Признак организационного единства юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В последние годы число работ, связанных с анализом проблем правового регулирования юридических лиц значительно увеличилось. Этому послужило принятие 18 июля 2008 года Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и вынесении на обсуждение Проекта федерального закона « О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в определенные законодательные акты Российской Федерации» содержащие положения регулирования раздела IV «Юридические лица» .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Общая характеристика юридического лица и его организационного единства……………………………………………………5

1.1 Понятие и признаки юридического лица…………………………………..5
1.2 Место признака «организационное единство» в системе существенных признаков юридического лица…………………………………………………7
1.3 Элементная база признака «организационное единство» юридического лица……………………………………………………………………………….10
Глава II Организационное единство отдельных видов юридических лиц………………………………………………………………………………..13
1.1 Организационное единство коммерческих организаций (на примере хозяйственных обществ)………………………………………………………..13
1.2 Признак «организационное единство» некоммерческих организаций….23
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

нов ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

       Согласно взгляду С.Н. Братуся в содержание признака «организационное единство» входят два элемента:

  1) внутренняя структура юридического лица, со специальными целями и

задачами, компетенцией его органов порядком их деятельности, порядком прекращения юридического лица;

   2) выражение  организационного единства в  уставе (положений) либо в законе, определяющем порядок деятельности  юридических лиц, данного типа  или рода2.

      Наличие в организации внутренних подразделений, находящихся в определенных взаимоотношениях друг с другом, а также с руководящими органами, являются необходимыми элементами организационного единства, по мнению, В.А. Мусина. Благодаря этому, юридическое лицо выступает как единое целое1.

     В.А.Суханов и И.В.Елисеев также видят проявление организационного единства в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между его участниками, а также в наличии учредительных документов юридического лица2.

По мнению Д.А. Колбасина, в состав организационного единства следует включать наличие внутренней структуры организации, системы органов управления, обладающих соответствующей компетенцией, трудового коллектива и внутреннего трудового распорядка, соподчиненных подразделений и структурных единиц.3

Л.А. Збарацкая в содержание признака организационного единства включает такие обязательные элементы как:

- воля и волеизъявление юридического лица

- формальное выражение внутреннего единства в учредительных документах юридического лица;

- органы, формирующие внутреннюю структуру организации;

- формы индивидуализации юридического лица, являющиеся его внешним проявлением4.

Интересна позиция на составные элементы организационного единства В.Н. Цирульникова:

     а) предоставленные законодателем, в пределах организационно-правовой  формы существования юридического  лица, возможности построения внутренних  правовых связей между элементами, составляющими организационную  структуру;

     б)   реализованное волей участников действительное (реальное) единство всех элементов (составляющих) внутренней конструкции «организационного единства». Определении их места и роли в целях обеспечения единства и возможности реализации качеств субъекта гражданских отношений;

    в)   выражение действительного (реального) внутреннего единства вовне через  соответствующие учредительные  документы организации;

    г) признание действительного (реального) внутреннего единства государством  путем регистрации юридического  лица1.

Анализируя приведенные точки зрения можно утверждать, что включение в состав организационного единства учредительных документов; внутренней структуры и органов управления организации, поддерживается всеми авторами. Данные элементы отражают правовые связи внутри организации, а потому могут быть определены как «внутренние» составляющими организационного единства юридического лица. К внешним следует относить форму индивидуализации юридического лица, поскольку именно она делает доступной для восприятия третьими лицами систему внутреннего устройства организации.

Названный набор элементов организационного единства применим к любой организации, независимо от количества ее учредителей. Как заметил И.А. Маньковский, уже по наличию учредительного документа, в том числе обязательного для «компаний одного лица», оформленного в порядке, установленном законом, формально можно судить о том, является ли новое образование организацией, готовой для ее признания самостоятельным субъектом права или же нет, что и происходит на практике при осуществлении государственной регистрации1.

