Проблемы и особенности гражданско-правовой ответственности в сфере оборота драгоценных металлов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 12:29, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключаются в комплексном рассмотрении, анализе и обобщении содержания действующих нормативных актов, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, с учетом практики их применения и выработке предложений по совершенствованию законодательства.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) определение основных этапов исторического развития нормативного регулирования оборота драгоценных металлов;
2) рассмотрение процесса становления правовой базы оборота драгоценных металлов и выявление теоретических проблем регулирования оборота драгоценных металлов;

Содержание работы

Введение…………………………..……………………………………….4

Глава I. Становление и развитие механизма правового регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
§1. Историческое развитие законодательства России о драгоценных
металлах и драгоценных камнях.………………………………………....7
§2. Понятие и правовая природа драгоценных металлов и драгоценных камней…………………………..…………………………………………11

Глава II. Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
§1. Общие положения об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями………………………………………………….15
§2. Виды операций с драгоценными металлами………………………..18
§3. Операции с драгоценными камнями………………………………...24

Глава III. Проблемы и особенности гражданско-правовой ответственности в сфере оборота драгоценных металлов
§ 1. Система органов контроля за оборотом драгоценных металлов….28
§2. Ответственность за нарушения в сфере оборота драгоценных металлов…………………………..…………………………………...…..32

Заключение…………………………..…………………………………....44

Список используемой литературы………………………………..……..49

Файлы: 1 файл

Сделанная.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

 


 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………..……………………………………….4

 

Глава I. Становление и развитие механизма правового регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

§1. Историческое развитие законодательства России о драгоценных

 металлах и драгоценных камнях.………………………………………....7

§2. Понятие и правовая природа драгоценных металлов и драгоценных камней…………………………..…………………………………………11

 

Глава II. Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

§1. Общие положения об операциях с драгоценными металлами и драгоценными  камнями………………………………………………….15

§2. Виды операций с драгоценными металлами………………………..18

§3. Операции с драгоценными камнями………………………………...24

 

Глава III. Проблемы и особенности гражданско-правовой ответственности в сфере оборота драгоценных металлов

§ 1. Система органов контроля за оборотом драгоценных металлов….28

§2. Ответственность за нарушения в сфере оборота драгоценных металлов…………………………..…………………………………...…..32

 

Заключение…………………………..…………………………………....44

 

Список используемой литературы………………………………..……..49

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Правовое регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней является важным фактором развития национальной экономики России, условием ее экономической безопасности, финансовой стабильности и престижа.

Драгоценные металлы и драгоценные камни как высоко ликвидные ресурсы были и остаются важным инструментом денежно-кредитной политики государства.

Сегодня значение драгоценных металлов и камней изменилось. Из средства платежа они превратились в товар, т. е. расширились возможности совершения сделок с ними. Изучить рынок драгоценных металлов, драгоценных камней и специфику сделок с ними невозможно без обращения к историческому опыту развития гражданско-правового регулирования сделок в Российской Федерации. Поэтому мы поставили перед собой цель изучить основные этапы формирования и развития рынка драгоценных металлов и драгоценных камней и сформулировать определенные положения.

Следует отметить, что в настоящее время имеются факторы, отрицательно влияющие на рынок драгоценных металлов. Это обусловлено, прежде всего, тем, что оборот драгоценных металлов урегулирован нормами различных отраслей права, часто противоречащих не только друг другу, но и ФЗ РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», что, естественно, в значительной степени препятствует осуществлению возможностей по заключению сделок с драгоценными металлами реальными и потенциальными участниками рынка.

Все изложенное, свидетельствует о том, что дальнейшее развитие рынка драгоценных металлов и драгоценных камней невозможно без процесса, связанного с устранением противоречий в нормативно-правовых актах, регулирующих оборот драгоценных металлов, и принятием нормативных актов, направленных на реализацию положений, не работающих или работающих недостаточно эффективно.

