Правовой статус пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследований является пенсионный фонд Российской Федерации, а так же его структура, состояние и перспективы развития.
Целью данной работы определение состояния и перспектив развития пенсионного фонда РФ как ведущего института социальной защиты.
Охарактеризовать правовые положения пенсионного фонда и раскрыть механизм его работы.
В рамках реализации этой цели в работе решаются следующие задачи:
1. Описывается структуру, и состояние пенсионного фонда РФ;
2. Объясняются основные правовые положения его функционирования
3. Анализируются основные проблемы развития
4. Приводятся примеры из повседневной практики.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Структура фонда………………………………………………………………..7
Органы управления………………………………………………………….....7
Бюджет фонда…………………………………………………………………10
Доходная и расходная часть…………………………………………………..17
Правовой статус ПФ РФ (Конституционные основы Пенсионного фонда и Бюджетный кодекс. Их роль в правовом обеспечении Пенсионного фонда)……………………………………………………………………………37
Актуальные проблемы развития пенсионной системы России………………42
Современное развитие пенсионной системы в РФ……………………………42
Цели, принципы, задачи и основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения в РФ…………………………50
Информационное обеспечение развития и повышение доверия к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны населения и бизнеса……………………………………………………………………………60
Механизмы реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения Российской Федерации до 2020 года……………..61
Заключение……………………………………………………………………………65
Список литературы…………………………………………………………………...69

Файлы: 1 файл

курсовая пф.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Негосударственные пенсионные фонды, как элемент социальной сферы народного хозяйства, оказывают влияние не только на социальные процессы, но и на функционирование экономической сферы, в первую очередь через использование своего инвестиционного потенциала. В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются важными участниками инвестиционного процесса, предоставляющие экономике существенный инвестиционный ресурс на долгосрочной основе. Наиболее важными и эффективными направлениями приложения пенсионных активов являются проекты в жилищном строительстве, капиталоемких инфраструктурных секторах (транспорт, связь и т.д.). Привлечение средств институциональных инвесторов, наиболее важным субъектом которых являются негосударственные пенсионные фонды, на финансовые рынки позволяет сформировать устойчивый процесс экономического роста и повышение конкурентоспособности отраслей народного хозяйства. Во многих странах мира негосударственные пенсионные фонды аккумулируют значительные финансовые средства, что позволяет им решать масштабные задачи в экономической и социальной сферах.16

Как показывает мировой опыт, негосударственные пенсионные фонды играют важную роль на финансовых рынках (долговом рынке, рынке долевого финансирования) и с точки зрения обеспечения их устойчивого функционирования. Увеличение активов институциональных инвесторов способствует замещению краткосрочных источников предложения финансовых средств долгосрочными, помогает снизить волатильность финансовых рынков и уменьшить рыночные риски инвестирования. Средства негосударственных пенсионных фондов, как агентов, в наименьшей степени подверженных изменениям рыночного поведения, способны увеличить стабильность российского финансового рынка и снизить его чувствительность к внешней конъюнктуре в международных финансовых центрах.

На конец 2008 года суммарные активы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации составили около 1,4% ВВП, и имеется тенденция к их устойчивому росту. Однако в настоящее время потенциал средств пенсионных резервов и накоплений, аккумулированных негосударственными пенсионными фондами, используется неэффективно — «длинные деньги» преобразуются в короткие спекулятивные активы.

Развитие внутренних источников инвестиций, способствующих преодолению дефицита долгосрочных финансовых ресурсов при реализации национальных инвестиционных проектов в обрабатывающих производствах, дорожно-транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуре жизнеобеспечения, обусловливает необходимость активизации инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов.17

Со второй половины 2008 года на развитие НПФ серьезное влияние оказывает развивающийся мировой финансовый кризис. По итогам 2008 года рынок потерял весомую долю активов (до 25 процентов от результата 2008 года) в силу переоценки дефолтных активов. При этом НПФ продолжают выполнять принятые на себя обязательства, дефолта по которым не наступало. Несмотря на прочность и достаточную финансовую устойчивость НПФ, предполагается, что развитие кризисных явлений может привести к ряду случаев неплатежеспособности средних и мелких фондов во второй половине 2009 года.

