Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование признания гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: раскрыть понятие и правовое регулирование признания гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; исследовать теоретические и практические проблемы данного правового института; определить последствия признания гражданина без вести пропавшим; рассмотреть основания объявления гражданина умершим; изучить процедуру судебного разбирательства.

Файлы: 1 файл

Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.docx

— 75.29 Кб (Скачать файл)

 

Объявление  умершим предполагает не только безвестное отсутствие лица, но и наличие обстоятельств, которые дают основание предполагать, что гражданина уже нет в живых (несчастный случай, авария, стихийное  бедствие, военные действия).

Необходимость судебного объявления гражданина умершим, как и признание безвестно  отсутствующим, возникает в тех  случаях, когда длительная неизвестность  места нахождения одного из субъектов  правоотношения является препятствием для других субъектов этого правоотношения в реализации ими субъективных прав и исполнении ими своих юридических  обязанностей.

Дела о признании  гражданина безвестно отсутствующим  и об объявлении гражданина умершим  имеют много общего в своем  фактическом составе, однако последние  более сложны по своей правовой характеристике.[39]

Тесная взаимосвязь  признания безвестно отсутствующим  гражданина и объявления его умершим  обнаруживается в том, что в обоих  случаях суду необходимо установить дату (день, месяц, год), когда о гражданине были получены последние сведения. Правила исчисления начала безвестного  отсутствия изложены в ч. 2 ст. 42 ГК РФ, однако суды руководствуются ими и при решении дел об объявлении гражданина умершим в соответствии со ст. 45 ГК. РФ.[40]

Несмотря на сходство правового состава этих дел, они имеют и известное  различие. Если безвестное отсутствие означает неполучение сведений о  гражданине живом или мертвом  в течение года, то объявление гражданина умершим, поглощая безвестное отсутствие, является вместе с тем самостоятельным  сложным правовым явлением, включающим несколько фактических составов. В литературе общепризнано, что объявление умершим в отличие от признания  безвестно отсутствующим основано на презумпции смерти гражданина.[41]

Кроме того, объявление гражданина умершим имеет специфическую  характеристику, которая заключается  в следующем. Статья 45 ГК РФ называет несколько сроков, по истечении которых  безвестно отсутствующий гражданин  может быть в судебном порядке  объявлен умершим. В литературе эти  сроки называют общими и сокращенными.[42]

Суд может  объявить гражданина умершим, если в  месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет (ст. 45 ГК). Предварительное признание такого лица безвестно отсутствующим необязательно. Поэтому по истечении пяти лет со дня получения последних сведений о месте пребывания данного гражданина и наличии оснований предполагать его смерть, он может быть объявлен умершим.

Гражданский кодекс предусматривает два исключения из общего пятилетнего срока, необходимого для объявления гражданина умершим: сокращенный шестимесячный срок, если гражданин пропал без вести  при обстоятельствах, угрожавших смертью  или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного  случая (например, при исчезновении геологической группы, работавшей в непосредственной близости к кратеру вулкана, после начала его извержения). Срок исчисляется со дня несчастного случая; двухгодичный срок, если лицо пропало без вести в связи с военными действиями, что объясняется необходимостью, в ряде случаев, принятия длительных мер по возвращению военнослужащих и других граждан к постоянному месту жительства или установления их гибели. Срок в этом случае исчисляется со дня окончания военных действий.[43]

Особенность объявления умершим в связи с  военными действиями заключается прежде всего в том, что здесь конкретизируется субъектный состав, а также дается конкретная характеристика объективных  обстоятельств. Специфика обнаруживается в том, что указанными объективными обстоятельствами являются военные  действия, их начало, продолжительность  и окончание, а также нахождение в районе этих военных действий военнослужащих и иных граждан.[44]

Однако, в связи  с отсутствием разъяснений в  ст. 45 ГК РФ, не понятно, что следует понимать под «окончанием военных действий» особенно в условиях военных конфликтов в стране. Это может быть день подписания мирного договора или договора о разделении полномочий с автономией, либо вывода войск или момент проведения свободных всеобщих выборов, либо издание Президентом РФ указа об окончании контртеррористической операции. Как, например, применять закон, если гражданин пропал без вести в Ираке, где военные действия то приостанавливаются, то вновь разгораются с необычайной яростью в течение ряда лет?[45]

Как представляется, специфика объявления военнослужащего  или иного гражданина умершим  в связи с военными действиями заключается в том, что суд  должен установить причинную связь  между военными действиями и безвестной пропажей гражданина, по поводу которого в суд поступило заявление  с просьбой об объявлении его умершим. Если этой причинно-правовой связи  нет, то возможно следующее решение  данной ситуации. Так, если военнослужащий или иной гражданин хотя и находился  в районе военных действий, но суд  установил, что безвестное отсутствие не связано с ними, а связано, например, с иными обстоятельствами (несчастный случай, стихийное бедствие и др.), угрожавшими его жизни, суд объявляет  умершим гражданина по истечении  шести месяцев, а не по истечении  двух лет со дня окончания военных  действий.[46]

Определенные  особенности присущи делам об объявлении гражданина умершим при  сокращенных сроках безвестного  отсутствия. Так, гражданин может  быть объявлен умершим по истечении  шести месяцев его безвестного  отсутствия, но при этом решающим признаком  является установление обстоятельств, угрожающих смертью или дающих основание  предполагать гибель гражданина от определенного  несчастного случая. Если в первом случае (пятилетнее безвестное отсутствие) обстоятельства предположительной  гибели в ст. 45 ГК РФ не конкретизируются, то при сокращенных сроках безвестного отсутствия они указываются.

Следовательно, сложная характеристика такого правового  явления, как объявление гражданина умершим, должна иметь следующий  фактический состав: отсутствие сведений о гражданине в течение сроков, указанных в законе; невозможность  для суда и лиц, участвующих в  деле, устранить эту неизвестность; отсутствие у суда предположения  о преднамеренном сокрытии сведений безвестно отсутствующим гражданином  о месте своего пребывания; наличие  у заявителя правовой цели судебного  объявления гражданина умершим; установление судом обстоятельств, дающих основание  презюмировать смерть безвестно  отсутствующего.[47]

В фактический  состав объявления умершим входит, помимо отмеченных обстоятельств, установление даты предполагаемой смерти. Днем смерти гражданина, объявленного умершим считается  день вступления в законную силу соответствующего решения суда, а если существовали обстоятельства, угрожавшие смертью, суд  может признать днем смерти день предполагаемой гибели гражданина.

Объявления  граждан умершими следует отличать от аналогичных юридических категорий  в делах по установлению юридического факта смерти лица в определенное время и при определенных обстоятельствах, а также от установления юридического факта регистрации смерти. Я считаю, что четкое разграничение этих различных  правовых явлений имеет существенное значение для правильного рассмотрения и разрешения этих дел в судебной практике.

Случаи объявления лица умершим следует отграничивать  от установления факта смерти (п. 8 ст. 264 ГПК РФ).[48] В первом случае смерть гражданина предполагается, и датой его смерти считается либо день вступления решения суда в законную силу, либо день предполагаемой гибели гражданина. Во втором случае смерть гражданина определенно имела место, но по каким-либо причинам не была зарегистрирована органом записи актов гражданского состояния, и датой смерти гражданина считается день фактической смерти, установленный судом.[49]

Такая необходимость  возникает, когда имеются доказательства смерти лица в определенное время  и при определенных обстоятельствах, а органы записи актов гражданского состояния отказывают в регистрации  смерти. В этом случае не требуется  истечения сроков, предусмотренных  для объявления лица умершим. Заинтересованные лица могут в любое время обратиться в суд с соответствующим заявлением. Решение суда об установлении факта  смерти служит основанием для регистрации  этого факта в органах записи актов гражданского состояния.

В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» основанием для государственной регистрации смерти является решение суда об установлении факта смерти или об объявлении лица умершим, вступившее в законную силу. В случае если государственная регистрация смерти производится на основании решения суда об объявлении лица умершим, днем его смерти в записи акта о смерти указывается день вступления решения суда в законную силу или установленный решением суда день смерти. Военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.[50]

Установление  факта регистрация смерти может  иметь место в том случае, когда  утрачено свидетельство о смерти, а органы загса отказывают в выдаче дубликата. Суд в таком случае обязан с достоверностью установить, что факт регистрации смерти имел место в данном загсе.

Несмотря на отмеченные различия, в целом эти  институты весьма близки, так как  они предусмотрены для документального  подтверждения факта смерти лица, сомнения в которой у заявителя  не имеется. Но если в первом случае необходимо и достаточно проверить  архивы ЗАГС, то во втором заявитель  должен обосновать свою просьбу ссылкой  на доказательства, с достоверностью свидетельствующие о смерти лица в определенном месте и при  определенных обстоятельствах, должен доказать, что гибель гражданина не вызывает сомнений.[51]

Итак, я считаю, что отграничение рассмотренных  фактических составов состоит главным  образом в том, что в судебных решениях по делам об объявлении умершими закрепляется предположение о смерти, в делах об установлении факта  смерти – фактические обстоятельства смерти, в делах об установлении факта регистрации смерти суд  устанавливает не предположение  о смерти и не саму смерть гражданина, а факт ее регистрации в органах  загса.

