Правовой статус пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации, а так же его структура, состояние и перспективы развития.
Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.
Охарактеризовать правовые положения пенсионного фонда и раскрыть механизм его работы.
В рамках реализации этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Описывается структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;
2. Объясняются основные правовые положения его функционирования
3. Анализируются основные проблемы развития
4. Приводятся примеры из повседневной практики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Структура фонда………………………………………………………………..7
Органы управления………………………………………………………….....7
Бюджет фонда…………………………………………………………………10
Доходная и расходная часть…………………………………………………..17
Правовой статус ПФ РФ (Конституционные основы Пенсионного фонда и Бюджетный кодекс. Их роль в правовом обеспечении Пенсионного фонда)……………………………………………………………………………37
Актуальные проблемы развития пенсионной системы России………………42
Современное развитие пенсионной системы в РФ……………………………42
Цели, принципы, задачи и основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ…………………………50
Информационное обеспечение развития и повышение доверия к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны населения и бизнеса……………………………………………………………………………60
Механизмы реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения Российской Федерации до 2020 года……………..61
Заключение……………………………………………………………………………65
Список литературы…………………………………………………………………...69

Файлы: 1 файл

курсовая пф.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

 Реализацию основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации до 2020 года предполагается осуществлять путем:

  • дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, пенсионного и налогового права, законодательства о рынке ценных бумаг и инвестиционных фондах, права социального обеспечения и страхования, трудовых отношений, общепризнанных норм международного права и международных обязательств Российской Федерации, направленных на создание системы пенсионного обеспечения;
  • включения задач и мероприятий, направленных на развитие негосударственного пенсионного обеспечения, в федеральные и региональные программы социально-экономического развития;
  • учета задач развития негосударственного пенсионного обеспечения при формировании федерального и региональных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, концентрации финансовых и материальных ресурсов для реализации основных задач развития негосударственного пенсионного обеспечения, привлечения дополнительных внебюджетных средств на эти цели;
  • методологического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, участников рынка, направленной на развитие негосударственного пенсионного обеспечения;
  • постоянного мониторинга и анализа рыночных процессов и корректировки на их основе конкретных мер по развитию негосударственного пенсионного обеспечения;
  • развития научных и практических исследований в сфере негосударственного пенсионного обеспечения.

Основные этапы и ожидаемые результаты реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на период до 2020 года Реализация основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на период до 2020 года будет осуществляться в три этапа.

На первом этапе (2009—2010 годы) будут реализованы меры по обеспечению долгосрочной финансовой стабильности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования.21

В частности, первоочередные меры, направленные на противодействие негативному влиянию мирового финансового кризиса, будут реализовываться в оперативном режиме в рамках соответствующих решений Правительства Российской Федерации.

Реализация этих мер должна не только способствовать усилению финансовой стабильности системы негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, но и создать прочную платформу для дальнейшего совершенствования всей системы в последующие периоды реализации основных направлений.

На втором этапе (2011—2014 годы) будут реализованы меры, направленные на дополнительное стимулирование работников и/или их работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий и развитию инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения.

На втором этапе в субъектах Российской Федерации будут также разработаны региональные программы, направленные на развитие негосударственного пенсионного обеспечения в регионах. При разработке указанных программ первоочередное внимание будет уделяться наиболее острым проблемам развития негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе наиболее полному его использованию для целей повышения уровня пенсионного обеспечения работникам бюджетной сферы. Программы должны быть обеспечены необходимым финансированием, методическим и информационным сопровождением.

В результате реализации мероприятий второго этапа предполагается создать базовые условия для роста благосостояния работников сверх уровня государственных гарантий по обязательному пенсионному страхованию.

На третьем этапе (2015—2020 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по развитию негосударственного пенсионного обеспечения.

Основной акцент будет сделан на решении задач по усилению требований к надежности и устойчивости субъектов негосударственного пенсионного обеспечения.

