Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Объект исследования курсовой работы – общественно-правовые отношения связанные с правовым регулированием принудительной ликвидации юридических лиц.
Предмет исследования курсовой работы – правовое регулирование принудительной ликвидации юридических лиц.
Цель исследования на основе анализа действующего законодательства, судебной практики и теоретических материалов выявить проблемы правового регулирования принудительной ликвидации юридических лиц.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Гражданско-правовые аспекты ликвидации юридического лица…………..5
1.1. Понятие ликвидации юридического лица………………………………5
1.2. Понятие принудительной ликвидации юридического лица…………...7
1.3. Полномочия государственных органов и органов местного
самоуправления в процессе принудительной ликвидации
юридических лиц……………………………………………………………...9
2. Основания принудительной ликвидации юридических лиц……………….14
2.1. Принудительная ликвидация юридического лица в случае
допущенных при его создании грубых нарушений закона, носящих
неустранимый характер…………………………………………………….14
2.2. Принудительная ликвидация юридических лиц в случаях
осуществления ими запрещенной законом деятельности или
деятельности без лицензии………………………………………………...16
2.3. Принудительная ликвидация юридических лиц в связи с
неоднократными грубыми нарушениями закона…………………………23
3. Порядок ликвидации юридического лица…………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...34
3
на тему «Принудительная ликвидация юридических лиц»
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Гражданско-правовые аспекты ликвидации юридического лица…………..5
1.1. Понятие ликвидации юридического лица………………………………5
1.2. Понятие принудительной ликвидации юридического лица…………...7
1.3. Полномочия государственных органов и органов местного
самоуправления в процессе принудительной ликвидации
юридических лиц……………………………………………………………...9
2. Основания принудительной ликвидации юридических лиц……………….14
2.1. Принудительная ликвидация юридического лица в случае
допущенных при его создании грубых нарушений закона, носящих
неустранимый характер…………………………………………………….
2.2. Принудительная ликвидация юридических лиц в случаях
осуществления ими запрещенной законом деятельности или
деятельности без лицензии………………………………………………...
2.3. Принудительная ликвидация юридических лиц в связи с
неоднократными грубыми нарушениями закона…………………………23
3. Порядок ликвидации юридического лица…………………………………...25
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Пунктом первым статьи 2 Гражданский кодекс Российской Федерации (далее по тексту – ГР РФ) установлено, что участниками гражданского оборота наряду с гражданами (физическими лицами) являются юридические лица.
Юридические лица обладают рядом специфических признаков, выделяющих их из числа прочих образований. Одним из таких признаков является специальный, установленный гражданским законодательством, порядок образования и прекращения.
Принудительное прекращение юридического лица, является своеобразным «наказанием» за нарушение законодательства. Поскольку любая санкция должна отвечать критерию баланса частных и публичных интересов, то есть своевременно пресекать правонарушение и одновременно не ограничивать свободу экономической деятельности, проблемы, возникающие при применении норм ГК РФ о принудительной ликвидации юридических лиц, являются актуальными и вызывающими интерес.
Знание правовых основ института принудительной ликвидации позволяет выявить и устранить пробелы права, препятствующие участникам гражданского оборота реализовывать свои права и удовлетворять свои законные интересы.
Объект исследования курсовой работы – общественно-правовые отношения связанные с правовым регулированием принудительной ликвидации юридических лиц.
Предмет исследования курсовой работы – правовое регулирование принудительной ликвидации юридических лиц.
Цель исследования на основе анализа действующего законодательства, судебной практики и теоретических материалов выявить проблемы правового регулирования принудительной ликвидации юридических лиц.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Осветить гражданско-правовые аспекты ликвидации юридического лица: дать определения понятий ликвидации и принудительной ликвидации юридического лица, провести анализ полномочий государственных и органов местного самоуправления в процессе принудительной ликвидации юридического лица.
2. Провести анализ материально-правовых оснований принудительной ликвидации юридического лица.
3. Провести анализ порядка ликвидации юридического лица.
Теоретическую базу исследования составили труды российских ученых и специалистов: А.Н. Гуева, Е.А. Суханова, И.А. Самгиной, В. Нарежного, А.Н. Борисова, Л.Н. Гранкиной, Е.В. Мартысюк.
1. Гражданско-правовые аспекты ликвидации юридического лица
1.1. Понятие ликвидации юридического лица
Официальное понятие ликвидации юридического лица содержится в п. 1 ст. 61 ГК РФ. Согласно названной норме ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, то есть без перехода прав и обязанностей к другим лицам.
Под прекращением юридического лица следует понимать корпоративное действие (важнейшие мероприятия, осуществляемые юридическими лицами в процессе своей деятельности), при котором существующее юридическое лицо прекращает свое существование[1].
Следует понимать, что когда законодатель говорит о прекращении юридического лица без правопреемства, то имеется в виду универсальное правопреемство. То есть, правопреемство при котором права и обязанности переходят к другому лицу[2].
