Правовой статус пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации, а так же его структура, состояние и перспективы развития.
Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.
Охарактеризовать правовые положения пенсионного фонда и раскрыть механизм его работы.
В рамках реализации этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Описывается структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;
2. Объясняются основные правовые положения его функционирования
3. Анализируются основные проблемы развития
4. Приводятся примеры из повседневной практики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Структура фонда………………………………………………………………..7
Органы управления………………………………………………………….....7
Бюджет фонда…………………………………………………………………10
Доходная и расходная часть…………………………………………………..17
Правовой статус ПФ РФ (Конституционные основы Пенсионного фонда и Бюджетный кодекс. Их роль в правовом обеспечении Пенсионного фонда)……………………………………………………………………………37
Актуальные проблемы развития пенсионной системы России………………42
Современное развитие пенсионной системы в РФ……………………………42
Цели, принципы, задачи и основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ…………………………50
Информационное обеспечение развития и повышение доверия к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны населения и бизнеса……………………………………………………………………………60
Механизмы реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения Российской Федерации до 2020 года……………..61
Заключение……………………………………………………………………………65
Список литературы…………………………………………………………………...69

Файлы: 1 файл

курсовая пф.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРАВОВЫЕ СТАТУС ПЕНСИОННОГО ФОНДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПЛАН

Введение…………………………………………………………………………….3

  1. Структура фонда………………………………………………………………..7
    1. Органы управления………………………………………………………….....7
    2. Бюджет фонда…………………………………………………………………10
    3. Доходная и расходная часть…………………………………………………..17
  2. Правовой статус ПФ РФ (Конституционные основы Пенсионного фонда и Бюджетный кодекс. Их роль в правовом обеспечении Пенсионного фонда)……………………………………………………………………………37
  3. Актуальные проблемы развития пенсионной системы России………………42
    1. Современное развитие пенсионной системы в РФ……………………………42
    2. Цели, принципы, задачи и основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ…………………………50
    3. Информационное обеспечение развития и повышение доверия к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны населения и бизнеса……………………………………………………………………………60
    4. Механизмы реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения Российской Федерации до 2020 года……………..61

Заключение……………………………………………………………………………65

Список литературы…………………………………………………………………...69

 

 

Введение

Современная рыночная экономика  создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование.

Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам общественного  страхования относятся: создание денежных фондов, из которых возмещаются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального достатка неработающих и работающих членов общества.

Актуальность данной темы, определяется тем, что в условиях рыночной экономики главным институтом защиты человека является социальное страхование. В период  социально – экономических реформ, когда сложившиеся отношения между социальными объектами изменяются кардинальным образом, общество оказалось не готовым  к осмыслению задач в области социального страхования в условиях развития экономики. И в этой связи принципиально важным является изучение теоретических основ социального страхования, а так же концептуальных подходов  к законодательной базе. Пенсионеры составляют значительную часть населения РФ и стабильность и величина их пенсионного обеспечения существенно отражается на экономическом развитии страны в целом.

Предметом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации, а так же его структура, состояние и перспективы развития.  

Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.

Охарактеризовать правовые положения пенсионного фонда и раскрыть механизм его работы.

В рамках реализации этой цели в работе решаются следующие задачи:

1. Описывается структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;

2. Объясняются основные правовые положения его функционирования

3. Анализируются основные проблемы развития

4. Приводятся примеры из повседневной практики.

Структура данной работы:

Работа состоит из трех глав,  введения, заключения и списка литературы.

Первая часть курсовой работы освещает общие положения  пенсионного фонда РФ, законодательство и правовой статус ПФР, его теоретические  и методологические основы.

Вторая часть работы посвящена рассмотрению вопроса правовой и конституционной основы пенсионного фонда.

В третьей части работы рассматривается актуальность проблем  развития пенсионной системы РФ.

