Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2014 в 18:01, курсовая работа
В последние годы число работ, связанных с анализом проблем правового регулирования юридических лиц значительно увеличилось. Этому послужило принятие 18 июля 2008 года Указа Президента Российской Федерации «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» и вынесении на обсуждение Проекта федерального закона « О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в определенные законодательные акты Российской Федерации» содержащие положения регулирования раздела IV «Юридические лица» .
Введение………………………………………………………………………….3
Глава I Общая характеристика юридического лица и его организационного единства……………………………………………………5
1.1 Понятие и признаки юридического лица…………………………………..5
1.2 Место признака «организационное единство» в системе существенных признаков юридического лица…………………………………………………7
1.3 Элементная база признака «организационное единство» юридического лица……………………………………………………………………………….10
Глава II Организационное единство отдельных видов юридических лиц………………………………………………………………………………..13
1.1 Организационное единство коммерческих организаций (на примере хозяйственных обществ)………………………………………………………..13
1.2 Признак «организационное единство» некоммерческих организаций….23
Заключение…………………………………………………………………….38
Список использованной литературы………………………………………
Важно также наличие так называемой организационной связи между учредителями и самим юридическим лицом. Эта связь возникает посредством подписания учредительного договора, договора об учреждении2, протокола или решения при создании Общества, на основании договора купли-продажи долей в уставном капитале ООО, протокола о распределении долей и т.д., порождающими определенные юридические последствия.
Успешное развитие такой организационно-правовой формы предпринимательства как общество с ограниченной ответственностью неразрывно связано с необходимостью совершенствования законодательства и правоприменительной практики, что невозможно без глубокого теоретического и исторического осмысления проблем, возникающих как в процессе создания, так и в результате дальнейшего функционирования3.
Общество с ограниченной ответственностью должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, которое, несомненно, является важным индивидуализирующим признаком его организационного единства. Местом нахождения юридического лица является место его государственной регистрации. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (ст. 54 ГК РФ).
Неуказание в заявлении о государственной регистрации юридического лица, подаваемого в налоговую инспекцию, полного фирменного наименования – основание для отказа в регистрации ООО.
Так, учредителю ООО было отказано в регистрации создаваемого общества по причине того, что в заявлении он не указал полное фирменное наименование ООО.
Суд округа признал такой отказ неправомерным и пояснил следующее.
В силу ГК РФ и Закона об ООО общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование. При этом полное фирменное наименование общества должно содержать полное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью». Сокращенное фирменное наименование должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру «ООО».
В рассматриваемом случае в уставе ООО его фирменное наименование было определено также, как оно было указано в заявлении на регистрацию (с указанием только аббревиатуры – ООО, а не полных слов). Полное и сокращенное наименование юридического лица в заявлении были указаны. Закон предусматривает, что полное и сокращенное наименование общества являются фирменным наименованием юридического лица. При таких обстоятельствах у регистрирующего органа не было оснований для отказа в регистрации ООО1.
Вправе ли ООО иметь наряду с наименованием, зарегистрированным в ЕГРЮЛ, фирменное наименование, отличающееся по содержанию от первого. Этот спор возник в связи с отказом налогового органа внести сведения о фирменном наименовании общества, отличающегося от того наименования, под которым общество зарегистрировано в Реестре.
Как указал суд федерального округа, под фирменным наименованием понимается наименование, закрепляемое за юридическим лицом коммерческой организацией, под которым оно выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует это лицо среди других участников гражданского оборота. При регистрации коммерческой организации в качестве юридического лица его наименование становится фирменным наименованием в силу п. 4 ст. 54 ГК РФ. Наличие у коммерческой организации исключительного права на фирму означает право выступать в гражданском обороте под собственным фирменным наименованием и возможность защищать свое право на фирму от любых действий третьих лиц, связанных с ее неправомерным использованием. Вместе с тем общество ранее было зарегистрировано в Реестре под другим наименованием, которое и является его фирменным наименованием. Решений о внесении в него изменений общество не принимало. Таким образом, указание в качестве «фирменного» наименования, отличающегося от полного (сокращенного), внесенного в Реестр, может ввести в заблуждение других лиц. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали законные основания для внесения в Реестр иного (кроме уже зарегистрированного) наименования общества в качестве «фирменного»1.
Еще одна организация полагала, что другое юридическое лицо незаконно использует ее фирменное наименование. В связи с этим обратилась в суд.
По мнению кассационной инстанции, в иске отказали правомерно.
В соответствии с ГК РФ коммерческая организация должна иметь фирменное наименование. Оно состоит из обязательной и произвольной частей. Первая- организационно-правовая форма. Вторая – собственно наименование. Последнее не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Истцом выступало ОАО «Компрессорный завод». Ответчиком – ООО «Компрессорный завод».
Наименование состоит только из слов, обозначающих род деятельности (компрессорный завод, то есть предприятие по производству компрессорного оборудования или сжатых газов). Поэтому у истца отсутствовало фирменное наименование, которое защищается в силу закона.
Само по себе указание на вид деятельности не может индивидуализировать юридическое лицо. Если запретить ответчику отражать подобные сведения в фирменном наименовании, то это необоснованно ограничит его возможности.