Данный вывод находит свое подтверждение в судебной практике, так Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 1 апреля 2010 г. по делу № А72-7547/2008 указал: «Прекращение МУП ЖКХ «Правый берег» было осуществлено именно в форме ликвидации, что подтверждается свидетельством о регистрации факта ликвидации и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц
То обстоятельство, что в соответствии с распоряжением Комитета по управлению городским имуществом г. Ульяновска от 12.08.2003 № 921 налогоплательщику (МУП ЖКХ «ДЕЗ») передается имущество и архивы ликвидируемого предприятия, не означает факта универсального правопреемства и не предполагает передачи задолженности по налогам…».
Отсутствие при ликвидации возможности универсального правопреемства принципиально отличает ликвидацию от реорганизации, в ходе которой, весь комплекс прав и обязанностей прекращаемого юридического лица переходит к его правопреемнику (правопреемникам).
Неточность законодателя, в выборе формулировки, отмечается некоторыми авторами. Так, Суханов Е.А. указывает на то, что в ходе ликвидации возможно частичное (сингулярное) правопреемство: отдельные права прекращаемого юридического лица переходят к его кредиторам в ходе расчетов с ними, а после их удовлетворения - к участникам (учредителям), собственнику имущества ликвидируемого унитарного предприятия или учреждения либо к иным юридическим лицам, указанным в законе и (или) уставе ликвидируемой организации (п. 7 ст. 63 ГК), а обязанности (долги) могут возлагаться на лиц, несущих дополнительную (субсидиарную) ответственность по долгам ликвидируемого юридического лица (п. 6 ст. 63 ГК)[3].
Позиция о возможности, при ликвидации юридического лица, сингулярного правопреемства, также находит свое подтверждение в правоприменительной практике, в частности, в Постановление Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа от 7 июня 2006 г. № Ф08-1430/06 указал на то, что хотя согласно п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, случаи сингулярного правопреемства ликвидированного юридического лица прямо предусмотрены в Кодексе.
Необходимо отметить, что указанная позиция была воспринята законодателем. Подпунктом «а» пункта второго статьи 5 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» в п. 1 ст. 61 ГК РФ внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2011 года, слова «к другим лицам» заменены словами «к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом».
Таким образом, на основании вышеизложенного, ликвидацию юридического лица, можно определить как комплекс мероприятий, направленных на прекращение существования юридического лица, при этом прекращение происходит без универсального правопреемства.
1.2. Понятие принудительной ликвидации юридического лица
По гражданскому законодательству ликвидация юридического лица может состояться как по решению участников или уполномоченного ими органа, так и независимо от воли участников при наличии предусмотренных действующим законодательством оснований. По данному волевому критерию ликвидацию юридического лица принято разделять на добровольную ликвидацию и принудительную ликвидацию.
Принудительная ликвидация возможна в соответствии с судебным решением (п. 2 ст. 61 ГК). Основаниями для принудительной ликвидации являются:
- деятельность организации осуществляется с нарушением Конституции Российской Федерации либо с неоднократными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
- при создании организации были допущены грубые нарушения и они носят неустранимый характер;
- деятельность организации осуществляется без надлежащего разрешения (лицензии);
- организация систематически осуществляет некоммерческую (общественную, религиозную) деятельность, противоречащую ее уставным целям;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. ст. 65, 81 ГК РФ)[4].
Нарежный В. отмечает, что по всем вышеуказанным основаниям может быть ликвидировано лишь действующее юридическое лицо[5]. Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 10 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее по тексту – ВАС РФ) от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)». В данном информационном письме ВАС РФ указывает на то, что к ликвидации юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, условия ликвидации, предусмотренные п. 2 ст. 61 ГК РФ, не применяются.
Понятие «действующее юридическое лицо» в отечественном гражданском законодательстве четко не сформулировано, в связи с чем, правоприменительная практика при решении указанного вопроса идет от противного, то есть выявляются признаки недействующего лица.
Признаки недействующего юридического лица содержаться в п. 1 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Так, юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо).
Такое юридическое лицо может быть исключено из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ) по решению регистрирующего органа и в порядке, установленном Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Следует понимать, что хотя юридические последствия исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, по решению регистрационного органа (административный порядок), идентичны последствиям принудительной ликвидации юридического лица по основаниям п. 2 ст. 61 ГК РФ, необходимо отличать вышеназванные процедуры. Указанный вывод подтверждается в частности разъяснениями Пленума ВАС РФ, содержащиеся в п. 1 Постановления от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц».
Согласно указанному Постановлению процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно определить принудительную ликвидацию, как ликвидацию действующего юридического лица, на основании исключительно судебного решения, при условиях установленных п. 2 ст. 61 ГК РФ.
1.3. Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в процессе принудительной ликвидации юридических лиц
Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица (если такое право им предоставлено законом).
Так, п. 11 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговым органам предоставляется право предъявлять в суд и арбитражный суд иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
В п. 4 ст. 41 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» предусмотрено право уполномоченного федерального органа обращаться в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о ликвидации политической партии.
В п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено право регистрирующего органа на обращение в суд с требованием о ликвидации юридического лица.
Пунктом 12 ст. 35 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», п. 5 ст. 20 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст. 4 Федерального закона от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» предусмотрено право регистрационного органа, уполномоченного государственного органа, органа местного самоуправления на обращение в суд с требование о ликвидации юридических лиц, соответствующей организационной формы.
Информация о работе Принудительная ликвидация юридических лиц