Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Объект исследования курсовой работы – общественно-правовые отношения связанные с правовым регулированием принудительной ликвидации юридических лиц.
Предмет исследования курсовой работы – правовое регулирование принудительной ликвидации юридических лиц.
Цель исследования на основе анализа действующего законодательства, судебной практики и теоретических материалов выявить проблемы правового регулирования принудительной ликвидации юридических лиц.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Гражданско-правовые аспекты ликвидации юридического лица…………..5
1.1. Понятие ликвидации юридического лица………………………………5
1.2. Понятие принудительной ликвидации юридического лица…………...7
1.3. Полномочия государственных органов и органов местного
самоуправления в процессе принудительной ликвидации
юридических лиц……………………………………………………………...9
2. Основания принудительной ликвидации юридических лиц……………….14
2.1. Принудительная ликвидация юридического лица в случае
допущенных при его создании грубых нарушений закона, носящих
неустранимый характер…………………………………………………….14
2.2. Принудительная ликвидация юридических лиц в случаях
осуществления ими запрещенной законом деятельности или
деятельности без лицензии………………………………………………...16
2.3. Принудительная ликвидация юридических лиц в связи с
неоднократными грубыми нарушениями закона…………………………23
3. Порядок ликвидации юридического лица…………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...34
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» организация признается террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей.
Там же предусмотрено, что решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.
Положения ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму», как установлено в ее ч. 4, распространяются на иностранные и международные организации, а также на их отделения, филиалы и представительства в Российской Федерации.
3) Ликвидация юридического лица в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» оборот наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации осуществляется только в целях и порядке, установленных названным Федеральным законом, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В пункте 1 ст. 51 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусмотрено, что в случаях непринятия юридическими лицами, занятыми деятельностью в сфере торговли (услуг), мер, указанных в обязательном для исполнения предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в связи с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ в помещениях юридических лиц либо иным неоднократным нарушением законодательства Российской Федерации об обороте наркотических средств или психотропных веществ в помещениях указанных юридических лиц эти юридические лица по решению суда могут быть ликвидированы.
Пункт 1 ст. 52 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» предусматривает, что при наличии достаточных оснований полагать, что юридическое лицо осуществило финансовую операцию в целях легализации (отмывания) доходов, полученных в результате незаконного оборота наркотических средств или психотропных веществ, указанное юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано, а его руководители несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4) Ликвидация общественных и религиозных объединений в случаях осуществления экстремистской деятельности. Понятие экстремистской деятельности (экстремизма) определено в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Тот же Федеральный закон содержит нормы, нарушение которых влечет ликвидацию общественного или религиозного объединения.
Как установлено в ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», в случае, если предупреждение не было обжаловано в суд в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок соответствующими общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением не устранены допущенные нарушения, послужившие основанием для вынесения предупреждения, либо если в течение 12 месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в их деятельности, в установленном названным Федеральным законом порядке соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация подлежит ликвидации, а деятельность общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, подлежит запрету.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией, либо их региональным или другим структурным подразделением экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда на основании заявления Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора.
Следующим основанием ликвидации юридического лица, предусмотренным ГК РФ, является осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо осуществление юридическим лицом лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В пункте 3 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, установлен в ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Федеральными законами, регулирующими отдельные виды деятельности, могут быть предусмотрены ограничения на осуществление юридическими лицами наряду с этими видами деятельности иных видов деятельности. Например, в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Как отмечают многие исследователи данного вопроса, в частности, Борисов А.Н.[7], деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) является частным случаем деятельностью, запрещенной законом.
Гражданское законодательство предусматривает различные последствия осуществления деятельности без специального разрешения (лицензии) и лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных требований и условий.
Для случаев нарушения лицензионных требований и условий в ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.
Действие лицензии приостанавливается судом в рамках административного производства, приостановление деятельности является одним из видов административных наказаний, которые могут устанавливаться и применяться за совершение административных правонарушений.
В соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.
Соответственно, осуществление юридическим лицом деятельности, подлежащей лицензированию, в период приостановления действия лицензии или после аннулирования лицензии может являться основанием для его ликвидации.
