Правовое регулирования ипотечного кредитования в Российской Федерации: тенденции, проблемы и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 21:56, дипломная работа
Описание работы
Актуальностью выпускной квалификационной работы является то, что на протяжении последних лет внимание к ипотеке (залогу недвижимости) стремительно возрастает как со стороны государства, так и граждан. До принятия Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» залог недвижимости в России не имел широкого распространения.
Таким образом, при использовании
зарубежного опыта необходим его критический
анализ, а также возможность адаптации
к местным условиям. Нужно помнить о национальных
традициях российского государства и
остроте нерешенных социально-экономических
проблем, поэтому опыт зарубежных стран
нужен для исправления ошибок и решения
проблем в сфере гражданских правоотношений
для совершенствования механизма ипотечного
кредитования.
ГЛАВА 2. Законодательно-правовое
регулирование ипотечного кредитования
в России
2.1 Понятие и особенности
заключения и оформления договора
ипотечного кредитования
Возрос интерес к ипотечному
кредитованию после того, как Правительством
РФ была одобрена Концепция развития ипотечного
жилищного кредитования в России. Актуальной
стала проблема правильности заключения,
оформления и государственной регистрации
договора об ипотеке.
Пункт 1 ст. 1 Федерального закона
от 16 июля 1998г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге
недвижимости)» содержит понятие договора
ипотеки, в соответствии с которым одна
сторона – залогодержатель, являющийся
кредитором по обязательству, обеспеченному
ипотекой, имеет право получить удовлетворение
своих денежных требований к должнику
по этому обязательству из стоимости заложенного
недвижимого имущества другой стороны
– залогодателя преимущественно перед
другими кредиторами залогодателя.27 Таким образом, определение
обязательства вытекает из содержания
договора ипотеки. В связи с этим целесообразно
разграничить понятия «договор ипотеки»
и «обязательства, вытекающие из договора
ипотеки». Первое - юридический факт, а
второе - правоотношение.
Договор ипотеки, как и любой
другой гражданско-правовой договор, является
не только особым юридическим фактом,
устанавливающим юридическую связь между
субъектами, но и средством правового
регулирования общественных отношений.28 Являясь основанием возникновения
ипотечных правоотношений, он устанавливает
круг прав и обязанностей между участвующими
в нем сторонами, а также выступает в качестве
регулятора общественных отношений.
В соответствии с п. 1 ст. 432 ГК
РФ договор считается заключенным, если
между сторонами достигнуто соглашение
по всем существенным условиям договора.29 Необходимо отметить достаточно
обширный перечень условий договора об
ипотеке (залоге недвижимости), которые
признаются существенными. В соответствии
с п. 1 ст. 9 Закона об ипотеке к разряду
существенных условий отнесены предмет
договора и его оценка, существо, размер
и срок исполнения основного обязательства,
обеспеченного ипотекой.
Предметом договора ипотеки
является недвижимое имущество. Определение
понятия «недвижимость» раскрыто в ст.
130 ГК РФ.
Таким образом, предметом договора
ипотеки может быть только индивидуально
определенная вещь. Поэтому строения,
являющиеся предметом договора, должны
по своим характеристикам, в частности,
по функциональному назначению, точно
совпадать с данными, которые они имеют
в качестве объекта государственной регистрации
недвижимости. В договоре об ипотеке обязательно
должны содержаться сведения о наименовании
предмета договора, месте его нахождения
и достаточные для идентификации этого
предмета описания с тем, чтобы однозначно
выделить данный предмет от похожих других.
Предмет договора должен быть определен
указанием не только видовой принадлежности
имущества, но и индивидуальных характеристик
конкретного объекта, позволяющих вычленить
предмет договора ипотеки из однородных
предметов.