На практике часто встречается ситуация, когда местом нахождения юридического лица признается место постоянного жительства его директора, то есть жилое помещение. Судебная практика по данной проблеме следующая: кассационная инстанция оставила без изменения решение суда, признавшего незаконным отказ в государственной регистрации ООО, Отказ был вызван тем, что в уставе ООО в качестве места нахождения этой организации указывался жилой дом, являющийся собственностью генерального директора ООО.
Согласно пп. «в» п.1 ст. 5 ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ указывается адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому можно связаться с последним. Таким образом, местом нахождения общества может быть место нахождения постоянно действующего исполнительного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.
На основании п. 2 ст. 288 ГК РФ собственник может разместить предприятия, учреждения, организации в принадлежащем ему жилом помещении только после перевода такого помещения в нежилое. Указанная норма запрещает фактическое функционирование организации в жилом помещении. Однако это не препятствует регистрации юридического лица в жилом помещении, где проживает собственник, являющийся единоличным исполнительным органом этого юридического лица1.
1.2
Признак «организационное
За все время действия Гражданского кодекса Российской Федерации появляются все новые и новые разновидности юридических лиц, которые едва ли могут представлять собой самостоятельные организационно-правовые формы2.
Гришаев С.П., понятия «некоммерческая организация» предлагает рассматривать в двух значениях – широком и узком, так как общественная деятельность может осуществляться образованиями, не имеющими статуса юридического лица. В широком смысле к некоммерческим организациям относятся все организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами коллективные образования, созданные с общественно полезными целями и выполняющие социально-экономические функции, а поэтому, хотя и наделены определенными правами и обязанностями, но не могущие выступать в гражданском обороте. В узком, гражданско-правовом смысле под некоммерческими организациями следует понимать только те из указанных организаций, которые приобрели статус юридического лица1.
Некоммерческая организация не распределяет полученную прибыль между участниками и не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Некоммерческие организации создаются для достижения культурных, социальных, благотворительных, образовательных, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, научных и управленческих целей, в сферах охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью, только если данная деятельность направлена на достижение целей организации.
В Российской Федерации существует более тридцати видов/форм некоммерческих организаций. Некоторые из них различаются лишь в названии, имея сходные функции. Основные формы некоммерческих организаций устанавливает Гражданский Кодекс РФ в параграфе 5 главы 4, и ФЗ «О некоммерческих организациях «: ассоциации (союзы); фонды; потребительские кооперативы; общины коренных малочисленных народов; учреждение (в том числе частное) ; казачье общество; автономные некоммерческие организации; государственные компании; некоммерческие партнерства; государственные корпорации.
Данный перечень дополняется организационно-правовыми формами предусмотренными иными федеральными законами:
Не являются самостоятельными организационно-правовыми формами саморегулируемые организации.
Целью создания некоммерческих организаций является достижение каких-либо благ, удовлетворения духовных и иных потребностей граждан. Для определения различий в органах управления коммерческих и некоммерческих организациях, в их учредительных документах, в их организационном единстве, необходимо провести анализ существующей в настоящее время юридической литературы и действующего законодательства.
Так, Е.В. Шаклеина пишет, что под организационно-правовой формой некоммерческой организации следует понимать совокупность таких критериев, как цель деятельности, условие о распределении прибыли, членский характер организации юридического лица, качественная характеристика внутрисубъектного состава, специфический характер гражданско-правовой ответственности1.
В.В. Бараненков, отмечает, что правовое положение конкретного юридического лица определятся его организационно-правовой формой и, определяя особенности организационно-правовых форм структурирует их следующим образом:
С.П. Гришаев отмечает, что важным признаком любой некоммерческой
организации является та цель, ради которой она была создана1.
Если не рассматривать цель создания как один из признаков юридического лица рушится структура организационного единства, что коммерческой, что некоммерческой организации. Цель создания организации отличает одну организацию от другой, независимо от получения прибыли.
В юридической литературе существует классификации, в соответствии с которой, некоммерческие организации в зависимости от субъектного состава и их участников следующим образом: все организации с правами юридического лица в зависимости от субъекта собственности условно делятся на государственные и частные2. Также предлагается классификация некоммерческих организаций на те, состав учредителей четко обозначен, и те, где в качестве учредителей могут выступать граждане и юридические лица3.
На основе проведенного Меняевым А.В исследования действующего законодательства относительно субъектного состава участников некоммерческих организаций, можно выделить следующее требования законодателя относительно состава участников:
1. Участниками являются только граждане – общественные объединения; дачные, садоводческие, огороднические объединения граждан; территориальное общественное самоуправление;
2. Участниками могут одновременно являться и граждане (физические лица) и юридические лица – некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, фонд, общество взаимного страхования;
3. Участником является публичный субъект – Российская Федерация, субъект Российской Федерации, орган местного самоуправления – государственная корпорация;
4. Участником является специальный субъект – адвокатская палата, нотариальная палата, саморегулируемые организации, торгово-промышленная палата.
Кроме того, в п. 1.2 ст. 15 Закона о некоммерческих организациях содержится ряд ограничений, которые касаются как граждан, так и юридических лиц. Согласно указанному пункту 1.2. не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:
1) иностранный
гражданин или лицо без
2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности";
Информация о работе Признак организационного единства юридического лица