Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 12:29, курсовая работа
Цель исследования заключаются в комплексном рассмотрении, анализе и обобщении содержания действующих нормативных актов, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, с учетом практики их применения и выработке предложений по совершенствованию законодательства.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) определение основных этапов исторического развития нормативного регулирования оборота драгоценных металлов;
2) рассмотрение процесса становления правовой базы оборота драгоценных металлов и выявление теоретических проблем регулирования оборота драгоценных металлов;
Введение…………………………..……………………………………….4
Глава I. Становление и развитие механизма правового регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
§1. Историческое развитие законодательства России о драгоценных
металлах и драгоценных камнях.………………………………………....7
§2. Понятие и правовая природа драгоценных металлов и драгоценных камней…………………………..…………………………………………11
Глава II. Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
§1. Общие положения об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями………………………………………………….15
§2. Виды операций с драгоценными металлами………………………..18
§3. Операции с драгоценными камнями………………………………...24
Глава III. Проблемы и особенности гражданско-правовой ответственности в сфере оборота драгоценных металлов
§ 1. Система органов контроля за оборотом драгоценных металлов….28
§2. Ответственность за нарушения в сфере оборота драгоценных металлов…………………………..…………………………………...…..32
Заключение…………………………..…………………………………....44
Список используемой литературы………………………………..……..49
Одна из дискуссионных проблем в российской правовой науке - проблема ответственности юридических и физических лиц, установленной п. 1 ст. 14 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. N 3615-1 (ред. от 5 июля 1999 г.) (далее - Закон о валютном регулировании). Эта проблема напрямую затрагивает драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий, ибо именно такие драгметаллы отнесены к категории валютных ценностей и, следовательно, подпадают под действие названного Закона.
В соответствии с п. 1 ст. 14 резиденты, включая уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:
взыскания в доход государства всего полученного по недействительным в силу настоящего Закона сделкам;
взыскания в доход государства необоснованно приобретенного не по сделке, а в результате незаконных действий.
В отношении драгметаллов конфискационная санкция п. 1 ст. 14 Закона о валютном регулировании подтверждена нормой п. 2 ст. 30 Закона о драгметаллах. В соответствии с последней все полученные в результате осуществления незаконных добычи, производства, использования и обращения драгоценных металлов доходы обращаются в доход государства.
При этом законодатель, как видим, не делает акцент на драгметаллах как валютных ценностях, из чего можно заключить, что конфискация как административная санкция устанавливается за незаконные операции со всеми видами и состояниями драгметаллов, в том числе и не относящимися к категории валютных ценностей. Сами драгметаллы при конфискации подлежат обязательной сдаче в Госфонд России.
Уголовная ответственность
В УК РФ имеются три статьи, устанавливающие специальную ответственность за нарушение законодательства о драгоценных металлах.
Во-первых, уголовной ответственности подлежат лица, нарушающие зафиксированную в Законе о драгметаллах государственную монополию на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов. Согласно статье 181 УК несанкционированные изготовление, сбыт, использование, а равно подделка государственного пробирного клейма, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, наказываются штрафом в размере от 200 до 500 МРОТ, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 5 месяцев, либо лишением свободы на срок до 3 лет. Те же деяния, совершенные неоднократно или организованной группой, наказываются лишением свободы на срок до 5 лет.
Предметом этого преступления являются не драгметаллы в виде ювелирных и бытовых изделий, а пробирные клейма. Что же касается сделок с изделиями, имеющими фальшивые оттиски клейм или вообще не имеющими оттисков государственных клейм, то, поскольку продажа таких изделий через торговые организации законодательством запрещена, применяются санкции, предусмотренные п. 2 ст. 30 Закона о драгметаллах. Указанные изделия принудительно изымаются из оборота и зачисляются в Госфонд России.
Две другие статьи УК карают непосредственно за незаконные деяния с драгметаллами. Речь идет о ст. ст. 191 и 192, устанавливающих ответственность соответственно за незаконный оборот драгоценных металлов (а также драгоценных камней и жемчуга) и за нарушение правил сдачи драгоценных металлов (и драгоценных камней) государству.
Детальное исследование данной категории позволило придти к выводу о явном несоответствие объема отношений, предметом которых являются драгоценные металлы и драгоценные камни, и объема их уголовно-правовой защиты. Из единого комплекса этих отношений, регулируемых ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в содержание которого входят отношения в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения, только отношения, связанные с обращением этих ценностей включены в сферу уголовно-правовой охраны.
Предметом преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, исходя из изложенного, следует считать: 1) Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), которые могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях. 2) Драгоценные камни - пригодные для изготовления ювелирных изделий минералы - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также вещество органического происхождения - природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования, однако, не де-факто, а только в результате прохождения определенной процедуры-экспертизы.
Не могут рассматриваться в качестве предмета данного преступного посягательства: 1) Вышеприведенные драгоценные камни, непригодные для изготовления ювелирных изделий; 2) Сертифицированные ограненные драгоценные камни; 3) Синтетические и искусственные драгоценные камни; 4) Ювелирные изделия; 5) Бытовые изделия; 6) Лом ювелирных и бытовых изделий.
