Правовые системы в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 03:00, курсовая работа

Описание работы

Известно, что государство и право неразрывно связаны друг с другом. И поэтому, понятия «право» и «правовая система» соотносятся как часть и целое. Понятие «правовая система» имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны, так как является комплексной, интегрирующей категорией, отражающей не только правовую организацию страны, но и исторические «национально-культурные» особенности ее общества. И поэтому нельзя судить о какой-либо стране, не зная ее правовую систему. Право является основой правовой системы, доминирует в ней. Тогда как все другие элементы правовой системы являются производными от права. И всякие изменения в нем порождают изменения в правовой системе. Это обстоятельство привело некоторых правоведов к мысли о том, что для характеристики права может быть использовано понятие правовой системы. Однако думается, что такой вывод был ошибочным.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие правовой системы………………………………………...….…..5
2.Основные правовые семьи народов мира…………………….....………...8
3. Романо-германская и англо-саксонская правовые системы……..…….26
Заключение…………………………………………………………..…….....30
Список использованной литературы………………………………….……32

Файлы: 1 файл

Шулина КА Теория государства и права курсов.р.49.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

Судопроизводство отличается своей простотой. Судебные дела рассматриваются, обычно в мечети, публично, стороны должны сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов. Судья единолично рассматривает любые категории дел, обладая большой  свободой усмотрения, он может руководствоваться даже личными симпатиями и учитывать социальное положение сторон. Клятва во имя Аллаха, принималась как веское доказательство в судебном процессе любой сложности.  Самым важным квалификационным требованием к судье было требование его религиозных знаний

 Во многих государствах мусульманское  право конституционно считается  основой законодательства. Оно применяется  по многим вопросам, но особенно  в гражданских отношениях, где до сих пор сохраняются шариатские суды. В некоторых странах Центральной и Восточной Африки мусульманское право используется как обычное право. Египет был первым государством, которое отказалось еще в конце XIX века от мусульманского права, как от единственного источника права. В качестве примера можно еще привести Саудовскую Аравию, которая считается страной традиционного ислама. Даже здесь все больше применяются в судопроизводстве и законодательстве "двойные стандарты", а в коммерческом праве приоритет уже отдается праву англо-саксонской правовой семьи.

Семья мусульманского права включает Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан, Судан, Саудовскую Аравию, Турцию, страны Южной и Юго-Восточной Азии и Африки и др.

7. Правовая семья индуистского  права. 

Данная правовая семья, также как и  семья мусульманского права, основана на  религии - индуизме.  И входит в одну из религиозно-традиционных семей права. Индуизм сформировался в глубокой древности - более двух тысяч лет назад, главная идея индуизма - учение о перевоплощении души, происходящее в соответствии с кармой, то есть живой облик в будущей жизни является отражением хорошего или плохого поведения, поступков в этой жизни. Если человек был добродетельным, все воплощения приведут мокше, после чего перевоплощения больше не происходят.

Особенности данной правовой семьи состоят в следующем:

  1. Кастовая иерархия, классовое расслоение общества, социальное неравенство. Существование особых сословных групп – варн: брахманов (священнослужителей, жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников), шудр (слуг). Принадлежность человека к той или иной касте определяется еще с его рождения по касте его родителей;
  2. Источниками права и религии считаются Веды – литературные памятники религиозного содержания, ставшие позже священными книгами индусов; сборники религиозных молитв, песен, содержащих правила поведения;
  3. Одним из важных источников традиционного индуистского права является обычай, который особенно распространен в вопросах регулирования права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества. Индия долгое время была колонией Англии, следствием этого стало влияние англо-саксонского права, которое, как известно, основывается на судебном прецеденте. Но англо-саксонское право, действующее только в городах, не смогло уменьшить роль обычая в селах, и он по-прежнему регулирует общественные отношения;
  4. После обретения Индией независимости произошел процесс кодификации индуистского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право, право усыновления, наследования и т.п.;
  5. Даже после столетия мусульманского правления в Индии не привели ее к исламизации, как это произошло с Египтом, христианской Албанией и Языческой Турцией. Натиск ислама не повлиял также и на местное право, традиции, обычаи, как, например, в Индонезии, хотя некоторые индийцы, особенно представители низших каст, все же приняли ислам.