ГЛАВА II Организационное единство отдельных видов юридических лиц

 

 

1.1 Организационное единство коммерческих  организаций (на примере хозяйственных  обществ)

 

В условиях современной рыночной экономики наибольшее распространение получили коммерческие организации, целью деятельности которых является получение прибыли. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями могут создаваться в форме хозяйственных товарищества, хозяйственных обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 

Особенности организационного единства обществ с ограниченной ответственностью.

 

Структура построения элементов организационного единства обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью носит определенный характер. Возможные конструкции и юридические возможности ограничены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об Обществах с ограниченной ответственностью2.

Данная разновидность объединения капиталов представляет собой хозяйственное общество, характеризующееся, во-первых, разделенным на доли участников уставным капиталом и, во-вторых, отсутствием личной ответственности участников по долгам созданного ими общества (п.1 ст. 87 ГК; п.1 ст. 2 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Признаки общества с ограниченной ответственностью: наличие у участников общества обязательственных прав в отношении имущества, переданного обществу; извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности; разделение уставного капитала на доли учредителей (участников); обладание субъективном правом собственности в отношении имущества, созданного за счет вкладов учредителей, а также произведенного и приобретенного им в процессе его деятельности; объединение лиц на договорной основе; учредители общества не отвечают по его обязательствам а несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Важной составляющей организационного единства хозяйственных обществ является наличие учредительных документов. Согласно ст.52 ГК РФ Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками). Так гласит абз. 2 п.1 ст.52 ГК РФ.

С 01 июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 312- ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты»1, призванный привести «привести в жизнь и порядок действия обществ с ограниченной ответственностью простоту, ясность и прозрачность»2, который определил, что учредители заключают договор об учреждении общества, не являющийся учредительным документом, в отличие от существовавшего ранее учредительного договора имеющего статус учредительного документа. Такое решение было продиктовано соображениями практического свойства (необходимостью избежания противоречий между учредительными документами, появлению которых способствовало, в том числе действие различных правил внесения изменений – для учредительного договора более жестких). Примечательно в этой связи выводы, содержащиеся в Концепции развития законодательства о юридических лицах1 (разработанной под эгидой Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства): наличие учредительного договора как учредительного документа не вызывается практической необходимостью, ибо учредители юридического лица в любом случае выражают свою согласованную волю на создание и утверждение устава»2. Сейчас функцию «локальной фиксации участников выполняет не учредительный договор, а список участников общества с ограниченной ответственностью (ст. 31.1 Закона об ООО), ведение и хранение которого должно быть обеспечено с момента государственной организации. Положения о данном списке во многом сходны с правилами о реестре акционеров. Но между названными документами имеется принципиальное различие: списку участников общества с ограниченной ответственностью придается исключительно доказательственное, но не правоустанавливающее значение (ср. со ст. 29 Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ « О рынке ценных бумаг»3

Как отмечает Ю.С. Поваров, при возникновении споров по поводу несоответствия сведений, указанных в списке, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридического лиц (ЕГРЮЛ), в свою очередь, последние не имеют приоритета по отношению к данным, вытекающим из договора или иного подтверждающего возникновение у учредителя или участника права на долю документа. Закон об ООО в редакции от 30 декабря 2008 года №312-ФЗ содержал указание на подтверждение договором или иным документом возникновение права лишь у учредителя (хотя понятно,  речь следовало вести о любых участниках общества); это упущение законодателя было устранено Федеральным законом от 19 июля 2009 года №205-ФЗ.

Таким образом, сведения об участниках, а равно принадлежащих им долях подлежат учету в списке участников общества, ответственность за ведение которого лежит на единоличном исполнительном органе или ином органе, предусмотренным уставом и в ЕГРЮЛ (п.8 ст.11 Закона об ООО).

 

Органы управления обществами с ограниченной ответственностью – коллегиальный (общее собрание участников) и единоличный (генеральный директор).