Кроме того, кризисная ситуация обнажила целый ряд пробелов в действующей системе государственного регулирования деятельности НПФ, которые создают дополнительные риски для сохранения надежности всей системы в кризисных условиях.

Это, в свою очередь, потребует выработки и принятия комплекса первоочередных мер, направленных на недопущение разбалансирования финансовой устойчивости системы, сохранения ее платежеспособности и управляемости.

 В развитых странах отношение пенсионных активов к величине ВВП составляет десятки процентов и в отдельных странах достигает 130-150% ВВП.

 Цели, принципы, задачи и основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации Стратегической целью развития негосударственного пенсионного обеспечения является создание финансовой и организационной основы для повышения уровня пенсионного обеспечения сверх уровня замещения заработной платы, гарантированного в системе обязательного пенсионного страхования.

В качестве целевых ориентиров развития негосударственного пенсионного обеспечения в России предлагаются следующие:

  • обеспечение устойчивости системы негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования в кризисные годы;
  • достижение дополнительной пенсией величины, эквивалентной 15% коэффициента замещения у большинства работающих, и решение задачи замещения негосударственной пенсией до 40% той части заработка, которая превышает предельный уровень отчислений на обязательное пенсионное страхование.

В основу направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на период до 2020 года положены следующие принципы:

  • комплексность решения задач — мероприятия в этой сфере должны охватывать вопросы развития негосударственного пенсионного обеспечения в их взаимосвязи, в том числе во взаимосвязи с государственной политикой развития пенсионной системы;
  • концентрация на приоритетах — поступательное решение задач, основанное на первоочередном решении наиболее приоритетных направлений;
  • своевременное реагирование на тенденции социально-экономического развития государства на средне- и долгосрочную перспективу;
  • учет региональных особенностей и дифференцированный подход к разработке и реализации региональных программ негосударственного пенсионного обеспечения;
  • организация тесного взаимодействия рыночных институтов, участвующих в организации негосударственного пенсионного обеспечения, органов государственной власти и институтов гражданского общества;
  • координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.18

Основными задачами развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации на период до 2020 года являются:

— внедрение первоочередных и долгосрочных антикризисных мер, направленных на обеспечение долгосрочной финансовой стабильности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования;

  • внедрение мер стимулирования работников и/или их работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий;
  • усиление требований к надежности и устойчивости субъектов негосударственного пенсионного обеспечения;
  • развитие инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения.

Решение задачи по внедрению первоочередных и долгосрочных антикризисных мер, направленных на обеспечение долгосрочной финансовой стабильности негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного пенсионного страхования, включает в себя:

  • выработку мер по санации проблемных активов, в которые вложены средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений;
  • выработку мер по обеспечению сохранности пенсионных активов и обеспечению прав участников и застрахованных лиц в процессе реорганизации и ликвидации проблемных НПФ;
  • полное освобождение от обложения подоходным налогом добровольных взносов граждан на собственное пенсионное обеспечение и пенсионное обеспечение членов своих семей;
  • исключение из налогооблагаемой базы по Единому социальному налогу взносов работодателей по корпоративным программам негосударственного пенсионного обеспечения;
  • установление порядка финансирования необходимых расходов негосударственных пенсионных фондов, связанных с ведением непосредственной деятельности, от расчета стоимости чистых активов;
  • установление единых правил инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений, предусматривающих расширение перечня разрешенных финансовых инструментов;
  • предоставление негосударственным пенсионным фондам права полностью самостоятельного инвестирования средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений;
  • установление жесткого ежегодного порядка перечисления пенсионных накоплений застрахованных лиц, выбравших негосударственный пенсионный фонд в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, из Пенсионного фонда России в негосударственные пенсионные фонды;
  • разработку и внедрение системы страхования с государственным участием пенсионных накоплений граждан, сформированных по обязательному пенсионному страхованию.19

