Правовой статус производственных кооперативов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Кооперативы способны стабильно производить конкурентоспособную продукцию, являются альтернативой предприятиям во многих сферах приложения труда, процессу концентрации богатства и власти в собственности узкого круга лиц. Кооперация – демократический институт, обеспечивающий защиту экономических и социальных прав своих членов.
Во многих странах Западной Европы правительства очень серьезно относятся к развитию кооперативного движения, видя в нем эффективное средство смягчения социальных и экономических проблем в обществе, оказывают ему существенную финансовую помощь

Содержание работы

Введение
1. Законодательство о производственных кооперативах
2. Понятие производственного кооператива
3. Образование производственных кооперативов
4. Правовой режим имущества производственного кооператива
5. Управление в производственном кооперативе
6. Правовой статус члена производственного кооператива
7. Реорганизация и ликвидация производственных кооперативов
8. Ликвидация производственных кооперативов
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Курс раб 2014.doc

— 316.50 Кб (Скачать файл)

голоса при принятии решений общим собранием членов кооператива».

В ст. 109 ГК Республики Беларусь определить порядок оценки паевого взноса члена производственного кооператива при его образовании: «Оценка паевого взноса проводится при образовании производственного кооператива по взаимной договоренности членов кооператива на основе сложившихся на рынке цен, а при вступлении в производственный кооператив новых членов – комиссией, назначаемой правлением кооператива. В случае недостижения между членами производственного кооператива или комиссии договоренности, касающейся оценки паевого взноса, денежная оценка подлежит независимой экспертизе».

5. Требуется расширить перечень  вопросов, отнесенных к исключительной  компетенции общего собрания  членов производственного кооператива, а также необходимо уточнить  правовое положение его контрольных  органов: наблюдательного совета  и ревизионной комиссии (ревизора).

Это вызвано тем, что в перечне вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива (п. 3 ст. 110 ГК Республики Беларусь), отсутствуют такие важные вопросы как утверждение устава кооператива, определение основных направлений деятельности, установление размера паевого взноса, размеров и порядка образования фондов кооператива, в том числе и неделимых, определение направлений их использования, создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них, решение вопросов о вступлении кооператива в союзы (ассоциации) и др. Все эти вопросы также должны решаться исключительно общим собранием кооператива, так как имеют особую важность.

Вопрос о том, в каких случаях в производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет, должен решаться общим собранием членов производственного кооператива по своему усмотрению, в зависимости от характера и вида деятельности.

В законодательстве Республики Беларусь должна быть предусмотрена возможность создания в производственном кооперативе ревизионной комиссии (ревизора).

В связи с этим в Закон «О производственных кооперативах» включить следующую норму, содержащую расширенный перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции общего собрания членов производственного кооператива: «К исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относятся:

  1. утверждение устава кооператива и внесение в него изменений;
  2. определение основных направлений деятельности кооператива;
  3. установление размера паевого взноса;
  4. прием и исключение членов кооператива;
  5. установление видов, размеров и порядка образования фондов кооператива, определение направлений их использования;
  6. образование наблюдательного совета и прекращение полномочий его членов, а также образование и прекращение полномочий исполнительных органов кооператива, если это право по уставу кооператива не передано его наблюдательному совету;
  7. избрание ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, прекращение полномочий ее членов (ревизора);
  8. утверждение заключений ревизионной комиссии (ревизора) кооператива, аудитора;
  9. заслушивание отчета правления (председателя) кооператива;
  10. утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов кооператива и распределение его прибыли и убытков;
  11. создание и ликвидация филиалов и представительств кооператива, утверждение положений о них;
  12. решение вопросов об участии кооператива в хозяйственных товариществах и обществах, а также о вступлении кооператива в союзы (ассоциации);
  13. решение о реорганизации и ликвидации кооператива.

Уставом кооператива к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива могут быть отнесены и другие вопросы деятельности кооператива».

В п. 1 ст. 110 ГК Республики Беларусь закрепить:

  • правовое положение наблюдательного совета производственного кооператива: «В производственном кооперативе может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива и решает другие вопросы, отнесенные уставом кооператива к компетенции наблюдательного совета»;
  • правовое положение ревизионной комиссии (ревизора) производственного кооператива: «Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью кооператива общее собрание членов кооператива может избрать ревизионную комиссию или ревизора. Члены ревизионной комиссии (ревизор) кооператива не могут являться членами наблюдательного совета и исполнительных органов».

6. В целях предоставления гарантий  членам производственного кооператива  относительно возможности каждого  члена кооператива повлиять на  принимаемое решение о реорганизации в случае, если реорганизация будет проходить не в форме преобразования, представляется возможным предусмотреть в п. 2 ст. 112 ГК Республики Беларусь следующую норму: «Решение о реорганизации кооператива (за исключением преобразования в хозяйственное товарищество или общество, а также в унитарное предприятие) принимается не менее чем тремя четвертями голосов присутствующих на общем собрании членов производственного кооператива».

Помимо вышеизложенного следует отметить, что анализ правового положения колхозов, которые в соответствии с п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. №49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» являются формой производственного кооператива, показывает, что колхоз имеет ряд существенных отличий: отсутствуют нормы о делении имущества колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива) на паи его членов; не указано в качестве обязанности члена колхоза внесение имущественного паевого взноса, необходимого для формирования уставного фонда; имущественную основу колхоза составляют неделимые фонды; отсутствие субсидиарной ответственности членов по долгам колхоза. В связи с этим, нормы ГК Республики Беларусь о производственных кооперативах применить к колхозам практически не представляется возможным, и это, в свою очередь, не позволяет относить производственные кооперативы и колхозы к одной организационно-правовой форме юридического лица. На наш взгляд, в сложившейся ситуации представляются возможными два способа решения этой проблемы: нормы Указа Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов» привести в строгое соответствие с нормами ГК Республики Беларусь о производственных кооперативах, либо в ГК Республики Беларусь среди коммерческих организаций предусмотреть еще одну самостоятельную организационно-правовую форму юридического лица – коллективное хозяйство (колхоз), со всеми присущими ему отличительными признаками.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Агашкова, А. Диагностика существующей на предприятии системы оценки персонала / А.Агашкова // Кадровая служба. -  2008. -  № 1. -  С.110-115.
  2. Ансофф, И. Стратегический менеджмент /  И. Ансофф ;  [пер. с англ. под ред. А.Н. Петрова]. -  СПб. :  Питер,  2009. -  344 с.
  3. Большаков, А. С. Менеджмент : учеб. пособие / А. С. Большаков. – СПб. : Питер, 2000. – 160 с.
  4. Галенко, В. П. Менеджмент : учеб. для вузов / В. П. Галенко, 
    А. И. Рахманов, О. А. Страхова.  – СПб. : Питер, 2003. – 224 с.
  5. Герчикова, И. Н. Менеджмент : учеб. для слушательей экон. специальностей / И. Н. Герчикова. – М. : Банки и биржи : ЮНИТИ, 1997. – 500 с.
  6. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218-З (с изм. и доп.)//. Консультант Плюс: Беларусь. Технология ПРОФ [Электронный ресурс] / ООО»Юрспектр». – Минск, 2012
  7. Инструкция по бухгалтерскому учету «Доходы организации» : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 26.12.2003 г. № 181 // Консультант Плюс : Беларусь [Электронный ресурс].
  8. Инструкция по бухгалтерскому учету «Расходы организации» : утв. постановлением М-ва финансов Респ. Беларусь от 26.12.2003 г. № 182 // Консультант Плюс : Беларусь [Электронный ресурс].
  9. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики: в 3 кн. – Минск: Амалфея, 2005.
  10. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.): принята на респ. реф. 24 нояб. 1996 г., в ред. Решения респ. реф. от 17 окт. 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188.
  11. Кохан, О.В. Роль и оценка эффективности использования человеческих ресурсов в системе конкурентных преимуществ организации /  О.В.Кохан //  Веснiк Беларускага дзяржаўнага эканамiчнага унiверсiтэта. -  2009. -  № 2. -  С. 27-34.
  12. Красноженова, Г.Ф. Управление трудовыми ресурсами :  учеб. пособие для вузов /  Г.Ф. Красноженова, П.В. Симонин. -  М. :  ИНФРА-М,  2008. -  159 с.
  13. Цыпкин, Ю. А. Менеджмент : учеб. пособие для вузов / под ред. Ю. А. Цыпкина. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 439 с.
  14. Юкаева, В. С. Менеджмент : краткий курс : учеб. пособие для вузов / В. С. Юкаева. – М. : Дашков и К°, 2006. – 104 с.

 

 


Информация о работе Правовой статус производственных кооперативов