Следовательно, актуальность данного  исследования определяется еще и общественной и государственной значимостью отношений. Активное развитие указанных отношений вызывает необходимость их правового анализа и выработки предложений по созданию инструмента законодательного регулирования особенностей оборота драгоценных металлов. Это связано с тем, что драгоценные металлы в настоящее время вовлечены в гражданский оборот, а любой рынок, в том числе и рынок драгоценных металлов, может успешно функционировать лишь при наличии нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность на таком рынке.

Цель исследования заключаются в комплексном рассмотрении, анализе и обобщении содержания действующих нормативных актов, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, с учетом практики их применения и выработке предложений по совершенствованию законодательства.

Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:

1) определение основных этапов исторического развития нормативного регулирования оборота драгоценных металлов;

2) рассмотрение процесса становления  правовой базы оборота драгоценных  металлов и выявление теоретических  проблем регулирования оборота  драгоценных металлов;

3) установление режима регулирования оборота драгоценных металлов как объекта гражданских прав;

4) анализ и оценка практики  применения правовых норм, регулирующих  оборот драгоценных металлов;

5) определение характера и природы последствий, наступающих за нарушения, связанные с оборотом драгоценных металлов;

6) выработка конкретных предложений по совершенствованию законодательства в области оборота драгоценных металлов.

Объектом исследования является гражданско-правовое регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней как объектов банковских сделок.

Предметом исследования являются нормы российского законодательства.

Методология исследования состоит в использовании как общенаучных, так и частнонаучных методов исследования. Активно использовался также исторический метод. Правовые акты были рассмотрены в хронологическом порядке их издания с выделением тенденций развития и преемственности законодательства.

 

Глава I. Становление и развитие механизма правового регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней

 

§ 1. Историческое развитие законодательства России о драгоценных металлах и драгоценных камнях

История законодательства о драгоценных металлах и камнях в России, по сути, является отражением всех политических, экономических, правовых изменений, происходивших в стране в начале XX века.

2 сентября 1918 года  ВЦИК объявил советскую республику  «единым военным лагерем». Жесткая  централизация в социально-экономической  системе, названной «военным коммунизмом», позволила государству сконцентрировать в своих руках почти все ресурсы. Сразу после революции именно с помощью банков проводилась работа по оздоровлению денежной системы. В результате чего вплоть до февраля 1918 года наблюдалось сокращение эмиссии денег. Процесс этот был прерван начавшейся гражданской войной.

С этих позиций и следует оценивать Постановление ВСНХ от 12 января 1918 года, которым была утверждена секция благородных металлов, а также установлена монополия государства в торговле золотом и платиной.

В нормативных документах первых послереволюционных дней отражается стремление государства сохранить и увеличить золотой запас. В декрете Совнаркома от 28 июня 1918 года было объявлено о необходимости считать собственностью Российской Социалистической Федеративной Республики предприятия ряда отраслей промышленности, в том числе все важнейшие золотопромышленные предприятия с целью преодоления продовольственной и хозяйственной разрухи и укрепления новой власти.

23 июня 1921 года был  издан декрет Совнаркома «О  распределении добываемого золота и платины», с помощью которого Горный Совет ВСНХ был обязан вести учет золота и платины в процессе добычи и переработки, а также передавать их в Государственное хранилище ценностей. Декретом устанавливалось также, что золото и платина не могут быть предметами скупки, обработки, распределения и обмена со стороны кооперативных организаций и частных лиц, как в сыром виде, так и в слитках.

В декрете Совнаркома от 31 октября 1921 года «О золотой и платиновой промышленности» подтверждалось, что золотые и платиновые месторождения в пределах РСФСР составляют исключительную собственность государства. В целях увеличения добычи золота и платины всем гражданам РСФСР, кооперативам, артелям и прочим объединениям предоставлялось право производить поиски, разведку и добычу золота и платины. Предусматривалось, что все золото и платина, добываемые на территории РСФСР, должны неукоснительно сдаваться в государственные пункты.

Значение данного декрета заключается в том, что, наряду с государством, была восстановлена старательская добыча драгоценных металлов, и это способствовало увеличению потока драгоценных металлов в казну.