 

1. Структура и задачи фонда

Пенсионный фонд и  его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

В основные задачи ПФ РФ входят1:

- целевой сбор и  аккумуляция страховых взносов,  а также финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ РФ;

- организация работы  по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализация средств  ПФ РФ, а также привлечение  в него добровольных взносов  (в том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц;

- контроль с участием  налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФ РФ страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

- межгосударственное  и международное сотрудничество  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФ РФ, участие в  разработке и реализации в установленном законом порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

Пенсионный фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая рядом особенностей:

- фонд запланирован  органами власти и управления, и имеет  строгую целевую направленность;

- денежные средства  фонда используются для финансирования  государственных расходов, не включенных  в бюджет;

- формируется в основном  за счет обязательных отчислений  юридических и физических лиц;

-  страховые взносы  в фонды и взаимоотношения,  возникающие при их уплате, имеют  налоговую природу, тарифы взносов  устанавливаются государством и  являются обязательными;

- на отношения, связанные  с исчислением, уплатой  и  взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

- денежные ресурсы  фонда находятся в государственной  собственности, они не входят  в состав бюджетов, а также  других фондов и не подлежат  изъятию на какие-либо цели, прямо  не предусмотренные законом;

- расходование средств  из фонда осуществляется по  распоряжению Правительства или  специально уполномоченного органа (Правление фонда).

Руководство Пенсионного  фонда России осуществляет Правление  и его постоянно действующий  орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

Кроме ПФ РФ вопросами  пенсионного обеспечения занимаются Министерство труда и социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям.

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово- кредитным учреждением, однако эта самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

В настоящее время  в России используется так называемая накопительная система пенсионного  обеспечения2.

При такой системе  взносы, аккумулирующиеся в  пенсионной системе за счет платежей работника  и его работодателя, не расходуются  на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор пока плательщик  не выходит на пенсию. Все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный  на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая и обеспечит выплату пенсии.

Пожилой человек при  данной системе не зависит ни от государства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионной уравниловки, в то же  время  экономика  получает огромные ресурсы для долгосрочных вложений. В ряде случаев управление пенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берут на себя и частные компании. Может существовать даже система конкурирующих друг с другом негосударственных пенсионных фондов.

Основные принципы, по которым все большее число стран переходит с распределительной системы на накопительную, следующие3:

а) при накопительной  пенсионной системе существует прямая связь между тем,  сколько человек  зарабатывал, и тем, какой будет  размер его пенсии. Деньги на  пенсионных счетах – собственность граждан, а не государства, поэтому надежность пенсионного обеспечения в накопительной системе повышается;

б) демографическая ситуация в мире сегодня такая, что на одного человека  преклонного возраста постепенно приходится все меньшее число работающих.

в) накопительная система  повышает норму сбережений в стране, что очень важно для ускорения  экономического роста, тем более  что основной фактор, определяющий низкий уровень пенсий в Российской Федерации – состояние экономики  и производительности труда.

Таким образом, результатом  десятилетнего развития Пенсионного  фонда является создание достаточно прочной системы пенсионного  обеспечения населения, при которой  такой важной задачей занимается не аппарат управления государством из средств государственного бюджета, а отдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийся только непосредственно данной задачей, и использующий только собственные средства не входящие в какой-либо бюджет. Также при этой системе собираются необходимые статистические данные необходимые для дальнейшего развития пенсионного дела, и обязательные при прогнозировании необходимых средств, для обеспечения людей нуждающихся в социальной защите.

 

2. Правовой статус ПФ РФ (Конституционные основы Пенсионного фонда и Бюджетный кодекс. Их роль в правовом обеспечении Пенсионного фонда)

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде  Российской Федерации (России), утвержденного  постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122–1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет  свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Федеральным законом  от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.

Конституционный Суд  Российской Федерации в постановлении от 25.06.2001 № 9-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 года № 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» определил, что Пенсионный фонд Российской Федерации наделен публично-властными полномочиями по обеспечению конституционного права на государственную пенсию, в том числе полномочием по назначению указанных пенсий. Такие полномочия, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу Конституции Российской Федерации, относятся к сфере функционирования исполнительной власти и ее органов.

Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации  является государственным учреждением, наделенным публично-властными полномочиями и имеющим специальную правоспособность.

Кроме того, следует  отметить, что Положением о Пенсионном фонде РФ, а также Положением о  Правлении Пенсионного фонда  РФ, утвержденным постановлением Правления ПФР от 15.09.2003 № 130п, установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления.

Правление ПФР  проводит свою деятельность по государственному управлению средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, определяет перспективные и текущие задачи системы ПФР.

Информация о работе Правовой статус пенсионного фонда РФ