В договоре ипотеки необходимо
описать предмет ипотеки. В частности,
указывается вид недвижимого имущества,
закладываемого по договору об ипотеке
(жилой дом, квартира и т.д.).30 При описании недвижимого имущества
указывается наименование предмета ипотеки,
которое содержится в свидетельстве о
государственной регистрации объекта
недвижимого имущества и документе технического
учета или кадастровом плане; площадь
объекта недвижимости; адрес, по которому
расположен объект недвижимости; условный
или кадастровый номер объекта недвижимости.
Закон об ипотеке (абз. 3 п. 2 ст.
9) также предусматривает, что если предметом
ипотеки является принадлежащее залогодателю
право аренды, арендованное имущество
должно быть определено в договоре об
ипотеке так же, как если бы оно само являлось
предметом ипотеки, и должен быть указан
срок аренды.
Необходимо отметить, что к
ипотечным правоотношениям применим предварительный
договор, который не подлежит обязательной
государственной регистрации исходя из
требований ст. 164 ГК РФ. Предметом предварительного
договора является обязательство сторон
по поводу заключения будущего договора,
а не обязательства по поводу недвижимого
имущества.
В договоре об ипотеке также
должны быть указаны право (собственность,
аренда и др.), на основании которого имущество,
являющееся предметом ипотеки, принадлежит
залогодателю, и наименование органа,
осуществляющего государственную регистрацию
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним, зарегистрировавшего право залогодателя.
Согласно Закону об ипотеке,
предметом договора ипотеки могут быть
вещи и имущественные права, которые будут
приобретены залогодателем в будущем.
В связи с этим необходимо отметить недопустимость
возникновения залога ранее основного
обязательства, что предусмотрено п. 3
ст. 11 Закона об ипотеке.31 Это положение делает возможным,
в частности, обеспечение кредитных договоров,
заключаемых в целях финансирования строительства
каких-либо объектов путем передачи в
залог указанных объектов, а также договоров
банковской ссуды под индивидуальное
жилищное строительство. Следовательно,
очень важно грамотно и объективно проводить
оценку предмета договора. Нормативно-правовую
базу, регламентирующую оценочную деятельность,
составляет ФЗ «Об оценочной деятельности
в РФ».32
В правоприменительной практике
нередко возникают споры, связанные с
несогласием залогодержателя по стоимости
заложенного имущества, предложенной
залогодателем. В этом случае суду приходится
дополнительно оценивать все обстоятельства
дела, касающиеся реальной стоимости имущества
на момент его реализации, действительную
волю сторон при заключении договора и
определении стоимости заложенного имущества.
Во избежание подобных споров целесообразно
при заключении договора в части определения
стоимости заложенного имущества избегать
конкретных соглашений о стоимости заложенного
имущества и предусматривать возможность
изменения его размера в связи с инфляционными
процессами исходя из рыночной стоимости
имущества.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона
об ипотеке оценка предмета ипотеки определяется
в соответствии с законодательством Российской
Федерации по соглашению залогодателя
с залогодержателем и указывается в договоре
об ипотеке в денежном выражении. Принцип
оценки предмета залога по соглашению
сторон представляется целесообразным,
так как лишь соглашением сторон возможно
достичь максимальной сбалансированности
интересов контрагентов в данном правоотношении. 33
Наличие нескольких оценок
предмета ипотеки в договоре не является
основанием для признания такого договора
незаключенным. Это толкование содержится
в п. 19 информационного письма Президиума
ВАС РФ от 28 января 2005 г. № 90 если возможно
установить, какая из оценок представляет
собой ту, о которой договорились стороны,
как о существенном условии договора об
ипотеке», ипотечный договор считается
заключенным.
Что касается остальных условий,
то размер исполнения основного обязательства
должен определяться договором. Если же
договор ипотеки соответствующего условия
не содержит, считается, что ипотека обеспечивает
требование залогодержателя в том объеме,
какой оно имеет к моменту удовлетворения,
в соответствии со ст. 337 ГК РФ. Следовательно,
данное условие относится к категории
обычных, т.е. его отсутствие в тексте договора
не влечет признания последнего незаключенным.34
Существо и срок исполнения
основного обязательства могут быть сформулированы
лишь путем дублирования соответствующих
условий, содержащихся в основном обязательстве.
На практике стороны договора
нередко, не дублируя соответствующих
условий из основного обязательства, в
тексте договора просто отсылают к основному
обязательству, в обеспечение которого
заключается договор, и часто создают
для себя неразрешимые проблемы. Не следует
забывать, что в данном случае речь идет
о существенных условиях договора, который
в силу этого может быть признан заключенным
лишь при достижении сторонами соглашения
по указанным условиям. Итак, в договоре
ипотеки должно быть указано обязательство,
обеспечиваемое ипотекой, с указанием
его суммы, основания возникновения и
срока исполнения (если обязательство
основано на договоре, необходимо указать
его стороны, дату и место заключения).
Если обеспечиваемое обязательство подлежит
исполнению по частям, в договоре должны
быть указаны сроки (периодичность) соответствующих
платежей и их размеры. В связи с этим возникает
вопрос: являются ли условия о размере,
существе и сроке исполнения обязательства,
исполнение которого обеспечивает договор
ипотеки, существенными, если они, по сути,
относятся не к отношениям, возникающим
из залога, а к основному обязательству?
С одной стороны, Закон об ипотеке включает
их в список существенных условий договора,
с другой стороны, не исключается возможность
их отсутствия в договоре ипотеки. Так,
стоит ли признавать их существенными?
Из числа существенных условий договора
об ипотеке условия о существе, размере
и сроке исполнения обязательства, обеспечиваемого
ипотекой, целесообразно исключить. Объясняется
это тем, что «договор ипотеки является
способом обеспечения другого (основного)
договора, и это не причина включения существенных
условий договора одного вида в число
существенных условий договора другого
вида». Это вполне разумная мысль, поскольку
отсутствие подобных условий в договоре
ипотеки можно допустить, если на стороне
залогодателя выступает должник по основному
обязательству. К тому же в договоре ипотеки
обязательно должна быть отсылка к договору,
регулирующему основное обязательство
и содержащему соответствующие условия.
Такое разъяснение содержится в Постановлении
пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного
суда от 1 июля 1996г. № 6/8. Этого будет достаточно
для того, чтобы признать договор об ипотеке
заключенным.
Однако если на стороне залогодателя
выступает третье лицо, отсылка в договоре
ипотеки к основному обязательству не
может быть признана выражением воли залогодателя,
не являющегося стороной в основном обязательстве.
В подобном случае отсутствие условий
о существе, размере и сроке исполнения
основного обязательства влечет признание
договора ипотеки незаключенным.
Таким образом, обязательство,
обеспечиваемое ипотекой, должно быть
названо в договоре об ипотеке с указанием
его суммы, основания возникновения и
срока исполнения. В тех случаях, когда
это обязательство основано на каком-либо
договоре, должны быть указаны стороны
этого договора, дата и место его заключения.
Если сумма обеспечиваемого ипотекой
обязательства подлежит определению в
будущем, в договоре об ипотеке должны
быть указаны порядок и другие необходимые
условия ее определения.
Если кредитором и должником
являются юридические лица, то обязательства,
обеспечиваемые ипотекой, подлежат бухгалтерскому
учету на основании законодательства
Российской Федерации о бухгалтерском
учете.
Как мы и говорили в предыдущей
главе, ипотека обслуживает основное обязательство.
В ст. 2 Закона об ипотеке приведен перечень
обязательств, обеспечиваемых ипотекой:
кредитный договор, договор займа, договор
иного обязательства.
Данный перечень не носит исчерпывающего
характера и может быть расширен, поскольку
имеется оговорка «если иное не предусмотрено
федеральным законом». Если обеспечиваемое
ипотекой обязательство подлежит исполнению
по частям, в договоре об ипотеке должны
быть указаны сроки (периодичность) соответствующих
платежей и их размеры либо условия, позволяющие
определить эти размеры.