17 октября 1921 года  СНК РСФСР был принят декрет  «О порядке реквизиции и конфискации  имущества частных лиц и обществ», который установил, что при отсутствии надлежащего разрешения на хранение подлежат обязательной сдаче государству (по средним рыночным ценам, определяемым Наркомфином РСФСР) следующие предметы:

  • иностранная валюта;
  • золото, серебро, платина и металлы платиновой группы в сыром виде, в монете и слитках в любом количестве;
  • изделия из золота, платины и серебра и драгоценные камни сверх нормы, установленной Наркомфином и утверждаемой СНК РСФСР.

Обнаружение у граждан этих предметов, не сданных добровольно, влекло за собой по усмотрению суда конфискацию или реквизицию. В связи с началом НЭП через полгода декрет был отменен.

Декретом СНК «О распределении добываемого золота и платины» от 23 июня 1921 года было запрещено производить распределение и изъятие золота и платины с приисков, золотосплавочных лабораторий и заводов Горного Совета ВСНХ.

Таким образом, период политики «военного коммунизма» характеризуется следующими мерами по упорядочению осуществления операций с драгоценными металлами и камнями:

  • изъятием из оборота, а также запрещением хранения драгоценных металлов в монетах, слитках и сыром виде, а также драгоценных монет и камней;
  • изделия из благородных металлов могли находиться в собственности частных лиц только в пределах норм, установленных законом;
  • право осуществления операций с золотом, платиной и иностранной валютой по закону было предоставлено Народному Комиссариату Финансов.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что в СССР рынка драгоценных металлов как такового не существовало. Не имелось в наличии ни одного из неотъемлемых свойств рынка, таких, как экономическая независимость товаропроизводителя, свободное ценообразование, конкуренция. Государство обладало абсолютной монополией на оборот драгоценных металлов.

Государство выступало всеобъемлющим монополистом по скупке, продаже, ценообразованию, добыче, аффинированию золота и производству геологоразведочных работ. В связи с наличием монополии рынка драгоценных металлов не существовало.

Начатый в 90-е гг. курс на либерализацию оборота драгоценных металлов ликвидировал государственную монополию на операции с драгоценными металлами.

Сегодня многие как юридические, так и физические лица (предприниматели) вправе совершать сделки с драгоценными металлами.

Свободный рынок золота в России не был создан в один миг принятием одного документа. Переход к свободному обороту золота и других драгоценных металлов был оформлен большим количеством актов всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной, что, однако, не способствовало созданию единого слаженного механизма регулирования оборота драгоценных металлов.

 

 

§2. Понятие и правовая природа драгоценных металлов и драгоценных камней

 

Понятия «драгоценные металлы» и «драгоценные камни» в России традиционно вводились в разряд валютных ценностей, и обращение их регулировалось валютным законодательством. В настоящий момент перечень металлов и камней, относящихся к драгоценным, определяется Федеральными Законами «О валютном регулировании и валютном контроле» (1992 г.) и «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (1998г.). К категории «драгоценные металлы» относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). «Драгоценными камнями» являются: природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных металлов и камней может быть изменен только действующим законодательством.

Драгоценные металлы и природные драгоценные камни обладают инвестиционной ценностью и являются инструментом образования и накопления денежных средств. Поэтому они относятся к финансовым активам и могут являться объектом банковских сделок.

Не все драгоценные камни пригодны для изготовления ювелирных изделий. Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1998 г. № 1365 установлены критерии отнесения драгоценных камней к непригодным для изготовления ювелирных изделий. Основными критериями отнесения алмазов, рубинов, изумрудов, сапфиров, александритов к непригодным для изготовления ювелирных изделий драгоценным камням являются их размерно-весовые, цветовые и качественные характеристики, а также экономическая целесообразность их переработки на предприятиях ограночной промышленности РФ.

Непригодными для изготовления ювелирных изделий являются алмазы, имеющие формы борт и дриллинг, независимо от их характеристик и степени обработки. Борт (гол. bооrt) — это технические алмазы, представляющие собой кристаллы неправильной формы массой от нескольких сотых до одного карата.

Информация о работе Проблемы и особенности гражданско-правовой ответственности в сфере оборота драгоценных металлов