Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; исследовать теоретические и практические проблемы данного правового института; определить последствия признания гражданина без вести пропавшим; рассмотреть основания объявления гражданина умершим; изучить процедуру судебного разбирательства.

Файлы: 1 файл

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.docx

— 75.29 Кб (Скачать файл)

Таким образом, я думаю, что фактический состав безвестного отсутствия должен включать следующие обстоятельства, при установлении которых суд может признать гражданина безвестно отсутствующим: отсутствие в течение года, предшествовавшего  обращению в суд, сведений о гражданине по месту постоянного, а также  предполагаемого нахождения безвестно  отсутствующего; невозможность для  суда и всех заинтересованных лиц  всеми законными средствами получить сведения об отсутствующем гражданине: отсутствие у суда данных о том, что  указанное лицо скрывается преднамеренно; наличие у заявителя гражданско-правовой цели, которая может быть достигнута путем судебного признания гражданина безвестно отсутствующим.

Реальность  этой цели должна подтверждаться существующим между заявителем и безвестно  отсутствующим гражданско-правовым отношением и объективной необходимостью ликвидации препятствия в реализации прав либо исполнения юридической обязанности путем признания гражданина безвестно отсутствующим.[14]

Так, например, в ходе судебного заседания выяснилось следующее, что путем обмана и  злоупотребления доверием гр. М. смогла ввести суд в заблуждение, укрыв  от него личную переписку с гр. В. Кроме этого суд также достоверно не установил юридическую заинтересованность заявителя, что позволило гр. М. вместо обозначенной ею выписки брата – гр. В. из занимаемой жилплощади незаконно продать половину его домовладения. Таким образом, за внешне не вызывающим сомнений фактом выписки из квартиры пропавшего лица скрывалось желание заявительницы продать квартиру, воспользовавшись отсутствием пропавшего лица.[15]

Суд может  признать гражданина безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте  его постоянного жительства нет  сведений о месте его пребывания. Исчисление этого срока начинается со дня получения последних сведений об отсутствующем. День получения последних  известий может быть подтвержден  предъявлением последнего письма отсутствующего гражданина или иным способом (например, показаниями свидетелей). При невозможности  установить этот день срок исчисляется  с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние  сведения, а при невозможности  установить этот месяц – с первого  января следующего года (ст. 42 ГК).[16]

Так, Постановлением Президиума Челябинского областного суда от 07 февраля 2001 г. протест прокурора Челябинской области был правомерно удовлетворен, поскольку в мотивировочной части решения Саткинского городского суда отсутствуют юридически значимые обстоятельства дела необходимые для признания гражданина безвестно отсутствующим, те есть в мотивировочной части решения отсутствует указание о том, с какой даты следует исчислять годичный срок безвестного отсутствия Волгина, хотя это относится к юридически значимым обстоятельствам по делу. При таких обстоятельствах решение суда не соответствует требованиям и не может быть признано законным и обоснованным.[17]

Таким образом, я считаю, что возможность признания  гражданина безвестно отсутствующим  не является самоцелью. Она необходима в целях обеспечения устойчивости гражданских правоотношений и защиты прав и законных интересов их участников.

Существуют  три мнения об основаниях признания  гражданина безвестно отсутствующим. Одни авторы основой такого признания  считают презумпцию смерти гражданина[18], с чем мне сложно согласиться, так как при этом стирается грань между признанием лица безвестно отсутствующим и объявлением его умершим и необъяснимы различия в правовых последствиях, которые наступают в каждом из данных случаев.

Другие авторы считают основой безвестного  отсутствия презумпцию жизни, так как  нет достаточных оснований предполагать, что гражданина нет в живых.[19]

Наиболее обоснованной следует признать позицию тех  авторов, которые полагают, что при  признании гражданина безвестно  отсутствующим не заложена ни та, ни другая презумпция, а констатируется лишь факт невозможности решения  вопроса о жизни или смерти лица.[20] 

 

1.2 Правовые последствия признания  гражданина безвестно отсутствующим  

 

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет следующие юридические последствия:

Имущество, принадлежащее  такому гражданину, если необходимо постоянное управление им (в случае, если имеется  угроза расхищения, порчи или повреждения  имущества) передается в доверительное  управление. В соответствии с решением суда о передаче имущества в доверительное  управление орган опеки и попечительства назначает управляющего и заключает  с ним договор о доверительном  управлении. Заявитель может предложить себя в качестве управляющего.[21] Закон допускает, что таким управляющим будет назначен любой гражданин или некоммерческая организация (за исключением учреждения). Управляющий может действовать как на платной основе (получая вознаграждение за счет вверенного ему имущества), так и безвозмездно. В любом случае об этом должно быть указано в данном договоре доверительного управления, который регулируется статьями 1012–1026 ГК РФ.[22]

Однако если по ГК РСФСР опека устанавливалась  над всем имуществом безвестно отсутствующего на основании судебного решения, то договор о доверительном управлении имуществом, о котором идет речь, в РФ применим далеко не всегда.[23] Данный договор заключается органом опеки и попечительства с доверительным управляющим только в том случае, когда имеется необходимость в постоянном управлении имуществом безвестно отсутствующего гражданина. Но в тексте ст. 43 ГК РФ отсутствуют разъяснения, в каких же случаях возникает необходимость постоянного управления имуществом, что может служить критерием определения этой необходимости, и какой должен быть правовой режим имущества в том случае, когда необходимость постоянного управления отсутствует.[24]

На мой взгляд, ответы на эти вопросы важны, поскольку  с ними связаны определение имущества, из которого должно быть выдано содержание гражданам, находившимся на иждивении  у безвестно отсутствующего, и  погашаться задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

В соответствии с гражданским законодательством  доверительный управляющий вправе, совершать любые действия в интересах  безвестно отсутствующего лица, в  том числе сделки. Последние он заключает от своего имени, указывая, что действует в качестве управляющего. Доверительный управляющий имеет  право на вознаграждение, предусмотренное  договором, и на возмещение необходимых  расходов за счет доходов от использования  имущества. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно  отсутствующий обязан содержать, и  погашается задолженность по иным обязательствам безвестно отсутствующего, т.е. гражданским  законодательством РФ предусмотрены  специальные правовые процедуры, в  случае если безвестно отсутствующий  гражданин имел обязательства или  долги перед кредиторами.[25]

Обязанности управляющего состоят в том, чтобы  охранять имущество, заботиться о его  надлежащем состоянии. В договоре с  управляющим может быть прямо  указано, какие действия он не вправе совершать (например, продавать тот  или иной предмет). В то же время, если иное не предусмотрено договором, лицо, назначенное управляющим, вправе совершать с имуществом любые  действия – продавать, сдавать в  аренду и т.д. И только для недвижимого  имущества закон устанавливает  специальное требование – о возможности  управляющего распорядиться недвижимостью  должно быть прямо указано в договоре. Управляющий не может дарить вверенное  ему имущество или предоставлять  его в безвозмездное пользование (за исключением случаев, когда соответствующие  лица имеют право пользоваться таким  имуществом на основании закона).[26]

Главной обязанностью управляющего следует считать погашение  задолженности по обязательствам безвестно  отсутствующего лица. Однако делать это  необходимо в строго определенном порядке. Так, например, нельзя выплатить деньги по расписке, выданной пропавшим гражданином. Управляющий имеет право передавать деньги или иное имущество только судебному приставу-исполнителю, который  производит исполнение в установленном  законом порядке (ст. 37 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).[27]

Иными словами, если кредитор отсутствующего гражданина желает получить долг, он должен в общем  порядке обратиться в суд с  иском. После того как судебное решение  вступило в законную силу, открывается  исполнительное производство. Судебный пристав, выполняя свои полномочия, предъявляет  требования управляющему имуществом отсутствующего гражданина (как своеобразному «заместителю»  должника) и проводит изъятие денег  или арест и реализацию иного  имущества. Такая же процедура должна быть соблюдена и в отношении  иждивенцев пропавшего гражданина. Чтобы  содержать его детей, необходимо обратиться в суд с иском о  взыскании алиментов. Право подачи искового заявления имеет родитель ребенка, его опекун или попечитель, усыновитель, а также, в соответствии со ст. 80 Семейного кодекса РФ, орган опеки и попечительства.[28]

Сложнее всего  осуществлять все указанные процедуры  в том случае, когда пропавший  человек состоял в браке. Ведь основное его имущество, как правило, является общей совместной собственностью супругов. Здесь следует иметь  в виду два основных момента. Во-первых, после вынесения решения о  признании гражданина безвестно  отсутствующим его брак не прекращается автоматически. С этим лицом можно  развестись в упрощенном порядке  в органах загса (ст. 19 СК РФ).[29] Однако орган загса, приняв заявление от супруга такого гражданина, обязан известить о предстоящем разводе управляющего имуществом или местную администрацию (ст. 34 Федерального закона «Об актах гражданского состояния»).[30] Во-вторых, если безвестно отсутствующему гражданину принадлежит имущество, входящее в состав общей собственности, то управляющему следует предъявить в суд иск о выделе доли. В противном случае у него не будет определенности, чем конкретно он должен управлять и за счет чего погашать долги пропавшего гражданина.[31]

На практике нередки ситуации, когда члены  семьи исчезнувшего гражданина по разным причинам предпочитают не инициировать возбуждение процедуры о признании  его безвестно отсутствующим  и на протяжении пяти лет, истечение  которых дает им право требовать  в судебном порядке объявления гражданина умершим, фактически бесконтрольно  владеют, пользуются и распоряжаются  его движимым имуществом, что, в свою очередь, может повлечь нарушение  имущественных прав не только исчезнувшего гражданина, но и его кредиторов или потенциальных наследников.[32]

Для предотвращения нарушений такого рода необходима некоторая  корректировка процессуального  законодательства. Учитывая, что в  признании гражданина безвестно  отсутствующим могут быть заинтересованы не только члены его семьи, но и  различные юридические лица, с  которыми гражданин состоял в  гражданских обязательствах, законодатель закрепил в ст. 277 ГПК РФ[33] положение о том, что заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица, косвенно признав возможность инициирования судебного разбирательства юридическими лицами. Учитывая, что суды по-разному толкуют понятие «заинтересованные лица», следует дополнить данную норму указанием на кредиторов пропавшего гражданина как лиц, обладающих правом требовать признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим, с тем, чтобы в дальнейшем, если суд удовлетворит заявленное требование, они, как это предлагается в литературе, могли предложить свою кандидатуру в качестве доверительного управляющего имуществом пропавшего гражданина.

Гражданским законодательством допускается  назначение управляющего имуществом безвестно  отсутствующего гражданина и до истечения  года со дня получения сведений о  месте его пребывания (п. 2 ст. 43 ГК).[34] Управляющего в таком случае назначает орган опеки и попечительства своим решением, без обращения в суд. Управляющий выделяет средства гражданам, которых безвестно отсутствующий по закону обязан содержать (несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители и др.), а также погашает его задолженность по другим обязательствам.[35]

В случае признания  гражданина безвестно отсутствующим  у нетрудоспособных членов семьи, состоящих  на его иждивении, возникает право  на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку семья безвестно отсутствующего приравнивается к семье умершего кормильца согласно правилам пенсионного  законодательства.[36]

Прекращаются  обязательства, тесно связанные  с личностью безвестно отсутствующего, например, прекращается договор поручения, участником которого он был (ст. 977 ГК), а также действие доверенности, выданной им или ему (ст. 188 ГК); комиссии (ст. 1002 ГК), агентского договора (ст. 1010 ГК), договора доверительного управления (ст. 1024 ГК), договора простого товарищества (ст. 1050 ГК).[37]

Также немаловажными  последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим являются снятие гражданина с регистрационного учета по месту его жительства и представление в некоторых  случаях субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг  членам семьи отсутствующего.[38]

Все выше сказанное  позволяет сделать вывод о  том, что безвестно отсутствующий  гражданин утрачивает свои субъективные личные и имущественные права  настолько, насколько в этом будут  заинтересованы другие субъекты правоотношений, которым известно о вынесенном судебном решении и которые реализуют  это решение.

Я считаю, что  приведенные аргументы не позволяют  признать удачным суждение о том, что при признании лица безвестно  отсутствующим действие правоотношения приостанавливается. Оно может быть изменено, прекращено в зависимости  от характера этого правоотношения, намерения заинтересованного лица и соответствующих положений  закона.

Итак, из анализа  законодательства вытекает, что материально-правовые последствия судебного решения  о признании гражданина безвестно  отсутствующим наступают не только для безвестно отсутствующего, но и для других участников данных правоотношений и позволяют им распоряжаться  своими как имущественными, так и  личными неимущественными правами.

1.3 Условия объявления умершим гражданина  в гражданском праве 

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим