. Вы общаетесь преимущественно с инвалидами (не считая родственников)?
    • да;
    • в основном с не инвалидами;
    • я не делю близких людей на инвалидов  и не инвалидов;
    • у меня нет знакомых.
  1. Каким образом Вы после получения инвалидности адаптировались в обществе?
  1. На Ваш взгляд, как к Вам относятся люди без инвалидности?
  • им нет до меня никакого дела;
  • в глубине души они жалеют меня;
  • не делая скидок на мою инвалидность.
  1. Что более всего компенсирует наличие инвалидности:
    • государственные пособия и льготы;
    • помощь общественных организаций;
    • участие близких;
    • друзья.

Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в России