Высшим органом управления в обществе с ограниченной ответственностью является общее собрание участников. В состав общего собрания участников включаются участники обществ с ограниченной или дополнительной ответственностью внесшие в уставной капитал организации соответствующий имущественный вклад, размер которого определяет объем имущественных и неимущественных прав требования к юридическому лицу и налагает соответствующие пропорциональные обязанности. Общее собрание, согласно действующему законодательству может обладать как общей, так и исключительной компетенцией. Перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенцией, определяется п.3 ст.91 ГК РФ и ст.33 Закона об ООО, а также волей учредителей, выраженной в Уставе Общества.

В действующем законодательстве, регулирующем деятельность обществ с ограниченной ответственностью нет прямого указания на распределение компетенции между отдельными элементами структуры его организационного единства, кроме определения исключительной компетенции. В этой связи, как отмечает В.Н. Цирульников, общее собрание участников вправе принимать к своему рассмотрению и выносить решения по всем вопросам деятельности организации, вмешиваясь в деятельности совета директоров и исполнительных органов юридического лица. Такое возможно только тогда, когда это прямо предусмотрено Уставом. Отсюда, можно говорить об общей компетенции собрания участников.1

Законодатель говорит об «общем собрании» как обязательном элементе построения структуры организационного единства за исключением случаев, когда организация существует в виде «одночленной корпорации». В этом случае единственный участник Общества выступает высшим органом управления юридическим лицом, обладая компетенцией, предусмотренной ГК РФ и Законом об ООО, предусмотренной для общего собрания при множественности участников.

В последнее время все большее количество авторов, считает, что организационное единство не свойственно компаниям «одного лица» а, следовательно, данный признак не может признаваться всеобщим. На практике нередко встречаются как раз общества с ограниченной ответственностью, где функции единоличного исполнительного органа осуществляет участник, владеющий долей в размере 100% уставного капитала Общества.

Некоторые авторы считают, что в компаниях одного лица, хотя структурированность сохраняется и налицо внешние признаки организационного единства, фактически организация отсутствует, поскольку «организовывать» некого.

Эта точка зрения кажется несостоятельной, поскольку рассмотрение органов юридического лица через призму «человечности», в отношении юридического лица как отдельного субъекта гражданско-правовых отношений является слишком зауженной. Органы управления юридического лица вне зависимости от количества человек преследуют одни и те же цели. А юридическое лицо создается с определенными целями. Целью хозяйственных обществ и товариществ, является, во-первых, получение прибыли. Во-вторых, каждая отдельная компания создается еще для выполнения, каких то работ, оказания услуг и т.д., а, следовательно, для определенных целей.

Организационное единство характеризует всякую организацию как единое целое, способное решать определенные социальные задачи. Оно предполагает определенную внутреннюю структуру организации, выражающуюся в наличии у нее органов управления, а при необходимости – и соответствующих подразделений для выполнения установленных для нее задач1.

Закон об ООО ограничивает число участников общества, которых должно быть не более пятидесяти. Если указанный предел будет превышен, общество обязано в течении года преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив (пункт 3 статьи 7 Закона об ООО). При невыполнении этого требования и несокращении числа участников в указанный срок общество подлежит ликвидации в судебном порядке на основании пункта 2 статьи 61 и статьи 88 Гражданского кодекса Российской Федерации2.

На практике нередко встречается конструкция, так называемая «многоуровневая» система управления организацией, когда функции единоличного исполнительного органа (генерального директора) на основании решения участников общества передаются управляющей организации (второе обособленное юридическое лицо, которое на основании дополнительных документов ( решения участников о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации и заключенного между управляющей организацией и участниками общества договора передачи полномочий). Этот многоуровневый вид управления обществом все больше и больше получает свое распространение, но не находит должного закрепления в российском законодательстве.

Индивидуализирующие признаки обществ с ограниченной ответственностью.

Нельзя не отметить такой признак организационного единства обществ с ограниченной ответственностью, как возможность действовать и выступать в гражданско-правовом обороте как единое целое. В соответствии со своей волей и нормами действующего законодательства учредители определяют структуру организационного единства. Выступая в качестве самостоятельных субъектов, имеющих определенный объем имущественных прав и требований, они, в тоже время, включаются в структуру организационного единства через общее собрание участников1.

Информация о работе Признак организационного единства юридического лица