Принудительная ликвидация юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования курсовой работы – общественно-правовые отношения связанные с правовым регулированием принудительной ликвидации юридических лиц.
Предмет исследования курсовой работы – правовое регулирование принудительной ликвидации юридических лиц.
Цель исследования на основе анализа действующего законодательства, судебной практики и теоретических материалов выявить проблемы правового регулирования принудительной ликвидации юридических лиц.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Гражданско-правовые аспекты ликвидации юридического лица…………..5
1.1. Понятие ликвидации юридического лица………………………………5
1.2. Понятие принудительной ликвидации юридического лица…………...7
1.3. Полномочия государственных органов и органов местного
самоуправления в процессе принудительной ликвидации
юридических лиц……………………………………………………………...9
2. Основания принудительной ликвидации юридических лиц……………….14
2.1. Принудительная ликвидация юридического лица в случае
допущенных при его создании грубых нарушений закона, носящих
неустранимый характер…………………………………………………….14
2.2. Принудительная ликвидация юридических лиц в случаях
осуществления ими запрещенной законом деятельности или
деятельности без лицензии………………………………………………...16
2.3. Принудительная ликвидация юридических лиц в связи с
неоднократными грубыми нарушениями закона…………………………23
3. Порядок ликвидации юридического лица…………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...34

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РПП.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

В-пятых, по итогам расчетов с кредиторами составляет окончательный ликвидационный баланс (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

В-шестых, в соответствии с п. 7 ст. 63 ГК РФ решает вопрос в отношении имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами.

В-седьмых, уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица.

По завершении процесса ликвидации юридического лица ликвидатор предоставляет для регистрации в связи с его ликвидацией все необходимые документы, в том числе окончательный ликвидационный баланс в регистрирующий орган (ст.ст. 21, 22 Федерального закона «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Ликвидационная комиссия - особый (чрезвычайный) орган ликвидируемого юридического лица, с момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, она же выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (пп. 2, 3 ст. 62 ГК РФ, п. 4 ст. 64 ГК РФ, п. 4 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). За прежними органами юридического лица сохраняются только некоторые полномочия.

ГК РФ устанавливает правила последовательности реализации его имущества (п. 3 ст. 63 ГК РФ) и правила очередности удовлетворения требований кредиторов (ст. 64 ГК РФ). Требования кредиторов удовлетворяются прежде всего за счет денежных (оборотных) средств ликвидируемого юридического лица и только при недостаточности имеющихся денежных средств - из средств от продажи иного его имущества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Очередность удовлетворения требований кредиторов установлена п. 1 ст. 64 ГК РФ.

Так, безусловное преимущество принадлежит социальным выплатам гражданам. Наиболее приоритетны, а потому подлежат удовлетворению в первую очередь требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей (п. 2 ст. 1093 ГК РФ), а также по требованиям о компенсации морального вреда. Специальное правило установлено для ликвидируемых банков, привлекающих средства граждан; в первую очередь здесь удовлетворяются требования: а) граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета (гл. 44, 45 ГК РФ); б) организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; в) Банк России в связи с осуществлением выплат по вкладам граждан в банках в соответствии с законом (Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»).

Во вторую очередь выплачиваются выходные пособия и зарплата лицам, работающим (и работавшим) по трудовому договору, а также вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности. Привилегированность данной категории кредиторов объясняется прежде всего тем, что из-за ликвидации юридического лица они теряют источник средств существования - основной или даже единственный, что непосредственно сказывается на социальной защищенности их и членов их семей.

В третью очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.

В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами. Поскольку закон устанавливает только четыре очереди кредиторов ликвидируемого юридического лица, все те кредиторы, которые не попали в три первые очереди, являются кредиторами четвертой очереди и имеют среди кредиторов этой последней очереди равные условия получения удовлетворения.

Ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам ликвидируемого юридического лица в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, в соответствующих случаях (абз. 1 п. 4 ст. 61 ГК РФ и п. 1 ст. 65 ГК РФ) если стоимость имущества ликвидируемого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, юридическое лицо подлежит ликвидации, а требования кредиторов - удовлетворению только в соответствии со специальными правилами законодательства о банкротстве (абз. 2 п. 4 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. С этого же момента прекращаются правоспособность и само существование юридического лица как субъекта гражданского права (абз. 1 п. 3 ст. 49 ГК РФ, п. 8 ст. 63 ГК РФ). Информация о ликвидации юридического лица публикуется регистрирующим органом (п. 6 ст. 22 Федерального закона «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Как указывают многие исследователи проблематики принудительной ликвидации юридических лиц наиболее неоднозначным аспектом принудительной ликвидации является вопрос о ликвидаторе.

Так, согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ арбитражный суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на учредителей (участников) юридического лица либо на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

В связи с этим, как указано в статье «Некоторые проблемы судебной процедуры прекращения юридических лиц», подготовленной судьями Арбитражного суда Новосибирской области[10], суд должен:

- во-первых, установить лицо, на которое может быть возложена ликвидация юридического лица в силу пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- во-вторых, возложить обязанности по ликвидации на полномочное лицо;

- в-третьих, установить, а может ли это лицо осуществить ликвидацию юридического лица.

На практике учредительные документы юридических лиц не содержат положений о специальном органе, уполномоченном на их ликвидацию. Место нахождения учредителей юридического лица зачастую установить невозможно или имеющиеся учредители попросту игнорируют решение суда о ликвидации. Осуществление процедуры принудительной ликвидации юридического лица, определенной ГК РФ, становится затруднительным.

Правовой выход из сложившейся ситуации предложили Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 24 совместного Постановления от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», где указали, что если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо уполномоченные его учредительными документами органы возложены обязанности по осуществлению ликвидации (п. 3 ст. 61 ГК РФ), однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию юридического лица. Также в Постановлении отмечено, что при решении вопросов, связанных с назначением ликвидатора, определением порядка ликвидации и т.п., суд применяет соответствующие положения Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в соответствии с п. 1 ст. 6 ГК РФ (аналогия закона).

Однако данные разъяснения Пленума ВАС РФ в правовой литературе подвергнуты критике и фактически не используются, так как остается не урегулированным вопрос о выплате вознаграждения арбитражному управляющему, привлеченному в качестве ликвидатора.

Так, очевидной становится необходимость разработки нового правового механизма принудительной ликвидации юридических лиц по искам государственных органов, адекватного действующему законодательству.

Нарежный В.[11] в качестве одного из вариантов решения данной проблемы предлагает наделение полномочиями по исполнению решений судов о принудительной ликвидации юридических лиц судебных приставов-исполнителей. При этом указывая, что указанная деятельность судебных приставов-исполнителей будет полностью согласовываться с функциональным предназначением Федеральной службы судебных приставов как органа исполнительной власти.

Судьями Арбитражного суда Новосибирской области[12] предлагается кардинально иной подход. Так, решение означенной проблемы авторы указанной статьи видят в совершенствовании законодательства в области регистрации юридических лиц, в частности обращается внимание на несоответствие процедуры регистрации юридического лица и процедуры ликвидации юридического лица. В связи с чем, предлагается предусмотреть упрощенный порядок ликвидации юридических лиц, явно прекративших или вообще не начинавших свою финансово - хозяйственную деятельность.

 

 

Заключение

Принудительная ликвидация юридического лица является санкцией, причем довольно суровой, за нарушение этим юридическим лицом существующего правопорядка, соответствующих предписаний законодательства. Однако вопрос о том всегда ли эти нарушения настолько существенны, что должны являться основанием для вынесения судом решения о ликвидации юридического лица, в различных ситуациях решается различно.

Без сомнения положения правовых актов, устанавливающих основания для принудительной ликвидации юридических лиц, помогут найти аргументы, как в пользу истца – государственного органа, так и в пользу ответчика – юридического лица.

Законодательно установлены не только основания для принудительной ликвидации юридических лиц, но и регламентирован порядок, которым государственные органы должны руководствоваться при обращении в суды с соответствующими исками. В то же время перечень правовых норм, к которым необходимо обратиться для выработки правовой позиции, настолько велик, что сориентироваться в нем непросто. За время действия этих норм сформировалась определенная правоприменительная и, прежде всего, судебная практика, которую также необходимо учитывать.

В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:

1. Ликвидация юридического лица – это комплекс мероприятий, направленных на прекращение существования юридического лица, при этом прекращение происходит без универсального правопреемства.

2. Принудительная ликвидация юридического лица – это ликвидация действующего юридического лица, на основании исключительно судебного решения, при условиях установленных п. 2 ст. 61 ГК РФ.

3.  Государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица, как непосредственно, так и через подведомственные им органы, только если такое право им предоставлено законом. При этом, как правило, наделение конкретного органа исполнительной власти правом предъявлять в суд требование о ликвидации юридического лица тесно связано (вытекает) из его функционального предназначения.

4. Основания принудительной ликвидации юридического лица, установлены п. 2 ст. 61 ГК РФ, а также федеральными законами регулирующими деятельность юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.

5. Механизм правового регулирования процедуры принудительной ликвидации является несовершенным, не отвечает запросам современности, в связи, с чем требует изменения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативные и иные правовые акты

1.            Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993// Рос. газ. – 1993. – 25 дек.

2.            Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая. – М.: Издательство «Омега-Л». – 2010. – 479 с.

3.            Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть вторая. – М.: Издательство «Омега-Л». – 2010. – 479 с.

4.            Закона РФ от 02.12. 1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

5.            Закон РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

6.            Закон РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

7.            Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

8.            Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

9.            Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

10.       Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

11.       Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

12.       Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

13.       Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

14.       Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

15.       Федеральный закон от 19.07.1998 № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» [Электронный ресурс]// КонсультантПлюс: [справочно-поисковая система].

Информация о работе Принудительная ликвидация юридических лиц