Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 03:00, курсовая работа
Известно, что государство и право неразрывно связаны друг с другом. И поэтому, понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны, так как является комплексной, интегрирующей категорией, отражающей не только правовую организацию страны, но и исторические «национально-культурные» особенности ее общества. И поэтому нельзя судить о какой-либо стране, не зная ее правовую систему. Право является основой правовой системы, доминирует в ней. Тогда как все другие элементы правовой системы являются производными от права. И всякие изменения в нем порождают изменения в правовой системе. Это обстоятельство привело некоторых правоведов к мысли о том, что для характеристики права может быть использовано понятие правовой системы. Однако думается, что такой вывод был ошибочным.
Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие правовой системы………………………………………...….…..5
2.Основные правовые семьи народов мира…………………….....………...8
3. Романо-германская и англо-саксонская правовые системы……..…….26
Заключение…………………………………………………………..…….....30
Список использованной литературы………………………………….……32
Существует точка зрения, согласно которой правовые системы стран, входивших в социалистическое содружество, ранее принадлежали к романо-германской правовой семье и поэтому сейчас речь идет лишь об их «возвращении» в это сообщество. На этой позиции основаны сейчас официальная политика подавляющего большинства новых государств, включая Россию. Однако принятие этой позиции будет означать, что бывшие социалистические страны, и, прежде всего республики СССР – ныне самостоятельные государства, - должны постепенно (или как можно скорее) интегрироваться в западный мир.
Между тем события последних десятилетий, в том числе конкретная практика международного поведения Запада (экономические отношения с Россией и многое другое), показывают, что Запад по-прежнему воспринимает Россию и славянский мир в целом, даже в их новом политико-идеологическом и социально-экономическом качестве как значительно отличающуюся от его цивилизации геополитическую общность с существенно иными культурно-историческими, религиозно-этическими и морально-психологическими ценностями. Поэтому вопрос о необходимости «возвращения» России и республик бывшего союза в романо-германский правовой мир после распада семьи социалистического права вовсе не так очевидно как иногда предполагается.
Считать, что обособленность социалистического права была лишь следствием ошибочных классовых заблуждений политического руководства СССР, с исчезновением которого уходит и вся культурно-правовая специфика стран бывшего социалистического мира, есть крайне узкий политический позитивизм, имеющий мало общего с действительными тенденциями правового развития России.
Сущность ее правовой системы нельзя сводить лишь к характеру используемых ею юридических источников и на этом основании причислять отечественную правовую систему к романо-германской правовой семье. Тем более что между правовыми семьями нет столь резкой границы: идет постоянный процесс взаимообмена, использования аналогичных форм, что, однако, не говорит об элиминации коренных культурно-исторических границ основных правовых цивилизаций.
По различным критериям видно, что в сфере права социалистическая система была весьма неоднородной: в нее входили страны, принадлежавшие к разным культурно-историческим общностям: славянской, западноевропейской, восточной.
Поэтому в настоящее время не может идти речь о каком-либо «возвращении» всех «новых» восточно-европейских государств в романо-германскую правовую культуру. Для одних стран это будет нормальным, закономерным процессом продолжения своей правовой идентичности (Восточная Германия, Польша, Румыния, Чехия и др.); для других такое решение будет противоестественным вмешательством в их правовую судьбу.
Так, славянская правовая общность основывается на значительной культурно-исторической специфике правовых ценностей славянских стран. Категория славянской правовой семьи отражает целостный правовой феномен, имеющий глубокие национальные, духовные, исторические, географические и специальные юридические основания в правовой культуре России и ряда других восточноевропейских стран. Восточные и южные славяне, имевшие уже в VI-ХI вв. свои государственные образования, сформировали основы самостоятельной культурной традиции и стали «прямыми» наследниками Византийской империи, которая длительное время была оплотом православия и восточноевропейской культуры.
Самобытность славянской правовой семьи, и, прежде всего, входящей в нее российской правовой системы, обусловлена не столько технико-юридическими, формальными признаками, сколько глубокими социальными, культурными, государственными началами жизни славянских народов.
Самобытность славянской правовой семьи определяется следующими моментами:
Ведущий элемент славянской правовой семьи – российская правовая система. Ее историческими, региональными и юридическими источниками выступают два таких различных, на первый взгляд, законодательных массива, как право Российской империи и советское право, чья противоположность, однако во многом объясняется специфическими особенностями права СССР, обусловленными социалистической идеологией.
Российская правовая система имеет и ту особенность, что она может рассматриваться в качестве целостной правовой семьи или, по крайней мере, группового подразделения славянской правовой семьи, поскольку в ее зону входят национальные правовые системы республик в составе Российской Федерации.
Российская правовая система в перспективе будет идентифицироваться в качестве основы правовой семьи восточнославянских и тюркских народов бывшего Союза ССР. Право России по самой ее правокультурной сущности – это сердцевина своеобразной юридической экосистемы, которая нуждается в регенерации всех своих государственных, политических, социально-духовных элементов. Уйти куда-либо, будь-то на Запад или на Восток – как этого желают многие политики, вряд ли возможно. Потому что у России, несомненно, есть свое, и очень значительное, как я думаю, место в мировом правовом пространстве.
5. Скандинавская правовая семья.
В скандинавскую правовую семью входят правовые системы таких стран, как Норвегия, Швеция, Финляндия, Исландия и Дания. Несмотря на близость к континентальной Европе, скандинавская правовая семья не переняла модель романо-германской правовой семьи.
Известные русские историки Карамзин, Щепкин говорили о большом сходстве между древнерусскими законами и законами Дании и Швеции и полагали, что славяне многое переняли у варяг. Противостоял им известный историк С. М. Соловьев, который говорил, что варяги не стояли выше славян на ступенях общественной жизни, следовательно, не могли быть господствующим народом в духовном и нравственном смысле, так что связь славянской правовой семьи со скандинавской была опровергнута.
Для скандинавского права характерно большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех скандинавских государствах. Это объясняется сходством их языка, культуры, исторического развития, географическим положением, отсутствием в целом политических различий. Судебная система и судебная практика играют в скандинавских государствах более важную роль, чем в странах, принадлежащих к романо-германской правовой семье.
Для скандинавской правовой семьи характерно развитие унифицированного законодательства, этой семье не присущ прецедент как источник права, не придается большое значение процедуре, процессуальным нормам, как в английском праве. Представительные органы (парламенты) в скандинавских государствах имеют сугубо индивидуальные названия. Например, в Дании это фолькетинг, в Исландии - альтинг, в Норвегии - стортинг, в Швеции - риксдаг. В странах скандинавской правовой семьи есть писаные конституции.
Учреждена специальная конституционная юстиция. В большинстве государств установлен судебный контроль за конституционностью обычных законов, кроме Швеции, в которой в 70-е годы были приняты решения против учреждения судебного конституционного контроля.
6. Мусульманская правовая семья.
Мусульманская правовая семья обладает значительным своеобразием, так как основана на традиционном и религиозном регулировании, где право рассматривается не как результат рациональной деятельности человека, а тем более государства.
Мусульманское (шариатское) право относится к религиозным правовым системам, так как основано на мусульманской религии исламе. Ислам проповедает, что право дано человеку от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. В переводе на русский язык Шариат означает "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом. В основном же нормы шариата основаны на идее обязанностей, а не прав, и не носят предписывающего или запрещающего характера.
Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье (как система образовалось еще в VII-X вв. в Арабском Хамефате) и с тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своих источников. Выделяют четыре источника мусульманского права:
Существует также принцип права кыяс (кийяс) - суждение по аналогии о тех явлениях жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права, т.е. Кораном, Сунной и иджмой.
Мусульманское право характеризуется – архаичностью, казуистичностью, а отсутствие писанных систематизированных норм во многом сглажены принятием в новейшее время законов, кодексов.
К второстепенным источникам относят закон, который не может противоречить исламу и религиозно-правовой доктрине, а также обычай (адат). Практически во всех странах с мусульманским правом есть писаная конституция, которая не считается основным законом, а эту роль играет Коран, Сунна, принципы консенсуса (Иджма) и аналогии (Кийяс). Мусульманские юристы и богословы считают, что регулированию норм Корана и шариата подлежат как религиозная, так и этическая стороны общественной жизни, отношения граждан, как между собой, так и с государством. Также они утверждают, что эти нормы, освещенные Аллахом, гораздо сильнее по своему действию, чем конституционные нормы, написанные человеком. С этим как раз и связано то, что в Саудовской Аравии нет писаной конституции, а ее место занимает Коран. Хотя мусульманское право и оказывает огромное влияние на правовые системы мусульманских государств, все равно сейчас наблюдается тенденция к применению таких источников права как правовой обычай и нормативно-правовой акт. Как раз это (усиление роли закона как источника права) является главной тенденцией развития мусульманского права.
В структуре мусульманского права нет деления на публичное и частное право. Хотя шариат не знал и такого деления права на отдельные отрасли, как например гражданско-правовые отношения, в частности право собственности, договорное и деликтное право, получили в нем заметное развитие. В современный период в качестве основных отраслей все-таки выделяют: уголовное, судебное и семейное право.
Особое внимание в шариате уделялось «праву личного статуса». В Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословных групп. По мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус имели только мусульмане. А лица, исповедавшие христианство или иудаизм (так называемые зиммии), находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья).
Нормы уголовного права представляли собой наименее разработанную часть шариата. Они отличались архаичностью и отражали сравнительно низкий уровень юридической техники. Мусульманское право различает наказания, установленные законом (за воровство, прелюбодеяние, убийство и др.), и дискреционные, назначаемые по усмотрению судьи, который может наказать за любое другое нарушения закона.