Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2015 в 08:29, курсовая работа
Объектом изучения является социальная работа с инвалидами.
Предмет - правовое регулирование социальной защиты инвалидов в России.
Целью работы является теоретические и эмпирическое осмысление проблем инвалидов и основных форм работы с ними, а также анализ социальной защиты этой категории на конкретных примерах.
Введение …………………………………………………………..……………....3
Глава 1. Теоретические основы социально-правовой защиты инвалидов.
Понятие инвалидности, виды и обоснование социально-правовой
защиты инвалидов ……………………………………………………….….5
1.2. Государственная политика в контексте определения социально-
правового статуса инвалидов в РФ …………………………………..…...10
1.3. Социальные, медицинские и управленческие аспекты
реабилитации инвалидов…….………………………………………….…16
Глава 2. Проблема отношения инвалидов к комплексной социальной
защите как фактору социализации и ресоциализации
2.1. Региональный опыт работы центров социального обслуживания
с инвалидами ……………………………………………………………...21
2.2. Анализ полученных результатов о проблеме отношения инвалидов
к качеству оказываемой социальной помощи…………………………….29
Заключение ……………………………..…………………………..……….…...34
Литература ……………………………………...………………
В Новгородской области введена инновационная модель службы «Выездной лицей», которая является попыткой решить проблему интегрированного обучения детей, имеющих инвалидность. Суть в следующем:
1. Преподаватели едут на дом к ребенку и дают ему домашние уроки;
2. Службы помогают ребенку выехать из дома и заниматься в интегрированных группах, организуемых в Центре.
Цель: Духовное и культурное развитие детей, имеющих инвалидность, и их интеграция в общество.
Движение на дом обеспечивают профессиональные педагоги, которые привлекаются для работы в службе “Выездной лицей” на контактной основе. Приоритет при этом отдается педагогам, обладающим достаточным запасом знаний и жизненным опытом, необходимыми для работы с особыми детьми по индивидуальным программам. Большое значение придается привлечению к работе педагогов из общеобразовательной школы с тем, чтобы приблизить школу к пониманию проблем детей, имеющих инвалидность, а затем превратить ее в основного союзника.
Программа создания сети надомных производств в г. Москва.
Программа состоит из двух частей - образовательной и организационной.
Образовательная часть программы базируется на четырех основных принципах:
- борьба с замкнутостью и
одиночеством детей с
- содействие саморазвитию
- взгляд на семью как
- использование огромного
Отдельные элементы образовательной части программы уже отрабатывались в течение ряда лет Реабилитационным центром “ИВМА” при проведении занятий с детьми - инвалидами в клубе самодеятельных художников.
В задачи образовательной части программы входит:
1) формирование у детей - инвалидов основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, развитие их способностей и задатков;
2) развитие наблюдательности у
детей, способности живо откликаться
на события окружающей
3) выработка осознанного отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности;
4) воспитание потребности в
5) формирование общих и
6) развитие творческих
7) побуждение к сознательному выбора одной из профессий, связанных с народным и декоративно-прикладным искусством или современными информационными технологиями;
8) использование новейших информационных технологий развивающего художественно- эстетического образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию.
К особенностям образовательной части программы следует отнести практическую (прагматическую) направленность обучения детей-инвалидов и их семей. Применение основных принципов художественно-эстетического образования для приобритения ребенком-инвалидом основ возможной профессии, связанной с народными и декоративно-прикладными искусствами или иной конкурентной специальностью. Использование природного материала для развивающего художественного образования детей - инвалидов.
Основным показателем педагогической эффективности образовательной части программы является снятие комплекса неполноценности, подготовка детей-инвалидов к жизни в нормальной социальной среде, формирование познавательного интереса детей-инвалидов к народному и декоративно- прикладному искусству, новым информационным технологиям, творческой активности, самостоятельности, бережного отношения к природе и памятникам культуры, понимание роли искусства в жизни общества, в его духовном развитии.
Со временем возможно выделение отдельных производителей в самостоятельные хозяйственные товарищества, общества или производственные кооперативы.
Таким образом, основным показателем эффективности программы является подготовка детей - инвалидов и их семей к активному использованию прамедицинских знаний народной медицины с целью улучшения здоровья, диагностирования и быстрого исцеления болезни, снятие утомления и раздражительности, нормализации сна, повышения работоспособности и сохранения гармоничного взаимодействия организма с внешним миром.
Таковым нам представляется реальный путь вхождения ребенка-инвалида в счастливую, независимую жизнь.
Рассмотрим
деятельность такого центра социальной
помощи как Ульяновская областная обществе
Инвалидов, являющуюся региональным отделением Всероссийского общества инвалидов (ВОИ). Это российская организация, объединяющая людей-инвалидов полностью или частично недееспособных физически. ВОИ - член Международной организации инвалидов. Активно сотрудничает с другими международными и национальными организациями инвалидов; имеет Специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН.
ВОИ было создано в РСФСР 17 августа 1988 года. Официальный девиз общества: Вместе мы сможем больше!
Общество ставит своими задачами защиту прав и интересов инвали
Всероссийское общество инвалидов насчитывает:
Под патронажем ВОИ действуют около 900 коммерческих образований, где трудятся более 6.000 инвалидов РФ.
Председатель ВОИ: Ломакин-Румянцев Александр Вадимович
В целях защиты прав и интересов инвалидов отделение ВОИ принимает активное участие в совершенствовании законодательства. По инициативе или при непосредственном участии отделения ВОИ было принято более 2 региональных закона, подзаконные акты. ВОИ проводит большую работу по оказанию содействия в решении многих вопросов жизнедеятельности инвалидов: создание доступа к объектам социальной и иной инфраструктуры, обеспечение лекарственными средствами и средствами технической реабилитации, получение образования и т.п. С 1992 года отделение ВОИ проводит фестивали творчества инвалидов и детей инвалидов. В 2003 году проведен Молодежный форум ВОИ, в 2005 году – Молодежный фестиваль «Темп», в 2008 году – фестиваль семей молодых инвалидов.
В структуре отделения ВОИ действуют десятки физкультурно-спортивных клубов, которые на регулярной основе проводят массовые спортивные мероприятия, осуществляют подготовку ведущих спортсменов для участия во всероссийских и международных соревнованиях. В организациях ВОИ стало традиционным проведение спартакиад, туристических слетов, автопробегов. Стабильно выходит в свет более 20 периодических печатных изданий ВОИ, два из которых - газеты «Надежда» и «Русский инвалид» - имеют статус общероссийских.
Ульяновским отделением, находящимся: ул. Радищева, дом 1, комната 15, руководит Калганова Елена Леонтьевна. Телефон 7 (8422) 310104
Практическая отделения может быть условно разделена на два крупных блока. В состав первого блока действий, адресованных конкретному инвалиду как отдельно взятой личности, входят следующие виды деятельности:
Второй блок видов деятельности ВОИ, связанный с обеспечением прав и социальной защитой всех инвалидов как особой категории населения, включает в себя:
2.1. Анализ полученных
результатов о проблеме
к качеству оказываемой социальной помощи
В ходе исследования было опрошено 30 инвалидов. Среди них – женщин 80%, а мужчин 20% . 60% инвалидов в возрасте до 25 лет, 25% в возрасте от 25 до 35 лет, 13 % - в возрасте от 36 до 59 лет и лишь 5 % в возрасте свыше 50 лет.
У большей части респондентов стаж работы 6-10 лет – 37%, 11-20 лет – 20%, нет опыта работы 30%, более 20 лет – 7%, а так же и молодые специалисты от 1-5 лет – 6%. Причём у большей части (60 %) есть среднее специальное образование, у 25 % - лишь общее, 12 % имеют высшее образование, а у 3 % не имеют законченного образования вовсе. Отсутствие стажа работы у трети респондентов – показатель неэффективной социальной политики государства, без работы инвалид на 100 % зависим от льгот и пособий.
В ходе анкетирования было выявлено, что почти 33% инвалидов ответили, что инвалидность создаёт некоторые вполне решаемые проблемы, столько же - что она способствует практически полному отрыву от общества, 20 % признались, что инвалидность исключает деятельность в ряде сфер жизни, а остальных она существенно Вас не ограничивает. Именно третья группа респондентов нуждается в наиболее комплексной социальной поддержке. Одновременно нужно стремиться увеличить число инвалидов, для которых их неполноценность не является ключевым ограничителем в жизни.
Ответы на следующий вопрос «Считаете ли Вы себя полноценным членом общества?» весьма показательны. 50 % ответили отрицательно, треть – утвердительно, а 17 % чувствуют в себе силы при должном уровне социальной поддержки стать полноценным членом общества. Можно сделать промежуточный вывод, что полноценными членами общества считают себя в основной своей массе инвалиды с высшим или средним специальным образованием и с имеющимся стажем работы, что в совокупности показывает на наличие у этой группы работы.
При ответе на вопрос о круге общения 54 % опрашиваемых ответили, что не делят людей из своего круга близких людей на инвалидов и не инвалидов, 30 % общаются практически только с инвалидами, 10 % общаются практически исключительно с не инвалидами, а 6 % вовсе не имеют знакомых. То есть инвалидность накладывает существенный отпечаток на количество и состав знакомых людей, а также может полностью исключить завязывание и поддержание товарищеских отношений. Наиболее пристальное внимание социальным службам следует уделять инвалидам без дружеских связей.
При ответе на вопрос № 9 85 % респондентов поведали, что их семьи сыграли определяющую роль в сложном процессе адаптации в общество после получения инвалидность, 10 % указали на преобладающую помощь государства, а 5 % адаптировались, полагаясь исключительно на свой внутренний потенциал самопомощи. Семья как малая группа продолжает выполнять одну из своих главных функций – помогает своим членам, попадающим в сложную жизненную ситуацию. Государство может лишь помогать семье в этом процессе.
Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты инвалидов в России