К семье индуистского права относятся правовые семьи  Индии, Непала, Пакистана, Бирмы (Мьянмы), Сингапура, Шри-Ланки, Бангладеша, Гайаны и Малайзии, некоторых стран на восточном побережье Африки, преимущественно в Танзании, Уганде и Кении.

8. Правовая семья обычного (адатного, традиционного) права.

Эта семья включает в себя страны Центральной и Южной Африки и Океании, в том числе Гамбию, Мадагаскар, Того, Камерун, Сенегал, Малави, Гану и др.

Самой  характерной чертой, присущей праву африканских государств, является их неоднородность. Везде распространен обычай (адат), регулирующий отношения, характерные для родоплеменной организации общества и феодализма. Каждая община, этническая группа, племя имеет свои обычаи и традиции. Следование обычаю, обычно добровольное, из-за уважения памяти предков, а также боязни сверхъестественных сил. Также важной особенностью традиционного права – это право общества, родоплеменной знати, группы, а не право личности, индивида.

Несмотря на то, что страны Африканского континента долгое время  были колониями, сильнейших государств, которые навязывали им  свои правовые системы, они сохранили свои местные обычаи и религиозные нормы, также как и страны индуистского права, противостоявшие исламизации. Хотя акты колониального законодательства, прежде всего, конституционного законодательства, до сих пор действуют во многих странах, что оказывает большое влияние на национальное право. Но, например, в Танзании многие нормы обязательного права английского происхождения не воспринимаются людьми, т.к. идут в разрез с местным правом.

Так в результате колонизации возникла, включающая в себя право метрополии и обычное право, дуалистическая система права, что существенно развило традиционное право Африки. Метрополии, которые стремились запретить варварские обычаи и урегулировать административные отношения, ввели уголовное и торговое право. Была осуществлена реформа судебной системы, наряду с европейскими судами действовали туземные суды, разбиравшие споры на основе обычного права. И хотя было провозглашено всеобщее равенство перед судом, все равно решение суда определялось по социальному положению физического лица, которое определялось по признакам расы, происхождения, пола и т.д. Также правым всегда был более богатый и знатный. И вообще в соответствии с обычным правом судебный процесс не был детально регламентирован правилами судопроизводства и отличался неформальностью.

Когда африканские государства приобрели независимость, существование двух видов юстиции оказалось неприемлемым. В Сенегале, Бурунди, Мали туземские суды были упразднены, а в других государствах сохранены, но временно. Некоторые государства приняли решения о кодификации обычаев (Мадагаскар, Нигерия, Танганьика), одним из главных условий повлиявших на это, несомненно,  является сила многовековой «привычки».

Также одной из особенностей традиционной среды является то, что способствует сплочению группы, восстанавливает согласие и взаимодействие между ее членами. Существует идея примирений сторон.

Брачный договор, по традиционному праву, - соглашения двух семей, родов, племен, а не союз двух людей, поэтому и развод возможен лишь с согласия семей. В традиционном праве регулирование сводится преимущественно к частному праву (семейные отношения, обязательств гражданского права, наследования, отношений земельной собственности). Право собственности на землю принадлежит всей группе, имущество по наследству, следовательно, не может переходить к  отдельному лицу, а переходит ко всей группе. Компенсация ущерба, причиненного одному из члена группы, выплачивается всей группе.

Обычное право переживает эволюцию, поскольку африканские государства расширяют международные связи, возросли контакты с европейцами и т.д. Хотя, следует отметить, что элементы обычного права сохранились в быту многих народов всех континентов: индейцев Северной и Южной Америки, горцев Кавказа и Центральной Азии, народов Севера, аборигенов Австралии, а также других общностей народов, племен, о которых мы еще ничего не знаем. И все это, в сущности, какая-то застывшая во времени предыстория права, система социального

регулирования, получающая поверхностное, негармоничное развитие с приоритетом таких регулирующих форм, как обычай, традиции, и т.п.

9. Дальневосточная правовая семья.

Особенности данной правовой семьи состоят в следующем:

  1. отрицательное отношение к праву вообще, под сомнение поставлена сама ценность права. В глазах, например, китайцев право не только далеко от того, чтобы быть фактором порядка и символом справедливости; оно и является орудием произвола, фактором, нарушающим нормальный порядок вещей;
  2. обычно внесудебный путь решения конфликтов. Существует идея примирения спорящих сторон, что объясняется господствующей в странах дальневосточного права идеей, что в своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру;
  3. согласительные процедуры ценнее правосудия, и конфликты следует решать путем посредничества, убеждения, а не решать правовым путем. Гармония между человеком и природой, между самими людьми – традиционный взгляд на общественный порядок;
  4. модернизация правовой системы произошла после Второй мировой войны.