Так, будут приняты меры по изменению правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением и осуществлен переход к размещению пенсионных резервов на принципах «разумного инвестора». По реализации второго этапа ожидается выполнение всех целевых ориентиров, предусмотренных основными направлениями развития.22 

Объемы и источники финансирования мероприятий основных направлений развития. Для решения задач, поставленных в основных направлениях развития, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку развития негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе в рамках реализации антикризисных мероприятии, а также путем создания условий для большей инвестиционной привлекательности сектора НПФ.

Источниками финансирования расходов являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, работодателей всех форм собственности, граждан, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.

 

 

Заключение

В результате проведенной работе нам удалось достичь её целей и решить поставленные задачи. Мы установили, что основным правовым положением Пенсионного Фонда РФ являются следующие законы:

Конституция РФ, Бюджетный Кодекс, Федеральный закон от 21.06.2007 года №182 «О бюджете Пенсионного Фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Пенсионное обеспечение  является серьезным вопросом в настоящее  время не только в России, но и  во многих других государствах, когда  прежние принципы уже не работают и необходимо искать новые пути решения  возникающих проблем. В России пенсионное обеспечение как таковое начало существование в 1927 г. и носило характер государственного обеспечения. Со временем в такой системе поддержки граждан, имеющих право на пенсионные выплаты, появлялось все больше проблем, и возникал все больший дефицит средств. Тогда был предпринят переход к европейской пенсионной системе, носящей страховой характер, когда посредствам взносов работающего населения обеспечивались выплаты пенсионерам. Но в настоящее время и эта система уже малоэффективна, так как количество пенсионеров растет, количество работающих граждан падает, а дальнейший рост налогового бремени на социальные нужды может подорвать налоговую дисциплину. И в 2002 года была проведена новая пенсионная реформа в основу, которой легла чилийская система пенсионного обеспечения. Была введена накопительная часть трудовой пенсии, когда каждый гражданин в течение «трудовой жизни» копит на «достойную старость». Система, имеющая явные преимущества в современных условиях, но необходимо учитывать и национальные особенности населения, и качество жизни, и уровень стабильности экономики. Большая часть населения страны не готова доверить вои пенсионные накопления только что образовавшимся негосударственным пенсионным фондам, так как стабильность экономики России по-прежнему взывает сомнения. Да и в целом, реформирование пенсионной системы требует достаточно длительных периодов, чтобы начать функционировать, так как это было запланировано. Однако проблема дефицита средств ПФР существует сейчас, в результате чего реформы продолжаются. В настоящее время намечается совершенствование существующей пенсионной системы. Основные направления реформирования пенсионной системы определил президент РФ Д. Медведев – «Это улучшение действия страховых принципов пенсионной деятельности, это развитие накопительных механизмов, когда мы получаем возможность софинансирования пенсионных выплат путем привлечения денежных средств, как федерального бюджета, так и денежных средств, которые принадлежат самим гражданам – будущим пенсионерам, и средств работодателей». При этом совершенствование пенсионной системы «должно идти неразрывно с общим увеличением пенсий». В настоящие время ассигнования Пенсионного Фонда федеральным бюджетом происходит на уровне 50 %, и в дальнейшем рост дефицита ПФР будет наблюдаться еще острее. Существуют различные мнения по поводу разрешения данной проблемы, и некоторые из них были отмечены выше. На мой взгляд, может быть целесообразным повышение ставки ЕСН до 30 %, так как накопительная система не распространяется на нынешних пенсионеров и на тех, кто не успел накопить себе пенсию. В дальнейшем же в соответствии с принципами накопительной системы, обеспечит информированность граждан об их возможностях. А так же одним из важных факторов успешного функционирования всей системы – это степень доверия граждан НПФР. Государство по возможности должно страховать риски граждан при вложении в негосударственные фонды средств пенсионных накоплений.

Программа пенсионной реформы  РФ, в долгосрочной перспективе предусматривает переход от настоящей распределительной системы к смешанной системе пенсионного обеспечения. Новая система будет содержать:

  • государственное пенсионное страхование, по которому выплата пенсий реализовывается в зависимости от трудового стажа, суммы оплаченных взносов в бюджет пенсионного страхования. Финансируется государственное пенсионное страхование как за счет текущих зачислений в Пенсионный фонд РФ, так и за счет средств, принятых от направления части непременных взносов на накопления;
  • государственное пенсионное обеспечение для некоторых категорий граждан, а также лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, за счет средств федерального бюджета;
  • дополнительное пенсионное страхование, реализовываемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, определенных законодательством РФ – обязательных страховых взносов.