При этом сделками, связанными с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, совершенными в нарушение правил, установленных законодательством РФ, следует признать весьма широкий и разнообразный, практически неограниченный спектр действий, как связанных с переходом права собственности, так и с переходом иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе их использованием в качестве залога. При этом незаконность сделки поставлена в зависимость во многом, как от ее предмета - драгоценных металлов или драгоценных камней, а также от их градаций, так и от объема полномочий сторон сделки; немаловажна при этом и разновидность сделки.
Незаконным хранением
Незаконная перевозка драгоценных металлов и (или) драгоценных камней представляет собой любые действия виновного по перемещению в пространстве драгоценных металлов и драгоценных камней, совершенные с обязательным использованием любого вида транспортного средства, с нарушением правил, установленных законодательством РФ.
Незаконная пересылка драгоценных металлов и (или) драгоценных камней - это действия виновного, связанные с перемещением драгоценных металлов и драгоценных камней по сетям почтовой связи, в виде почтовых, багажных отправлений, с нарочным либо иным способом, при условии перемещения их без участия отправителя, совершенные с нарушением требований, установленных законодательством РФ.
При этом незаконность совершения сделки, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями, а также их хранения, перевозки, пересылки создают, равным образом, как совершение этих деяний в отношении ценностей, обладание которыми лицом незаконно (похищенные, приобретенные в нарушение правил и др.), так и их совершение в отношении ценностей, которые лицом обретены законным путем, однако при отсутствии выполнения установленных законодательством требований к совершению этих действий.
Незаконность же оборота драгоценных металлов и драгоценных камней имеет место в случаях нарушения не только законов, но и подзаконных нормативных актов, при этом исключительно федерального уровня.
В результате проведенного исследования признаков субъекта преступления, предусмотренного ст. 191 УК РФ, таковым предлагается признавать - физическое лицо (граждане России, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства), достигшее 16 лет, вменяемое, совершившее незаконный оборот драгоценных металлов и (или) драгоценных камней.
Незаконный оборот драгоценных металлов и драгоценных камней необходимо отграничивать:
1. От хищений. При этом следует иметь в виду, что предметом хищений могут быть только драгоценные металлы и драгоценные камни не являющиеся естественным природным богатством, т.е. не выделенные из природной среды. Совершение хищения этих ценностей и последующее совершение с ними незаконных сделок либо их незаконного хранения, перевозки, пересылки образует совокупность преступлений, предусмотренных ст. 191 УК РФ и соответствующими статьями, предусматривающими ответственность за хищение.
При разграничении незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней и мошенничества нужно учитывать, что, в случае если предметом незаконной сделки выступают не данные ценности, а предметы, их имитирующие, что не охватывается умыслом одной из сторон, квалификация действий виновных осуществляется по ст. 159 УК РФ (продающая сторона) и по ч. 3 ст. 30 и ст. 191 УК РФ (покупающая сторона).
2. От преступления, предусмотренного
действующей редакцией ст. 192 УК
РФ. Как наиболее близкий
3. От контрабанды. Для вменения
в вину лицу совершение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, законодательство в сфере регулирования драгоценных металлов и драгоценных камней далеко от совершенства в связи, с чем я считаю необходимым разработать и принять два новых закона - отдельно по драгоценным камням и драгоценным металлам. Действующий Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не является документом прямого действия, а служит указателем на ведомственные подзаконные акты, которые в большинстве своем противоречат самому закону. Закон совмещает регулирование заведомо глобально-монопольных рынков и сферы деятельности малого бизнеса, отождествляя их едиными нормативными актами, а также регулирует по одним правилам биржевой товар.
Целесообразно в правовом регулировании уравнять ряд специальных объектов, участвующих в обороте драгоценных металлов. В частности, минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы, и вторичное сырье, тем более, учитывая тот факт, что ранее регулирование оборота минерального и вторичного сырья, содержащего драгоценные металлы, осуществлялось одним нормативным правовым актом - Положением о сделках с драгоценными металлами, не предусматривающим между ними различий. В связи, с чем непонятно, почему законодатель запрещает использовать вторичное сырье в качестве залога, но позволяет совершать указанные сделки с минеральным сырьем. Или, например, разрешает внести в качестве вклада на счета ответственного хранения минеральное сырье, но запрещает аналогичные операции для лома и отходов, содержащих золото и серебро.
Исследовав правовой режим объектов оборота драгоценных металлов и камней, я предлагаю провести корректировку действующего законодательства, в частности:
- уточнить редакцию некоторых основных понятий статьи 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»:
«драгоценные камни - природные минералы, в том числе облагороженные, характеризующиеся красотой, износостойкостью, редкостью и вследствие их потребительских качеств имеющие высокую рыночную стоимость, к которым относятся природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Настоящий перечень драгоценных камней может быть изменен только Федеральным законом»;
«драгоценные металлы - металлические материалы, обладающие высокой рыночной стоимостью, к которым относят золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Настоящий перечень драгоценных металлов может быть изменен только Федеральным законом. Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления»;
- ввести определение в статью 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года №41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»:
«облагораживание драгоценного камня» - это специальная обработка драгоценного природного камня (минерала) с целью улучшения его характеристик».
Обосновывается необходимость упрощения юридической процедуры (либерализации) пробирования и клеймения ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Для достижения целей по реформированию государственной инспекции пробирного надзора предлагается следующее:
- внести изменения в
- разработать новые нормативные
документы, регулирующие создание,
аттестацию лабораторий на
- на заинтересованных