2.3. Принудительная ликвидация юридических лиц в связи с неоднократными грубыми нарушениями закона
Под неоднократными грубыми нарушениями закона, прежде всего как указывает Нарежный В.[8], понимается нарушение законодательства, регулирующего деятельность юридического лица соответствующей организационно-правовой формы. В нем к юридическим лицам, учрежденным в соответствующей организационно-правовой форме, устанавливаются требования, неисполнение которых может привести к ликвидации. Баранов А.Н. предлагает следующую группировку оснований принудительной ликвидации юридического лица в связи с неоднократными грубыми нарушениями закона[9]:
- несоблюдение требований к числу участников хозяйственных товариществ и обществ, к числу членов производственных кооперативов, численности работников и акционеров народных предприятий;
- несоблюдение требований к оплате уставного капитала хозяйственного общества;
- несоблюдение требований к размерам чистых активов организации;
- невыполнение требований о приведении учредительных документов в соответствие с федеральными законами.
Все вышеуказанные основания содержат нарушения, последствия которых четко прописаны в законе. Все они достаточно существенны для того, чтобы в случае неустранения их в течение разумного срока в отношении организации мог быть подан иск о принудительной ликвидации.
Однако в отношении иных нарушений законодательства признаки неоднократности и грубости, достаточные для применения меры в виде принудительной ликвидации, законодательно не установлены. Отдельные критерии условий, делающих возможным принятие в судебном порядке данного решения, выявляются лишь из судебной практики.
Так, в Постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П Конституционный Суд РФ указал, что отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Вопрос оценки значительности правонарушения для целей применения к организации процедуры принудительной ликвидации неоднократно рассматривался судами. В частности, Постановлением Президиума ВАС РФ от 27 февраля 2002 г. № 9216/01 решение суда о ликвидации организации, представлявшей в налоговые органы отчетность без заключений ревизора комиссии (которые требовались в соответствии с уставом организации), а также опоздавшей на один день с представлением бухгалтерской отчетности за 2000 год, направлено на новое рассмотрение. Отменяя данное решение суда первой инстанции, ВАС РФ указал на необходимость оценки характера допущенных нарушений и вызванных ими последствий. Формальное несоблюдение юридическим лицом сроков представления бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций само по себе не является основанием для его ликвидации. Также ВАС РФ указал, что невыполнение обществом, для которого Законом не предусмотрено обязательное избрание ревизора, положений устава, касающихся деятельности этого органа, не может являться нарушением, за которое оно подлежит рассматриваемой процедуре.
Таким образом, на практике суды для целей определения оснований принудительной ликвидации организации довольно осторожно и взвешенно подходят к вопросу оценки существенности допущенных нарушений, не ограничиваясь формальным установлением факта их совершения.
ВАС РФ рекомендует судам не только исследовать фактические обстоятельства, при которых допущено нарушение, но и оценивать возможные последствия удовлетворения иска. Например, в п. 3 информационного письма ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» приведен пример, когда суд правомерно отказал в ликвидации организации, неоднократно и грубо нарушавшей законодательство о применении контрольно-кассовой техники, по той причине, что данная организация является единственным торговым предприятием в населенном пункте и ее ликвидация может вызвать негативные последствия для проживающих в нем граждан.
4. Порядок ликвидации юридического лица
Как уже неоднократно отмечалось, ликвидация юридического лица представляет собой комплекс мероприятий, порядок осуществления которых регламентирован ГК РФ, в частности ст. 63 названного Кодекса.
Так, согласно указанной нормы ликвидационная комиссия последовательно осуществляет следующее:
Во-первых, публикует в печатных средствах массовой информации, в которых публикуются данные о регистрации юридического лица, информацию о ликвидации юридического лица, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее 2 месяцев с момента публикации о ликвидации (абз. 1 п. 1 ст. 63 ГК РФ).
Во-вторых, выявляет и письменно уведомляет кредиторов ликвидируемого юридического лица о предстоящей ликвидации, получает дебиторскую задолженность (то есть долги других лиц перед ликвидируемым юридическим лицом) (абз. 2 п. 1 ст. 63 ГК РФ).
В-третьих, по окончании срока для предъявления требований кредиторами составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных его кредиторами требований и результатах их рассмотрения (абз. 1 п. 2 ст. 63 ГК РФ).
В-четвертых, в соответствующих случаях (абз. 1 п. 4 ст. 61 и п. 1 ст. 65 ГК РФ) согласно абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ по итогам промежуточного ликвидационного баланса и исходя из соотношения объема требований кредиторов ликвидируемого юридического лица к стоимости его имущества решает вопрос о проведении обычной процедуры ликвидации юридического лица и осуществлении расчетов с его кредиторами в соответствии с правилами ст.ст. 63, 64 ГК РФ или о возбуждении процедуры банкротства юридического лица.
Информация о работе Принудительная ликвидация юридических лиц