Для уменьшения недостатка бюджета Пенсионного фонда Правительство  РФ подвергает рассмотрению варианты изменения структуры отчислений денежных средств организаций и граждан в Пенсионный фонд.

Сейчас необходимо пересмотреть систему связей между Пенсионным фондом, государством и работодателями. На данный момент льготные пенсии составляют 20 процентов бюджета ПФ РФ. Их финансирование должно лечь на плечи некоторых профессиональных систем.  Надбавки к пенсиям таких категорий лиц, как участники войны, должно компенсировать государство из бюджета, а не Пенсионный фонд.

Особое значение имеет  законодательное обеспечение пенсионной системы. Должна функционировать четкая система защиты интересов пенсионеров. Не менее важно выработать общественное мнение, убедить людей в необходимости реформ, объяснять предпринимаемые шаги.

Важная составная часть  политики экономического роста –  увеличение социального направления системы государственного регулирования экономического развития, сопряжение социальных гарантий и финансовых возможностей. В политике доходов предстоит путем увеличения государственного влияния на распределительные процессы определить лучшее соотношение в распределении вновь созданной стоимости по факторам производства, увеличить долю оплаты труда в ВВП и издержках производства.

В ряду реорганизаций  необходимо отметить вырабатывание  современной структуры социальной помощи населению, гармонизацию интересов государства, предпринимателей и граждан, расширение страховых форм защиты доходов россиян. Преобразования можно разделить на три пункта:

а) необходимо  разработать  научный инструментарий для оценки социальных рисков и обоснования  соответствующих уровней социальных гарантий пенсионеров и для упорядочения на этой базе организационных, финансовых и правовых форм социального страхования, личного страхования и социальной помощи.

б) необходимо предусмотреть  новый порядок сбалансированного  участия основных социальных субъектов в финансовом обеспечении системы.

в) нужно усилить взаимозависимость  между страховыми взносами и пенсиями. Определение размера последних  должно быть связано с величиной  страховых накоплений, определяемой на протяжении всего трудового периода.

Необходима целенаправленная работа по созданию актуарной службы в Пенсионном фонде России для  установления государственных обязательств перед застрахованными лицами. Поскольку  производится переход на полное пенсионное страхование, то соответственно необходимо четко проводить эту политику и знать динамику численности работающих, демографическую ситуацию и другие необходимые данные. Исходя из этих данных в дальнейшем можно было бы выстраивать оптимальные схемы с возможными системами дополнительного профессионального пенсионного страхования

Необходимость проведения пенсионной реформы в нашей стране общепризнана. Нынешняя пенсионная система  не удовлетворяет многих: пенсионеров  – из-за явно низкого размера  пенсий; работодателей – вследствие непомерно высоких страховых взносов в ПФ РФ; власть – по причине недовольства значительной части населения  низким прожиточным уровнем пенсионеров; регионы – поскольку одни из них – доноры, должны в существенной мере делится с другими, а последние считают, что выделяемые  им дотации слишком малы; Пенсионный фонд России – так как он в одиночку не может решить задачу сбора необходимых для пенсионного обеспечения средств.

 

 Список литературы

1 Роик В.Д. Пенсионная  система России. История, проблемы  и пути совершенствования. – МИК., 2007. – 120 с.

2 Грудцина Л.А. История  пенсионной системы в дореволюционной  России. – Адвокат., 2005. – 134 с. 

3 Панков Ю.В. Пенсионная  система Российской Федерации.  – Самиздат., 2007. – 98-103 с. 

4 Малева Т.М. Пенсионная  реформа в России: История, результаты, перспективы. – М., 2005. – 132-134 с.

5 Баскаков В.Н. Макроэкономические  аспекты реформирования пенсионной  системы. – Страховое ревю., 2007. – 32 с. 

6 Люлев Ю.Д. Российская  пенсионная система и пути  ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2007. - №8. – С. 10.

Информация о работе Правовой статус пенсионного фонда РФ