Существующий коммунистический режим в Китае не изменил отрицательного отношения к праву, глубоко укоренившегося в сознании людей. В Японии даже действуют кодексы, созданные по правилу западного образца, действующее - по большей части лишь как орнамент, к которому население мало обращается, смотря на него как на нечто чуждое и искусственно созданное.

10. Семья социалистического права.

Для данной правовой семьи характерны следующие черты:

  1. основывается на идеологии марксизма-ленинизма и концепции социалистического права как высшего права, является идеологизированным типом права;
  2. имеет ярко выраженный классовый характер. Одной из основных концепций социалистического права являлось вначале революционное творчество исполнителей, а позднее нормативно-правовые акты, в отношении которых декларировалось, что они выражают волю трудящихся, подавляющегося большинства населения, а затем всего народа, руководимого коммунистической партией, в интересах которой, в действительности и были закреплены все нормативно-правовые акты;
  3. основным источником права считается закон;
  4. провозглашен приоритет государственных интересов над личными;
  5. отрицается преемственность от других правовых систем, например романо-германской, к которой многие правоведы, до сих пор причисляют социалистическую правовую семью;
  6. отождествление права и закона, исходящего исключительно от государства;
  7. использование главным образом запретов и обязанностей для регулирования общественных отношений, нормативно-правовые акты имеют императивный характер;
  8. отсутствие контроля над конституционностью законов;
  9. судебный прецедент отрицается как источник права;
  10. основывается на централизации в регламентировании  договорных отношений, нормировании трудовой деятельности, распределении социальных благ;
  11. отрицание частного права вообще. Отсутствие деления на публичное и частное право, т.к. право, в данном случае, является претендованием на независимость от каких-либо политических обстоятельств, и от государства в целом, что несколько разнится с мнением теоретиков марксизма, о том, что право-это инструмент в руках господствующего класса.

К социалистической правовой семье, в наше время, могут быть отнесены Вьетнам, Куба, Китай и Северная Корея.

 

 

 

 

 

3. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ И  АНГЛО-САКСОНСКАЯ ПРАВОВЫЕ СИСТЕМЫ

Романо-германская и англо-саксонская правовые системы являются основными правовыми системами в современном мире.

Основным источником права в странах, где господствует романо-германская правовая система, является закон, а в странах с англо-саксонской правовой системой - судебный прецедент. Среди причин, по которым в странах с англо-саксонской правовой системой, основным источником права стал именно судебный прецедент, а не закон, главной является сохранившаяся с давних времен настороженность к высшей власти, и поддерживаемый ей в противовес, престиж судебной власти. Однако в Англии действует принцип, по которому закон может отменить судебный прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. В действительности же этот принцип весьма спорный, т.к. правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем толкованием, которое дано ему в судебных решениях, именуемых «прецедентом толкования». Именно поэтому и нельзя утверждать, что закон, как источник права, стоит выше прецедента. Английский суд наделен более широкими полномочиями. В США к прецеденту, как источнику права, относятся не так как в Англии. Уголовный процесс представляет собой состязание сторон, причем как в стадии предварительного следствия, так и при непосредственном судебном разбирательстве. Судья в CША обладает правом не только правоприменения, но и правотворчества. Также в США позволяются различные изменения в судебной практике.

В странах романо-германской правовой системы роль, в качестве источника права, судебного прецедента и судебной практики весьма спорна. Согласно действующей доктрине, нормы права могут приниматься только самими законодательными или уполномоченными органами. Судебные практики верят лишь толкователям закона или каким-либо другим нормативным актам. Однако, анализируя  реальную действительность, можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников права. Об этом свидетельствует возрастающее количество публикуемых сборников и справочников судебной практики, а также значение, прежде всего кассационного прецедента. Кассационный суд является высшей судебной инстанцией. Поэтому судебное решение, основанное, например, на аналогии или общих принципах, оставленное в силе Кассационным судом, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.

Во всех странах континентальной системы права признается деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения субординации, базирующиеся  на подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, или дополнены участниками правоотношений. Частное право регулирует отношения между равноправными, независимыми субъектами. Преобладающими здесь являются нормы диспозиционные, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками.

Информация о работе Правовые системы в современном мире