В силу п. 6 ст. 9 Закона об ипотеке
права залогодержателя удостоверяются
закладной, на это указывается в договоре
об ипотеке, за исключением случаев выдачи
закладной при ипотеке в силу закона.
Соблюдение формы договора
является важным условием признания действительности
любого договора. Пункт 2 ст. 334 ГК РФ установил
приоритет норм Закона об ипотеке и закрепил
общие правила о залоге, содержащиеся
в Гражданском кодексе РФ, которые применяются
к ипотеке в случаях, когда Гражданским
кодексом РФ или Законом об ипотеке не
установлены иные правила.
Государственная регистрация
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним представляет собой элемент публично-правового
регулирования в частноправовых отношениях.
Однако первое выполняет вторичную роль
по отношению к последним. Цель такого
регулирования в том, чтобы обеспечить
стабильность в гражданских отношениях.
Требование об отражении изменений вещно-правового
положения участников в Едином государственном
реестре является реализацией принципа
публичности в обороте недвижимости. Слово
«государственная» означает, что регистрация
должна осуществляться специально уполномоченными
федеральными государственными органами.
Государственная регистрация законных
ипотек важна для соблюдения принципа
гласности на основании п. 1 ст. 7 Закона
о регистрации.35
В соответствии со ст. 9 Федерального
закона от 21 июля 1997г. № 122 «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним» государственная регистрация
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним проводится учреждением юстиции
по государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним
на территории регистрационного округа
по месту нахождения недвижимого имущества.
Указом Президента РФ от 9 марта
2004г. № 314 «О системе и структуре федеральных
органов исполнительной власти» была
образована Федеральная регистрационная
служба (Росрегистрация), которой были
переданы функции по регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним,
регистрации нормативных правовых актов
федеральных органов власти, регистрации
общественных объединений и политических
партий, правоприменительные функции
и функции по контролю и надзору в сфере
регистрации актов гражданского состояния,
адвокатуры и нотариата Министерства
юстиции РФ, за исключением функций по
принятию нормативных правовых актов
в установленной сфере деятельности.36
Федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции в сфере
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, является Федеральная регистрационная
служба. Хотя она подведомственна Минюсту
России, она является самостоятельным
юридическим органом.
Следует отметить, что многие
нормы законов, регулирующие ипотеку и
государственную регистрацию, дублируют
друг друга, тогда как в ст. 29 Закона о регистрации
указано, что в Законе об ипотеке могут
устанавливаться только особенности государственной
регистрации ипотеки. Так, Закон об ипотеке
предусмотрел целую главу, посвященную
государственной регистрации. Закон разрабатывался
до принятия Закона о регистрации. Поэтому
наличие в Законе положений, относящихся
к государственной регистрации ипотеки,
в тот момент было оправдано. Представляется,
что в связи с принятием специализированного
закона, где детально урегулированы вопросы
государственной регистрации ипотеки,
отдельная глава о регистрации должна
быть исключена из Закона об ипотеке. Данное
положение содержится в п. 6 ст. 131 ГК РФ.37
В настоящее время система государственной
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним находится в некоторой изоляции
от структур, тем или иным образом содействующих
процессу государственной регистрации
договора ипотеки. Эта изоляция выражается,
прежде всего, в информационной разобщенности
нотариата, кадастровых палат, управлений,
органов БТИ, управлений Росрегистрации
и иных подобных органов. Так, регистрация
договоров ипотеки осуществляется на
основе данных, не имеющих высокую степень
достоверности. Например, возможна ситуация,
когда за несколько дней до подачи документов
на регистрацию договора ипотеки юридическое
лицо вносит изменения в устав, ограничивая
полномочия руководителя в части заключения
договоров. Но учреждение юстиции по регистрации
прав получает устав, в котором нет подобных
изменений, по причине отсутствия механизма
быстрой передачи данных между органом,
регистрирующим внесение изменений в
уставные документы, и управлением ФРС.
В результате происходит регистрация
по сути незаконной сделки.