Предмет конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.



Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач:

- исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;

- рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;

- исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.

Содержание работы

Введение 3Понятие, содержание и принципы гражданства Российской Федерации
6
Принципы гражданства
6
Основания и способы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
9
Приобретение гражданства Российской Федерации
9
Приобретение российского гражданства по рождению
12
Прием в гражданство: общий порядок
13
Прием в гражданство: упрощенный порядок
17
Восстановление в гражданстве
19
Прекращение гражданства
22
Выход из гражданства
23
Отмена решения по вопросам гражданства
27
Оптация
29
Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
30

Заключение

Список литературы
32

33

Файлы: 1 файл

Курсач по Конст.праву.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Для приобретения российского гражданство  лицу необходимо иметь законный источник средств к существованию. Данное условие приема лиц в российское гражданство также является новым для российского законодательства, так как в ранее действовавшем законе о гражданстве оно не содержалось. Это условие, также как и предыдущее, направлено на пресечение приобретения гражданства РФ лицами, занимающимися незаконной деятельностью либо вообще намеревающимися жить на пособие по безработице.

Условие отказа от иностранного гражданства  для приобретения российского также  является нововведением в российском законодательстве. Введение данного положения, судя по всему, обусловлено поднятием  престижа России на международной арене. Такое положение уже давно существует в Украине – стране с меньшим экономическим потенциалом,  и в России данное положение ни чуть не менее уместно. Поэтому прежде чем ходатайствовать о приеме в российское гражданство лицо должно отказаться от своего прежнего гражданства. Однако, приветствуя приобретение гражданства лицами, проживающими на территории РФ, законодатель делает оговорку, что если лицо в силу независящих от него причин не может отказаться от иного гражданства, отказ не требуется.      В качестве документа, подтверждающего обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства либо невозможность такого отказа в соответствии с законодательством иностранного государства, принимается документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства (например, справка, извещение и т.п.). При обращении с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации граждан государств, с которыми Российской Федерацией заключен международный договор об урегулировании вопросов двойного гражданства, представление документов, подтверждающих обращение заявителя об отказе от имеющегося у него гражданства, не требуется. 
Еще одним условием приема в российское гражданство является владение русским языком. Данное положение является новым для российского законодательства, так как ранее действовавший закон о гражданстве не предусматривал данного условия. Данная поправка вызвала при обсуждении в Государственной думе РФ множество споров и фактически ее принятие было «притянуто за уши». Основным аргументом против, является то, что нет строго определенной процедуры выявления знаний русского языка иностранными гражданами. За – данное положение существует в ряде зарубежных стран и гражданин государства должен владеть государственным языком своей страны, кроме того, процедура экзаменования лиц на наличие достаточных знаний русского языка вообще не входит в компетенцию данного закона и должно регулироваться отдельными правовыми актами. Определение уровня знаний русского языка осуществляется на основании Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ.

Также ныне действующий закон о  гражданстве предусматривает условия  более льготного приобретения гражданства, в частности, сокращение срока проживания с пяти лет до одного года при  наличии следующих факторов:

  • Рождение на территории РСФСР и наличие в прошлом гражданства СССР. Этот факт говорит о существовании правовой связи лица с Россией, так как она является правопреемницей СССР. Поэтому для таких лиц срок проживания на территории РФ сокращен.
  • Состояние в браке с гражданином РФ не менее трех лет. Судя по всему, при принятии данного положения законодатель исходил из того, что состояние в браке в течение трех лет говорит в пользу того, что этот брак был заключен не из преследования личной выгоды. И в международной практике брак является условием, упрощающим порядок приема в гражданство.
  • Еще одним основанием сокращения срока проживания на территории РФ при приеме в российское гражданство является наличие у нетрудоспособного лица дееспособных детей, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство РФ (в том числе и усыновленные (удочеренные)). Часть 3 ст.38 Конституции РФ гласит, что трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Таким образом, данная норма является по сути продолжением нормы конституционной и не ставит преград для осуществления гражданами своих обязанностей.
  • Если лицо имеет особые достижения в области науки, техники и культуры, а также обладает профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации, оно может быть принято в гражданство  без необходимости 5 летнего проживания на территории РФ.  Практика льготного приема в гражданство лиц, имеющих высокие достижения в области науки, техники и культуры, а также обладающих профессией или квалификацией, представляющими интерес для данного государства, использовались, например, в США, что обеспечило приток в страну квалифицированных специалистов.
  • Предоставление лицу политического убежища на территории РФ также является основанием для сокращения срока проживания на территории РФ для получения российского гражданства. Право на политическое убежище в случае преследования за свои убеждения – одно из древнейших прав человека (достаточно вспомнить высылки государственных и общественных деятелей древних Афин, находивших свое убежище в других греческих государствах-полисах). Право человека на политическое убежище провозглашено во Всеобщей декларации прав человека (ч.1 ст.14): «Каждый человек имеет право искать убежище от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем». Право на политическое убежище предоставляется обычно лицам, преследуемым у себя на родине за политические или религиозные убеждения, за антивоенную пропаганду, за критику властей, то есть за действия, не квалифицируемые в международном праве и национальном праве демократических государств как правонарушения.

Порядок предоставления политического убежища иностранным  гражданам и лицам без гражданства  в РФ и их статус определяется Положением о порядке предоставления политического  убежища в РФ, утвержденным Указом Президента от 26 июля 1995 г. Согласно этому Положению, политическое убежище предоставляется Указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства законом и международным договором. На этом основании для лицо, которому было предоставлено политическое убежище срок проживания на территории РФ для получения российского гражданства сокращается до одного года.

  • Признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом также является основанием сокращения срока проживания. Законодательство РФ дает определение понятия «беженец»: «Беженец – прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений» (ст.1 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О беженцах»). Лицу, получившему статус беженца, может быть предоставлено гражданство РФ и для него срок проживания на территории РФ сокращается до одного года. В этом случае лицо теряет статус беженца.

Также льготный порядок  приобретения российского гражданства  существует для лиц, имеющих особые заслуги перед РФ.  Данное положение – это скорее исключение, чем правило, каждый из них рассматривается отдельно и они не подлежат какому-то общему правилу.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

      1. Прием в гражданство: упрощенный порядок.

Ныне действующий закон  о гражданстве предусматривает  так называемый упрощенный порядок  приобретения российского гражданства. В российском законодательстве это  новое понятие, хотя его положения  использовались и ранее.

Упрощенный порядок  приема в российское гражданство  предусматривается для иностранных  граждан и лиц без гражданства, которые имеют хотя бы одного нетрудоспособного  родителя, имеющего гражданство РФ. Данное положение имеет прямое отношение  к конституционной обязанности граждан РФ, закрепленной в ч.3 ст.38: «Трудоспособные дети, достигшие 18 бет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях». Таким образом, лицу, имеющему гражданство РФ легче осуществлять данную свою обязанность, нежели иностранцу либо лицу без гражданства. Основываясь, судя по всему, на этом, законодатель внес данное положение в статью об упрощенном порядке приобретения гражданства РФ.

Также в упрощенном порядке  в российское гражданство принимаются  лица, которые ранее имели гражданство  СССР и проживали или проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданство этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.  После распада Советского Союза и выделения из его состава ряда государств многие граждане, проживающие на территории этих государств, оказались лишенными не только российского гражданства, но и гражданства страны, в которой они проживают.

Также упрощенный порядок  приема в российское гражданство  предусматривается для недееспособных лиц, т.к. ребенок тоже лицо недееспособное. В частности, в упрощенном порядке в российское гражданство принимается ребенок, один из родителей (единственный родитель) которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Один из родителей в случае отсутствия сведений о месте нахождения другого родителя представляет заявление, составленное в произвольной форме, удостоверенное личной подписью, сделанной в присутствии должностного лица, принявшего заявление, в котором заявитель отражает факт своего ознакомления со статьями 22 и 41 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», в которых говорится, что решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений и споры между родителями, между родителем и опекуном или попечителем о гражданстве ребенка или недееспособного лица разрешаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица. Если же ребенка опекает только один родитель, то соответственно, необходимо только его заявление для приема ребенка в гражданство РФ. Другой родитель не имеет права каким-либо образом влиять на его судьбу. Не выполняются для этих лиц условия, предусмотренные 13 статьей, так как было бы абсурдным требовать от ребенка наличия законных средств к существованию либо сдавать экзамен по русскому языку.  Являясь недееспособным лицом, ребенок не может самостоятельно принимать решения, за него это делают его родители. Поэтому законодательством определена необходимость заявления одного из родителей о приеме ребенка в гражданство РФ и согласие второго. Для детей не устанавливается каких-то дополнительных условий, так как они едва ли могут преследовать корыстные цели при приобретении гражданства. Законодатель не требует согласие второго родителя при приеме ребенка в гражданство РФ если он проживает на территории России, судя по всему, на том основании, что ребенок должен посещать школу, детский сад, наконец состоять на учете в детской поликлинике, имея, таким образом, правовую связь с государством. Во всех случаях изменения гражданства ребенка, достигшего 14-летнего возраста, требуется его согласие.

Недееспособным признается гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими. Для этого устанавливается строгая  процедура, гарантирующая всесторонне  продуманное, объективное и обоснованное решение. Над недееспособным устанавливается опека. Его права в его интересах осуществляет опекун. Для приобретения таким лицом российского гражданства необходимо заявление опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.

      1. Восстановление в гражданстве.

Институт гражданства  еще в первых декретах советской  власти предусматривал возможность  восстановления гражданства у лиц, ранее его утративших. Так, после  войны 1914г. и гражданской войны  солдаты русского экспедиционного  корпуса во Франции, военнопленные оказались за рубежом, причем значительная их часть стремилась на Родину и выражала желание приобрести советское гражданство. Такая возможность была им предоставлена. Вновь проблема восстановления в советское гражданство потребовала к себе большого внимания в 1939-1940 г.г. и после II Мировой Войны, поскольку в этот период усилилось стремление находившихся еще со времен революции и гражданской войны на чужбине соотечественников восстановиться в гражданстве и вернуться в Россию. В качестве актов, регулирующих порядок восстановления советского гражданства в данный период, можно назвать: указы Президиума Верховного Совета СССР о восстановлении в гражданстве СССР и подданных бывшей Российской Империи, проживающих на территории Манчжурии от 10 ноября 1945 г., Франции, Югославии, Болгарии от 14 июня 1946 г.                                                                                                                                                                                                                                                  

Основным положением восстановления гражданства является правило о том, что лицу, которое  состояло в гражданстве, может быть по его заявлению (или ходатайству) восстановлено гражданство в  соответствии с требованиями  закона.

Восстановление в гражданстве  Российской Федерации как основание  его приобретения может осуществляться иностранными гражданами и лицами без  гражданства.

Ныне действующий закон  о гражданстве от 2002 г. приравнивает порядок восстановления в гражданстве лиц, ранее состоявших в российском гражданстве, к общему порядку приема в гражданство, исключая требования относительно срока проживания на территории РФ. При этом срок проживания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства сокращается до 3 лет. Например, в законе о гражданстве Таджикистана (и в некоторых республиках и государствах) прямо предусмотрено, что восстановление в гражданстве происходит с соблюдением порядка приема в гражданство.

Информация о работе Предмет конституционного права