Предмет конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Цели данной работы заключаются в проведении комплексного анализа юридической природы и содержания российского гражданства, определении развития этого института на основе изучения исторического опыта, современных нормативно-правовых актов.



Указанными целями обусловлены постановка и решение следующих задач:

- исследовать понятие гражданства, его основные особенности и значение;

- рассмотреть принципы гражданства и их влияние на содержание этого института;

- исследовать основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства.

Содержание работы

Введение 3Понятие, содержание и принципы гражданства Российской Федерации
6
Принципы гражданства
6
Основания и способы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации
9
Приобретение гражданства Российской Федерации
9
Приобретение российского гражданства по рождению
12
Прием в гражданство: общий порядок
13
Прием в гражданство: упрощенный порядок
17
Восстановление в гражданстве
19
Прекращение гражданства
22
Выход из гражданства
23
Отмена решения по вопросам гражданства
27
Оптация
29
Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации
30

Заключение

Список литературы
32

33

Файлы: 1 файл

Курсач по Конст.праву.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

Основания, по которым  может быть отказано в выходе из гражданства, соответствуют Конституции  РФ (ч. 3 ст. 55) в части допустимости ограничения настоящим законом  прав и свобод гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц и для обеспечения обороны страны.

Наличие невыполненных  перед Россией обязательств, таких  как, к примеру, прохождение военной  службы, препятствует выходу лица из гражданства РФ. Закон о гражданстве от 1991 г. предусматривал отказ в выходе из гражданства, «если гражданин проживает или намеревается поселиться  в  стране,  не  связанной   с   Российской   Федерации  договорными  обязательствами  о  правовой  помощи,  но  имеет, либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими

лицами Российской Федерации,  либо неисполненные обязанности  перед      государством,  вытекающие  из  оснований,   определяемых   законом РФ». Отдельным  пунктом закон предусматривал отказ в выходе из гражданства РФ, «если гражданин получил повестку о призыве на срочную или альтернативную службу».

Некоторыми  республиками (законы Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана) предусмотрено особое основание  для отказа в выходе из гражданства: если выход из гражданства противоречит интересам государственной безопасности республики. Законом о гражданстве от 2002 г. предусмотрены возможности отклонения ходатайств о выходе из гражданства РФ по соображениям государственной безопасности. Однако данное основание все же в целом находится в рамках общепринятых норм международного права и демократических принципов правового государства.

 

2.2.2. Отмена  решения по вопросам гражданства.

 

Отмена решения о  приеме в гражданство - действие компетентного должностного лица, направленное на прекращение ранее неправомерно возникших у лица, приобретшего гражданство РФ, прав и обязанностей вытекающих из этого гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российской Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке.

Следует отметить, что  ранее действовавший закон о  гражданстве предусматривал отмену решения только о приеме в гражданство. Сейчас  законом предусмотрена  также отмена решения о прекращении  гражданства, которая производится при установлении в судебном порядке факта предоставления подложных документов или заведомо ложных сведений. Также, закон о гражданстве от 1991 г. предусматривал отмену решений о приобретении гражданства, но не распространял отмену решений на супруга и детей лица, совершившего подлог документов или сообщившего ложные сведения, если их осведомленность не доказана. Сейчас  же законом предусмотрена отмена решения в целом, без оговорок относительно супруга и детей.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации и принявшими такое решение. Согласно Конституции РФ ст. 89 п. «а», Президент РФ решает вопросы гражданства РФ. Таким образом, и отмена решений по вопросам гражданства должна относиться к его компетенции. Также, полномочными органами являются территориальные органы внутренних дел. Президент Российской Федерации вправе отменить решение по вопросам гражданства Российской Федерации, принятое другим полномочным органом. Если в порядке прохождения процедуры изменения гражданства у полномочных органов возникает сомнение в подлинности документов либо в правдивости представленных сведений, они могут обратиться с заявлением в суд для решения вопроса в порядке уголовного (гражданского) производства.

Заключение полномочного органа об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации  составляется по форме, утверждаемой Министерством  внутренних дел Российской Федерации  или Министерством иностранных дел Российской Федерации. В заключении указываются основания принятия полномочным органом в отношении заявителя решения о приеме в гражданство Российской Федерации или выходе из гражданства Российской Федерации, решение суда, которым установлен факт использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений в целях приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, с изложением установленных судом обстоятельств, а также статья Федерального закона, на основании которой отменяется ранее принятое решение по вопросам гражданства РоссийскойФедерации. 
Заключение утверждается (подписывается) руководителем соответствующего полномочного органа или лицом, исполняющим его обязанности, и вместе с решением суда приобщается к документам заявителя, на основании которых было вынесено первоначальное решение. 
Лицо, в отношении которого отменено решение по вопросам гражданства Российской Федерации, информируется об этом полномочным органом в месячный срок со дня подписания заключения. 
Копии заключения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации и решения суда направляются полномочным органом соответственно в Министерство внутренних дел Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации для последующего информирования Комиссии и иных заинтересованных органов. 
 Сведения об отмене решения по вопросам гражданства Российской Федерации вносятся в соответствующие электронные базы данных. 
В случае отмены решения по вопросам гражданства Российской Федерации полномочный орган обязан принять меры к изъятию документов, выданных ранее в соответствии с этим решением. 
При отмене решения о приобретении гражданства Российской Федерации лицу, проживающему на территории Российской Федерации, выдается вид на жительство лица без гражданства или вид на жительство иностранного гражданина. 
При отмене решения о выходе из гражданства Российской Федерации у лица изымается справка о выходе из гражданства Российской Федерации и выдается паспорт гражданина Российской Федерации

 

 

 

 

2.2.3. Оптация.

Оптация также является одним из оснований прекращения  российского гражданства. При территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации Государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации.

 

Полномочными органами, ведающими делами о гражданстве  Российской Федерации, являются:

  • Президент Российской Федерации;
  • федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел, и его территориальные органы;
  • федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища. Президент Российской Федерации решает вопросы:

  1. приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
  2. восстановления в гражданстве Российской Федерации в общем порядке;
  3. выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке;
  4. отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и  взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации.

Президент Российской Федерации издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.

Предусматривается право Президента Российской Федерации в порядке  исключения рассмотреть вопрос о  приеме или восстановлении в гражданстве  лиц, которым на общих основаниях, отказано. Это лица, которые:

  1. в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации или о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
  2. использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
  3. состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  4. имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом;
  5. преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  6. осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Естественно, при этом данные лица должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым при приеме в гражданство  и восстановлении в гражданстве  Российской Федерации. Если эти лица подпадают под категорию лиц, на которых распространяется упрощенный порядок приема в гражданство, это обстоятельство будет учтено.

В целях реализации своих полномочий по вопросам гражданства и предварительного рассмотрения заявлений Президент  Российской Федерации образует совещательный и консультативный орган – Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Таким образом, можно сказать, что  с принятием нового Закона «О гражданстве» в 2002 г., ужесточились условия приобретения и прекращения гражданства.  Надо сказать, что по оценкам специалистов действовавшее законодательство в области гражданства было весьма либеральным. Так, возможность приобретения российского гражданства в порядке регистрации существенно облегчало прием в гражданство бывших граждан СССР и их родственников, а наличие института признания гражданства вообще освобождало значительную часть таких лиц от процедур, связанных с его приобретением.

Следует отметить, что  положения Федерального закона, касающиеся производства по делам о гражданстве, не являются принципиально новыми. В то же время они более четко  по сравнению с ранее действовавшим  законодательством регламентируют процедуру подачи и рассмотрения заявлений по вопросам гражданства, а также порядок принятия по ним решений. При этом впервые законом закрепляется норма, согласно которой формы заявлений, перечень указываемых в них сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения российского гражданства определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Эта норма представляется весьма важной, поскольку наличие акта Президента, которым практически в полном объеме должны быть регламентированы все необходимые процедуры, значительно сузит сферу ведомственного нормотворчества по вопросам гражданства Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Федеральный закон  «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г.

2. Конституция Российской  Федерации 1993 г.

3. Экспертная записка  на Федеральный закон «О гражданстве  Российской Федерации» от 31 мая  2002 г.

4. Положение о порядке  рассмотрения вопросов гражданства  Российской Федерации.

5. Полянский В.В. Принципы советского гражданства. – Сов. Государство и право. 1990. № 5.

6. Полянский В.В. Советское  гражданство. Куйбышев. 1986.

7. Козлова Е.И., Кутафин  О.Е. Конституционное право России. Изд. Второе. М., 1998.

8. Маликов М.К. Гражданство  Российской Федерации и ее субъектов. – Гражданство и право. 1997, № 8.

9. Закона РФ от 19 февраля 1993г. «О беженцах».

 

 

 




Информация о работе Предмет конституционного права