Следовательно, объявление гражданина умершим –  это предположения о смерти данного  гражданина, закрепленные судебным решением.

 

2. Порядок  признания гражданина безвестно  отсутствующим и объявление его  умершим 

 

2.1 Подача заявления о признании  гражданина безвестно отсутствующим  и об объявлении его умершим  

 

В условиях развития современного общества проблема признания  гражданина безвестно отсутствующим  или объявления гражданина умершим  стала особенно актуальной, поскольку  ежегодно исчезает огромное количество граждан.

Причинами исчезновения граждан являются: усиление криминогенной  ситуации в Российской Федерации; локальные  военные действия, почти регулярно  происходящие в различных регионах бывшего СССР (в частности, в Чечне  и других регионах России); террористические акты (захват школы 1 сентября 2004 г. в Беслане); стихийные бедствия, которые в последнее время стали часто происходить не только на территории России, но и в других частях планеты (землетрясения, наводнения, смерчи, сход снежных лавин). Например, в 2004 г., вследствие цунами на курортах Тайланда и Индонезии, погибло огромное число людей, в том числе российских граждан; разного рода катастрофы (авиационные, автомобильные, железнодорожные); безвестное исчезновение людей при миграционных процессах. Число заявлений в судах Российской Федерации о признании граждан безвестно отсутствующими или объявлении гражданина умершими постоянно растет.[52]

Кроме того, сложившаяся  практика реагирования органов внутренних дел на сигналы о безвестном исчезновении людей продолжает существенно отличаться от работы по раскрытию умышленных убийств. Зачастую при рассмотрении заявлений о розыске граждан  и принятии процессуальных решений  территориальные органы внутренних дел допускают серьезные просчеты и нарушения законности, отмечается дублирование дел оперативного учета. Уголовные дела по таким материалам возбуждаются несвоевременно. Внезапность  и беспричинность исчезновения не рассматриваются  как признаки преступления.[53]

ГПК РСФСР 1964 года, а затем ГПК РФ 2002 года установили порядок судебного признания  гражданина безвестно отсутствующим  или объявления гражданина умершим.[54]Вступившее в законную силу решение является юридическим фактом, влекущим возникновение, изменение или прекращение правоотношений у лиц, которые состояли с таким гражданином в каких-либо правоотношениях. Особая значимость вступивших в законную силу судебных решений по этим делам, правовая сила которых распространяется на граждан названных категорий, требует от судов полноты, четкости, тщательности не только при рассмотрении и разрешении этих дел, но и в не меньшей мере – на стадиях возбуждения и подготовки дела к судебному разбирательству.[55]

Новый этап развития правового регулирования судопроизводства в этой сфере, начатый принятием  ГПК РСФСР 1964 года, характеризуется  закреплением судебной подведомственности указанной категории дел; ГК РСФСР  закрепил материально-правовые основания  признания гражданина безвестно  отсутствующим и объявления гражданина умершим;[56] ГК РФ внес некоторые изменения в материально-правовые основания признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим: объявлению гражданина умершим по действующему законодательству предшествует пятилетний срок отсутствия сведений по месту его постоянного жительства вместо ранее установленного трехлетнего срока.

Однако, я считаю, что едва ли такая новация оправданна: при современных средствах коммуникации любой гражданин, находящийся в  живых, при желании найдет возможность  сообщить близким о месте своего пребывания. Пять лет, особенно с учетом средней продолжительности жизни  в России, – слишком длительный отрезок времени, и его соблюдение создает на практике ряд сложных  проблем как для членов семьи  безвестно отсутствующего гражданина, так и для других лиц, связанных  с ним различными гражданскими обязательствами, поэтому, на мой взгляд, этот срок, по аналогии со сроком исковой давности (ст. 196 ГК РФ), следует вновь определить в три года, внеся соответствующие поправки в п. 1 ст. 45 ГК РФ.

ГПК РФ закрепил положение, согласно которому заявление  о признании гражданина безвестно  отсутствующим или об объявлении умершим подается в суд по месту  нахождения заинтересованного лица, а не по месту жительства заявителя, как предусматривал ГПК РСФСР. Законодатель принял меры к устранению пробелов в правовом регулировании рассматриваемого случая и созданию механизмов, обеспечивающих гарантии защиты интересов заинтересованных лиц.[57]

Дела о признании  граждан безвестно отсутствующими или объявлении граждан умершими рассматриваются судьей единолично в порядке особого производства в суде общей юрисдикции с обязательным участием прокурора, который обязан осуществлять надзор за соблюдением  законов, а также прав и интересов  лица, признаваемого безвестно отсутствующим  или умершим.

Информация о работе Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим