Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
Объект исследования курсовой работы – общественно-правовые отношения связанные с правовым регулированием принудительной ликвидации юридических лиц.
Предмет исследования курсовой работы – правовое регулирование принудительной ликвидации юридических лиц.
Цель исследования на основе анализа действующего законодательства, судебной практики и теоретических материалов выявить проблемы правового регулирования принудительной ликвидации юридических лиц.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Гражданско-правовые аспекты ликвидации юридического лица…………..5
1.1. Понятие ликвидации юридического лица………………………………5
1.2. Понятие принудительной ликвидации юридического лица…………...7
1.3. Полномочия государственных органов и органов местного
самоуправления в процессе принудительной ликвидации
юридических лиц……………………………………………………………...9
2. Основания принудительной ликвидации юридических лиц……………….14
2.1. Принудительная ликвидация юридического лица в случае
допущенных при его создании грубых нарушений закона, носящих
неустранимый характер…………………………………………………….14
2.2. Принудительная ликвидация юридических лиц в случаях
осуществления ими запрещенной законом деятельности или
деятельности без лицензии………………………………………………...16
2.3. Принудительная ликвидация юридических лиц в связи с
неоднократными грубыми нарушениями закона…………………………23
3. Порядок ликвидации юридического лица…………………………………...25
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованных источников…………………………………………...34
Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг наделен правом на обращение в арбитражный суд с иском о ликвидации юридических лиц п. 20 ст. 42 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», п. 1 ст. 43 Федерального закона от 11.11.2003 № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах», п. 10 ст. 32.8 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», ст. 14 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», п. 15 ст. 55 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах».
На Банк России возложена обязанность, инициировать в арбитражном суде, ликвидацию кредитной организации на основании ст. 23.1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».
Генеральный прокурор и органы прокуратуры России наделены полномочиями на обращение в суд с заявлениями о ликвидации юридических лиц п. 1.1 ст. 18 Федерального закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. 9 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Полномочия антимонопольного органа на обращение в арбитражный суд с исками о ликвидации юридических лиц установлены подпунктом «д» п. 6 ст. 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Также в качестве примера норм, уполномочивающих государственные органы и органы местного самоуправления на обращение в суды с исками о ликвидации, можно назвать положения: п. 8 ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»; п. 2 ст. 51 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», п.п. 17 п. 3 ст. 34 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
Как видно субъекты наделенные правом (в некоторых случаях обязаны) на обращение в суды и арбитражные суды с исками о ликвидации юридических лиц не всегда конкретно определены законом. Как правило, законодатель использует формулировку «уполномоченный государственный орган», «регистрирующий орган», «контролирующий орган» и т.п. Очевидно, что наделение конкретного орган исполнительной власти теми или иными полномочиями и функциональными обязанностями происходит посредством подзаконного нормативного акта. Представляется, что данный способ наделения конкретного органа государственной власти полномочиями является наиболее удобным, так как функция контроля в смежных областях жизнедеятельности может быть предана от одного государственного органа исполнительной власти к другому без внесения изменений в федеральные законы.
В связи с вышеизложенным следует отметить позицию ВАС РФ, выраженную в письме от 19 июля 2004 г. № С1-7/уп-905 «Об упраздненных федеральных органах исполнительной власти, выступавших в арбитражном процессе от имени Российской Федерации». Так, ВАС РФ предписал арбитражным судам иметь в виду, что производство по делам, по которым от имени Российской Федерации выступали упраздненные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, не может быть прекращено по мотиву упразднения соответствующего федерального органа; в названных случаях к участию в арбитражном деле вместо упраздненных должны допускаться федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которым переданы соответствующие функции упраздняемых федеральных органов; об этом указывается в судебном акте.
Между тем, возможно выделить следующую особенность, связанную с правом государственного органа на инициирование судебной процедуры ликвидации юридических лиц, наделение государственного органа полномочиями по предъявлению от имени государства требований о ликвидации юридических лиц в суде связано, прежде всего, с функциональными особенностями деятельности данного органа исполнительной власти.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 г. № 14-П , устанавливая в соответствии со ст. ст. 71 (п. п. «г», «о»), 76 (ч. 1) и 114 (п. п. «е», «ж» ч. 1) Конституции РФ порядок организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти, в том числе полномочия по обеспечению законности, прав и свобод участников предпринимательской деятельности, законодатель вправе возложить полномочие предъявлять иски о ликвидации акционерных обществ на какой-либо из федеральных органов исполнительной власти (структура которых утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ - ч. 1 ст. 112 Конституции РФ), по своему функциональному предназначению (и с учетом его места и роли в структуре федеральных органов исполнительной власти, организационных, кадровых, информационных и иных ресурсов) наиболее приспособленный к его осуществлению.
Также необходимо иметь в виду, что государственные органы осуществляют свои полномочия как непосредственно, так и посредством подведомственных им территориальных органов. Данный подход также нашел свое отражение в правоприменительной практике. Так, в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. № 11 предписано иметь в виду, что указанные органы реализуют свои функции как непосредственно, так и через подведомственные им органы и организации; поэтому представительство органов государственной власти и органов местного самоуправления в арбитражных судах могут осуществлять по их специальному поручению подведомственные им органы и организации, а также вышестоящие по отношению к ним органы и организации через лиц, состоящих в штате этих органов и организаций, либо адвокаты; полномочия таких лиц должны быть подтверждены доверенностью, выданной соответствующим органом или организацией.
Таким образом, государственные органы или органы местного самоуправления вправе предъявлять требование о ликвидации юридического лица, как непосредственно, так и через подведомственные им органы, только если такое право им предоставлено законом. Следует отметить, что как правило, наделение конкретного органа исполнительной власти правом предъявлять в суд требование о ликвидации юридического лица тесно связано (вытекает) из его функционального предназначения.
2. Основания принудительной ликвидации юридических лиц
Как уже отмечалось выше основания ликвидации юридических лиц содержаться в п. 2 ст. 61 ГК РФ. Так, юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке в случае: допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом; осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.
2.1. Принудительная ликвидация юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, носящих неустранимый характер
Как сказано выше данное основание ликвидации юридического лица предусмотрено непосредственно в п. 2 ст. 61 ГК РФ.
Также данное основание принудительной ликвидации юридического лица предусмотрено в п. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Здесь следует отметить, что условием для принудительной ликвидации юридического лица может служить только не устранимое нарушение. Как показывает анализ судебной практикой, судами выработан подход к определению характера нарушения по критерию устранимости. Данный подход заключается в следующем, если после того как уполномоченный государственный орган предъявил претензии по поводу нарушения, а юридическое лицо приняло в разумный срок меры к устранению данного нарушения, нарушение не может быть признано неустранимым. Более того, организация имеет возможность устранить нарушения законодательства даже в ходе судебного разбирательства по иску государственного органа о ликвидации данного юридического лица. Типичным примером данного подхода может служить п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.12.2009 № 90 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона», в данном судебном акте ВАС РФ указал: «В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 174-ФЗ акционерные общества, не представившие в срок, указанный в абзаце втором части 1 статьи 1 Закона, документы для государственной регистрации выпусков акций, подлежат ликвидации по искам органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц.
При применении данной нормы судам необходимо учитывать, что невыполнение акционерным обществом обязанности по представлению документов для государственной регистрации выпуска акций в срок, установленный абзацем вторым части 1 статьи 1 Закона, не относится к нарушениям, имеющим неустранимый характер (абзац третий пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации). Поэтому суд на стадии подготовки дела к судебному разбирательству может предложить обществу принять меры по устранению этого нарушения путем представления в регистрирующий орган необходимых для государственной регистрации выпуска акций документов (часть 1 статьи 134 и часть 1 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Суд может также отложить судебное разбирательство (статья 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), предложив обществу представить в регистрирующий орган необходимые документы не позднее установленного в определении суда срока. В случае невыполнения указаний суда, данных в порядке подготовки дела к судебному разбирательству либо в определении об отложении судебного разбирательства, суд решает вопрос о ликвидации соответствующего акционерного общества, имея в виду, что такое его поведение свидетельствует о грубом нарушении части 1 статьи 1 Закона, допущенном обществом при осуществлении своей деятельности (абзац третий пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации)».
2.2. Принудительная ликвидация юридических лиц в случаях осуществления ими запрещенной законом деятельности или деятельности без лицензии
Выше говорилось о том, что среди оснований для принудительной ликвидации юридического лица ГК РФ предусмотрены такие, как осуществление этим юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом.
Необходимо отметить, что осуществление юридическим лицом деятельности за пределами своей правоспособности не означает, что юридическое лицо осуществляет деятельность, запрещенную законом. Соответственно, осуществление юридическим лицом такой деятельности не является безусловным основанием для ликвидации этого юридического лица. Если такая деятельность прямо законом не запрещена, наступают иные правовые последствия.
В частности, согласно разъяснению, данному в п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (далее по тексту – ВС РФ) и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»:
унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными на основании ст. 168 ГК РФ «Недействительность сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам»;
сделки, совершенные иными коммерческими организациями в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных ст. 173 ГК РФ «Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности».
Как отмечает, Борисов А.Н.[6], законодательно запрещены различные виды деятельности. Однако непосредственно в законодательных актах порядок ликвидации юридического лица закреплен для следующих случаев осуществления запрещенной деятельности:
1) Ликвидация юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Конституции РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, определяет Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О защите конкуренции» установлено, что коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, в случаях, указанных в ст. 27 названного Федерального закона, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
В соответствии с ч. 3 ст. 34 Федерального закона «О защите конкуренции» коммерческая организация, на которую возложена обязанность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении действий, указанных в п. п. 1 - 4 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона, и которая нарушила порядок уведомления антимонопольного органа об осуществлении таких действий, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если такие действия привели или могут привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.
2) Ликвидация организаций за причастность к терроризму. В части 1 ст. 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Информация о работе Принудительная ликвидация юридических лиц