Признак организационного единства юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

В последние годы число работ, связанных с анализом проблем правового регулирования юридических лиц значительно увеличилось. Этому послужило принятие 18 июля 2008 года Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и вынесении на обсуждение Проекта федерального закона « О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в определенные законодательные акты Российской Федерации» содержащие положения регулирования раздела IV «Юридические лица» .

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Общая характеристика юридического лица и его организационного единства……………………………………………………5

1.1 Понятие и признаки юридического лица…………………………………..5
1.2 Место признака «организационное единство» в системе существенных признаков юридического лица…………………………………………………7
1.3 Элементная база признака «организационное единство» юридического лица……………………………………………………………………………….10
Глава II Организационное единство отдельных видов юридических лиц………………………………………………………………………………..13
1.1 Организационное единство коммерческих организаций (на примере хозяйственных обществ)………………………………………………………..13
1.2 Признак «организационное единство» некоммерческих организаций….23
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

нов ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

4) лицо, в  отношении которого вступившим  в законную силу решением суда  установлено, что в его действиях  содержатся признаки экстремистской  деятельности;

5) лицо, которое  не соответствует предъявляемым  к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям  федеральных законов, определяющих  правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации  некоммерческих организаций отдельных  видов.

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Так, согласно ст. 9 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону. А п. 1 ст. 6 Закона РФ от 7 июля 1993 N 5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" установлено, что торгово-промышленная палата образуется по инициативе не менее пятнадцати учредителей.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

Государственные органы власти так же обладают правом учреждать некоммерческие организации, однако есть ограничение этого права. Государственные органы власти могут создать некоммерческие организации только в форме публичного учреждения.

 

Для определения организационного единства юридического лица необходимо наличие органов управления, наличие наименования, указывающего на организационно-правовую форму организации и учредительные документы. Причем наличия одного устава для участия в гражданском обороте недостаточно.

Рассмотрим ниже на примерах конкретных некоммерческих организаций их организационное единство.

Организационное единство фондов. Учредителями фонда могут являться граждане или юридические лица  (п. 1 ст. 7 ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Важно отметить, что, несмотря на свое название, Пенсионный фонд Российской Федерации является согласно ст. 5 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ государственным учреждением. Каких-либо особых требований к учредителями негосударственного пенсионного фонда законодатель не предъявляет. В соответствии с п.1 ст. 69 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 006 октября 2003 года № 131-ФЗ представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

Учредительным документом, в соответствии с п.1 ст. 14 ФЗ «О некоммерческих организациях», является устав, в котором отражается цель создания фонда. В фонде существует попечительский совет, который является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах.

Отличительными чертами фонда от других некоммерческих организаций выступает добровольный характер взносов его участников и цели его создания и деятельности1. Имущество, переданное фонду его учредителями является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам своих учредителей (абз.2 п.1 ст. 118 ГК РФ). Также особенностью фонда является отсутствие членства и обязанность ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

Обязательные требования к содержанию устава таковы: помимо сведений, содержащихся в ст. 52 ГК РФ, фонд должен содержать наименование фонда, включающее слово «фонд», сведения о цели фода; сведения об органах фонда, в том числе о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождении, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.

Учитывая публичную значимость фонда, в случае необходимости внесения изменения в устав фонда, если в нем отсутствует возможность внесения изменений органами фонда, изменения можно внести в судебном порядке на основании заявления органов фонда или органа, осуществляющего надзор за его деятельностью. Решение о ликвидации фонда может принять только суд (п.2 ст.119 ГК РФ). Это случаи, когда имущество фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом и в других случаях, предусмотренных законом. В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Организационное единство Ассоциаций (союзов). Статья 121 ГК РФ предусматривает возможность создания объединений в форме ассоциации или союза либо только коммерческими, либо только некоммерческими юридическими лицами. Одновременное участие в объединении коммерческих и некоммерческих организаций не допускается. При этом от характера участников объединения зависит объем его специальной правоспособности.

Для союза характерна общность целей объединения, а для ассоциации – однотипный состав участников. Общность целей может определяться интересами, например, развитием сферы деятельности, интересами конкретного региона, а однотипность заключается в принадлежности к одной организационно-правовой форме, одной отрасли экономики. По общему правилу в ассоциации и союзы объединяются коммерческие организации в целях защиты своих интересов, координации и развития своей деятельности. Но в тоже время, ГК РФ не исключает образования союзов и ассоциаций некоммерческими организациями. При этом коммерческие и некоммерческие  организации не могут вместе входить в одну ассоциацию (союз). Термин «координация деятельности» содержит в себе оттенок некого управленческого воздействия в отношении ее членов, законодатель четко определяет, что члены ассоциации и союзы сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. При этом целевая направленность создания ассоциации и союза исключает возможность самостоятельного осуществления ими предпринимательской деятельности1.

Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, какая ассоциация (союз) преобразуется а хозяйственное общество или товарищество, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе (абз. 2 п.1 ст. 121 ГК РФ)

Учредительные документы – учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.

Данное положение толкуется буквально: для всякого объединения обязательно наличие и устава, и учредительного договора. Однако согласно п.1 ст.121 ГК РФ основанием объединения коммерческих юридических лиц в ассоциацию (союз) является учредительный договор. Поэтому следует признать, что объединения коммерческих юридических лиц действуют на основании двух учредительных документов. Напротив, наличие договора между добровольной объединяющимися некоммерческими организациями прямо не предусматривается (п.2 ст.121 ГК РФ), а п.2 ст.52 ГК РФ допускает возможность деятельности юридического лица только на основании устава. Следовательно, вопрос о необходимости заключения договора должен решаться учредителями самостоятельно. Совершение учредительного договора должен решаться учредителями самостоятельно. Совершение учредительного договора и его подписание в ряде случаев затруднительно ввиду массовости объединения, нахождения некоммерческих организаций-учредителей в различных регионах, в том числе достаточно отдаленных от места нахождения ассоциации (союза). Учитывая подобные обстоятельства, специальные законы, регулирующие вопросы создания и деятельности объединений некоммерческих организаций отдельных видов, рассматривает устав в качестве единственного учредительного документа (ст.8 Закона о профессиональных союзах; ст.20 Закона о свободе вероисповеданий). Что касается ассоциаций общественных объединений, то Закон об общественных объединениях прямо устанавливает возможность их создания на основе учредительных договоров и уставов (ст. 13)1

Организационное единство учреждений. Согласно п.2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо собственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). Государственные либо муниципальные учреждения бывают двух видов: автономное и бюджетное. Согласно п.1 ст. 2 ФЗ «Об автономных учреждениях от 03 ноября 2006 г. № 174-ФЗ, автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных государственной власти, полномочий органов местного самоуправления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Особенности правового статуса бюджетных учреждений определяется Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируется собственником их имущества, отвечают по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. В связи с чем, при совершении сделок, связанных с приобретением или отчуждением учреждением любого имущества обязательно наличие согласия собственника имущества.

Учреждение, существенным образом отличается от иных видов некоммерческих юридических лиц. Главным отличием является отсутствие у учреждения права собственности на принадлежащее ему имущество1. Имущество находится и учреждения на ограниченном вещном праве – праве оперативного управления. При этом собственником имущества могут быть как публично-правовые образования, так и частные лица.

Разрешая вопрос о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по долгам последнего, судам надлежит учитывать, что принятие учреждением денежных обязательств с превышением сметы расходов не является основанием для отказа в привлечении учреждения к субсидиарной ответственности по таким обязательствам. Так же исходя из пункта 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требования к субсидиарному должнику кредитор должен предъявить требования к основному должнику. При этом кредитор вправе предъявить требование к субсидиарному должнику лишь в случае, если основной должник отказался удовлетворить требования кредиторов или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование1.

Точка зрения о неполноценности учреждения как участника гражданского оборота в последнее время придерживается большинство авторов2. Доля частных учреждений, их востребованность в гражданском обороте крайне незначительна, когда введение в гражданский оборот государственного имущества при реализации государственными муниципальными учреждениями особых функций закрепляют за ними специфические вещные права на имущество.

Организационное единство общественных и религиозных организаций (объединений). Основы деятельности религиозных организаций закреплены в Конституции РФ, в статье 14, согласно которой Российская Федерация – светское государство.

Общественными и религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей (п. 1 ст. 117 ГК РФ). Статья 117 ГК РФ допускает возможность издания законов, устанавливающих особенности юридического статуса организаций отдельных видов, но вместе с тем устанавливает единый правовой режим для общественных и религиозных организаций. При этом религиозные объединения являются одним из видов общественных объединений, обладающим определенными специфическими особенностями.

Правовое положение общественных и религиозных организаций также регулируется Законом «О некоммерческих организациях», ФЗ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996г. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях» и других.

По общему правилу общественные объединения создаются по инициативе не менее трех физических лиц. Также в состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица – общественные объединения. Имущество общественного объединения формируется на основе вступительных и членских взносов, если их уплата предусмотрена уставом; поступлений, проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий; добровольных пожертвований и взносов; гражданско-правовых сделок; внешнеэкономической деятельности общественного объединения; доходов от предпринимательской деятельности и других, не запрещенных законом поступлений. Управление в общественных объединениях осуществляется органами, предусмотренными уставом, формируемым на основании закона.

 

Из проведенного исследования коммерческих и некоммерческих организаций можно сделать следующие выводы:

- структура  органов управления организаций (как коммерческой, так и некоммерческой), за исключением особенностей, как  правило, присущим некоммерческим, в связи с их спецификой, однородна. Это наличие общего собрания, наличие единоличного исполнительного органа (Генерального директора, Председателя, Президента, Директора и т.д.), наличие или отсутствие наблюдательного органа (Совета директоров) в зависимости от выбора участниками своей неповторимой организационной структуры единства любой организации;

- целесообразно сохранить деление  юридических лиц на коммерческие  и некоммерческие организации (статья 50 ГК РФ), так как при его  отмене различные фонды, учреждения, общественные организации и т.д. получат не обоснованную их  правоспособности неограниченную  возможность участия в предпринимательской  деятельности и законодательно  закрепить деление юридических  лиц с точки зрения организационной  структуры на корпорации и  некорпоративные юридические лица (юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства).                                

                                

 

 

 

Информация о работе Признак организационного единства юридического лица