Правовой статус производственных кооперативов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Кооперативы способны стабильно производить конкурентоспособную продукцию, являются альтернативой предприятиям во многих сферах приложения труда, процессу концентрации богатства и власти в собственности узкого круга лиц. Кооперация – демократический институт, обеспечивающий защиту экономических и социальных прав своих членов.
Во многих странах Западной Европы правительства очень серьезно относятся к развитию кооперативного движения, видя в нем эффективное средство смягчения социальных и экономических проблем в обществе, оказывают ему существенную финансовую помощь

Содержание работы

Введение
1. Законодательство о производственных кооперативах
2. Понятие производственного кооператива
3. Образование производственных кооперативов
4. Правовой режим имущества производственного кооператива
5. Управление в производственном кооперативе
6. Правовой статус члена производственного кооператива
7. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов
8. Ликвидация производственных кооперативов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курс раб 2014.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«Белорусский торгово-экономический университет

потребительской кооперации»

 

 

Кафедра экономических и правовых дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ   РАБОТА

 

по дисциплине «Гражданское право»

 

 на тему: «Правовой статус производственных кооперативов»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил слушатель

факультета повышения

квалификации и переподготовки

группы Ю-11-13

Иванюшко С.В.

 

Руководитель

доцент Афонченко Т.П.


 

 

 

 

 

Гомель 2014

 

Содержание

 

Введение

1. Законодательство о производственных  кооперативах

2. Понятие производственного кооператива

3. Образование производственных  кооперативов

4. Правовой режим имущества производственного  кооператива

5. Управление в производственном  кооперативе

6. Правовой статус члена производственного  кооператива

7. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов

8. Ликвидация производственных  кооперативов

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Нынешний этап рыночных преобразований в Республике Беларусь сопровождается поиском таких путей развития, которые позволили бы оптимально сочетать преимущества цивилизованного рынка с решением социальных проблем, реальным продвижением к повышению уровня жизни населения. На первый план выдвигаются задачи по формированию социально ориентированной рыночной экономики. Именно сейчас было бы целесообразно серьезно задуматься о возрождении кооперации, чей исторический опыт свидетельствует о ее возможностях заметного влияния на решение как экономических, так и социальных проблем развития общества в условиях рыночных отношений.

Кооперативное движение получило широкое развитие более 150 лет назад в государствах с различными экономическими, политическими и социальными системами, религиозными взглядами и идеологией. Тем не менее, основу кооперативов во всем мире составляли и составляют, как правило, идентичные принципы и кооперативные ценности: взаимопомощь, демократия, равенство (в особенности принцип: один человек – один голос при принятии решений общим собранием), субсидиарная ответственность и др. Родоначальником кооперативной философии в Европе был Роберт Оуэн.

Одной из глобальных тенденций мирового развития является процесс демократизации собственности, проявляющийся, в частности, в становлении и развитии производственных кооперативов.

Как показывает мировой опыт, производственные кооперативы имеют существенные преимущества – в первую очередь, на уровне мелкого и среднего производства перед государственными предприятиями и традиционными частно-индивидуальными и частно-акционерными компаниями: более высокая мотивация к труду, более справедливое распределение доходов, меньшее количество производственных конфликтов и др. Разумеется, производственные кооперативы имеют и слабые стороны: высокая степень финансового риска для работников-собственников, трудности с привлечением внешних инвестиций и др. Следовательно, они должны найти свою нишу, в которой производственные кооперативы окажутся более эффективными, более отвечающими экономическим условиям и социокультурным традициям страны.

После распада СССР массовое распространение акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в какой-то мере способствовало тому, что производственные кооперативы были отодвинуты на задний план, как следствие – недостатки правового регулирования, противоречия в понимании самой сущности и целей данного вида организации.

В настоящее время в Республике Беларусь среди организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность и имеющих различные организационно-правовые формы, особый статус имеют производственные кооперативы. Их правовое положение определяется Гражданским кодексом Республики Беларусь [66, с.____], являющимся основным нормативным правовым актом, регламентирующим правовое положение любого юридического лица.

Кооператив – это самодеятельная организация работников-собственников, организующих его деятельность в целях получения прибыли или реализации в своих интересах различного рода услуг, в основном материального характера.

В развитых странах накоплен значительный практический опыт создания и деятельности производственных кооперативов, который может быть применен в нашем государстве. Первое место по развитию кооперативного движения в Европе занимает Италия, где в кооперативах занято до 9% трудоспособного населения. А, например, в США пайщиками являются 100 млн. американцев, что составляет порядка 40% населения страны. Нигде, кроме США, нет такого разнообразия видов кооперативов. Они работают практически во всех отраслях экономики, пронизывают всю систему рыночных отношений [118, с. 3].

К числу стабильных и долгосрочных факторов, определяющих постоянное возникновение и развитие кооперативов, относится их отчетливая социальная направленность. Деятельность кооперативов имеет большое значение для лиц с низкими доходами, она вносит ощутимый вклад в смягчение обострившейся во многих странах проблемы бедности части населения.

Для трудящихся кооперативы привлекательны также в силу демократического характера их внутренней организации и управления – равенство их членов при принятии решений, участие в управлении и т.д. Производственными кооперативами управляют рабочие и их представители, и вся их политика должна осуществляться в интересах рабочих-членов [244, с. 23].

Кооперативы способны стабильно производить конкурентоспособную продукцию, являются альтернативой предприятиям во многих сферах приложения труда, процессу концентрации богатства и власти в собственности узкого круга лиц. Кооперация – демократический институт, обеспечивающий защиту экономических и социальных прав своих членов.

Во многих странах Западной Европы правительства очень серьезно относятся к развитию кооперативного движения, видя в нем эффективное средство смягчения социальных и экономических проблем в обществе, оказывают ему существенную финансовую помощь.

Большую поддержку кооперативам оказывают по тем же причинам и органы местного самоуправления. В ряде стран кооперативы включены в механизм государственного регулирования экономики, используемого, в том числе, в целях ослабления экономических и социальных противоречий.

В условиях перехода нашего государства к рыночным отношениям все больше возрастает роль крупных производственных предприятий, их участие в товарно-денежных отношениях посредством производства определенных видов товаров, выполнения работ и оказания услуг. Но при этом такая форма юридического лица как производственный кооператив не нашла достаточно широкого использования в хозяйственной (предпринимательской) деятельности.

Подавляющее большинство организаций, занимающихся производственной деятельностью, в Республике Беларусь создаются в форме хозяйственных обществ либо унитарных предприятий, и в то же время наблюдается очень медленный рост количества создаваемых юридических лиц в форме производственных кооперативов. Исключением являются лишь сельскохозяйственные производственные кооперативы (колхозы), которые выступают формой производственного кооператива в целом.

Гражданский кодекс Республики Беларусь содержит лишь общие нормы о производственных кооперативах. Специальное законодательство о производственных кооперативах в целом отсутствует. Проблемы создания и деятельности производственных кооперативов не получили глубокого отражения и в отечественной юридической литературе.

По-разному решаются вопросы о производственных кооперативах в современном гражданском законодательстве стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и дальнего зарубежья. В этом отношении накоплен определенный правовой опыт, который может быть использован Республикой Беларусь.

В связи с этим тема данного исследования посвящена производственным кооперативам и является актуальной на современном этапе развития нашего государства.

 

1. Законодательство о производственных кооперативах

 

После прекращения существования СССР на территории Республики Беларусь продолжали действовать нормативные акты советского законодательства о производственных кооперативах. Легальной основой для их применения являлся Закон Республики Беларусь от 27 февраля 1991 г. «Об основных принципах народовластия в Республике Беларусь» [187]. В настоящее время соответствующая норма содержится в Законе Республики Беларусь от 28 мая 1999 г. «О применении на территории Республики Беларусь законодательства СССР» [166]. Исходя из этого, следует признать, что на территории Республики Беларусь и сейчас действует Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР».

С принятием в 1998 году Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК Республики Беларусь) в белорусском законодательстве организационно-правовая форма юридического лица в виде производственного кооператива получила законодательное признание. Поддержка развития производственных кооперативов отвечает конституционным нормам демократического построения экономической системы. Так, ч. 3 ст. 13 Конституции Республики Беларусь [110] содержит норму о том, что государство способствует развитию кооперации во всех ее формах и видах. Производственный кооператив является коммерческой организацией и в этом статусе может выступать и выступает как важный и неотъемлемый элемент рыночного обустройства Республики Беларусь.

В нынешней предпринимательской практике организационно-правовая форма коммерческой организации в виде производственного кооператива является достаточно редкой. Так, например, по данным Управления Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Министерства юстиции Республики Беларусь на 30 августа 2010 года производственных кооперативов (в том числе сельскохозяйственных производственных кооперативов) числилось 1318, что в процентном соотношении к общему числу коммерческих организаций составляет всего 1,3%.

Основу действующего законодательства Республики Беларусь о производственных кооперативах составляют нормы ГК Республики Беларусь 1998 года. Правда, и здесь регламентация правового положения производственного кооператива не отличается особой подробностью, так как ГК Республики Беларусь (ст. 107) предполагает принятие специального законодательства о производственных кооперативах.

В связи с тем, что обеспечение населения страны продовольствием, а легкой и перерабатывающей промышленности сырьем является основной задачей сельскохозяйственных организаций, государство заинтересовано в поддержке таких организаций и урегулировании отношений, возникающих в процессе их деятельности. Только при необходимости в особом воздействии для обеспечения режима благоприятствования сельскохозяйственного производства государство вмешивается в их деятельность путем принятия законов и других нормативных актов, направленных на финансовое оздоровление и привлечение инвестиций в сельскохозяйственное производство, путем осуществления поддержки и развития сельского хозяйства с помощью льготного налогообложения, предоставления субсидий и льготного кредитования, путем создания системы и определения компетенции органов управления в данной сфере [2, с. 139].

Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов помимо ГК Республики Беларусь регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» [154], которым утвержден Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) (далее – Примерный устав колхоза). Примерный устав колхоза определяет основные задачи и функции колхозов, права и обязанности членов колхоза, особенности членства, регулирует вопросы собственности, порядок образования имущества колхоза и условия распоряжения этим имуществом, определяет полномочия органов управления, вопросы создания, принятия и изменения устава колхоза, порядок государственной регистрации, а также ликвидации и реорганизации колхоза. Примерный устав колхоза определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов), гарантирует право на создание колхозов на территории Республики Беларусь, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования.

Пунктом 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» установлено, что колхоз является одной из форм производственного кооператива. В то же время положения ГК Республики Беларусь в части членства в производственном кооперативе, внесения паевых взносов членами кооператива, их ответственности по долгам кооператива принципиально расходятся с положениями названного Указа.

С одной стороны, нормы Примерного устава колхоза, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» подтверждают преемственность в правовом регулировании и определении правового статуса такой формы производственного кооператива как колхоз. С другой, нормы ГК Республики Беларусь создают принципиально новую правовую основу для возникновения и функционирования сельскохозяйственных кооперативов, позволяют говорить о дальнейших перспективах развития указанной организационно-правовой формы и ставят вопрос о необходимости формирования специального законодательства о сельскохозяйственной кооперации, с учетом многообразия ее видов, а также специфики ведения и организации сельскохозяйственного производства [128, с. 41].

С принятием ГК Республики Беларусь встал вопрос о правовом статусе колхозов и о необходимости развития нового законодательства о производственных кооперативах. Как видим, действующее законодательство не создало необходимую правовую основу для реформирования отношений в сельском хозяйстве, что существенно препятствует и замедляет процесс преобразования сельскохозяйственных предприятий в современные организационно-правовые формы коммерческих организаций. Это связано с отсутствием непротиворечивого законодательства о сельскохозяйственной кооперации и отлаженного механизма преобразования. Не решает указанной проблемы и Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), принятие которого привело к возникновению коллизий с нормами ГК Республики Беларусь и вновь сделало актуальным вопрос о соотношении кооперативной и колхозной системы, о возможности отождествления колхоза с производственным кооперативом. В Примерном уставе колхоза уже не в общем виде, как это определено статьями 107–112 ГК Республики Беларусь, а более широко и подробно регламентируется правовое положение кооператива. Однако положения ГК Республики Беларусь в нем учтены недостаточно и сформулированы таким образом, что их практическое применение при создании кооперативов, организации их деятельности, реорганизации и ликвидации в некоторых случаях достаточно затруднительно.

Информация о работе Правовой статус производственных кооперативов