Решение задачи по внедрению мер стимулирования работников и/или их работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий включает в себя:

  • налоговое стимулирование развития пенсионных планов, основанных на совместном участии в финансировании работника и работодателя, для чего одновременно с переходом от ЕСН к обязательным страховым взносам необходимо предоставить работодателю возможность уплачивать за работника взносы в негосударственные пенсионные фонды, на сумму которых он сможет уменьшить соответственно налоговую базу для исчисления обязательных страховых взносов;
  • отказ от обложения НДС операций, связанных с реализацией договоров на ведение пенсионных счетов специализированными администраторами негосударственных пенсионных фондов;
  • введение обязанности создания профессиональных пенсионных систем на основе дополнительных страховых взносов для работодателей, работники которых заняты в особых условиях труда;
  • повышение привлекательности НПФ как объектов для перевода в них материнского капитала.

Решение задачи по усилению требований к надежности и устойчивости субъектов негосударственного пенсионного обеспечения включает в себя:

  • создание дополнительных систем гарантирования исполнения негосударственными пенсионными фондами своих обязательств перед вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;
  • усиление требований к управляющим компаниям, осуществляющим доверительное управление пенсионными резервами и пенсионными накоплениями и усиление их ответственности перед негосударственными пенсионными фондами, их вкладчиками, участниками и застрахованными лицами;
  • совершенствование порядка размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, а также контроля за их размещением, в частности, переход с 2013 года к системе размещения пенсионных резервов на принципах «разумного инвестора», который позволяет более адекватно реагировать на рыночные вызовы, сохраняя при этом прозрачность и надежность инвестиций;
  • обеспечение возможности для негосударственных пенсионных фондов инвестировать средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений в инфраструктурные облигации, в том числе под гарантии Российской Федерации или Внешэкономбанка;
  • выпуск государственных облигаций с доходностью не ниже инфляции;

— обеспечение большей прозрачности деятельности негосударственных пенсионных фондов для их участников, вкладчиков и застрахованных лиц.

Решение задачи по развитию инфраструктуры негосударственного пенсионного обеспечения включает в себя:

  • закрепление инфраструктурного единства российской пенсионной системы, одной из основных организационных элементов которой являются НПФ;
  • устранение излишних административных барьеров на пути создания рыночной инфраструктуры НПФ;
  • создание условия для привлечения инвестиций в структурную перестройку отрасли негосударственного пенсионного обеспечения, в том числе посредством развития специализированных организаций — администраторов негосударственных пенсионных фондов, берущих на себя часть коммерческих функций НПФ.20
    1. Информационное обеспечение реализации основных направлений развития, повышение доверия к системе негосударственного пенсионного обеспечения со стороны населения и бизнеса и повышение пенсионной грамотности населения. 

Информационное обеспечение реализации основных направлений развития предполагает использование при государственной поддержке всех механизмов информационной политики.

Для получения достоверных сведений о состоянии негосударственного пенсионного обеспечения требуется создать единую систему мониторинга негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного накопительного пенсионного страхования, включающего в себя единую систему независимой актуарной оценки НПФ.

           Необходимо обеспечить информационную поддержку развития негосударственного пенсионного обеспечения, расширить социальную рекламу в средствах массовой информации, выпуск тематических теле- и радиопрограмм, газет и журналов, разработку учебных программ, шире информировать население о возможностях негосударственного пенсионного обеспечения.

  Следует разработать нормативно-правовую базу для проведения государственной информационно-просветительской кампании, направленной на понимание каждым работником и его работодателем ценности негосударственного пенсионного обеспечения как механизма и обеспечения личного благосостояния, и реализации социальной ответственности каждого работодателя.

  3.4 Механизмы реализации основных направлений развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации до 2020 года.

Информация о работе Правовой статус пенсионного фонда РФ