Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 12:29, курсовая работа
Цель исследования заключаются в комплексном рассмотрении, анализе и обобщении содержания действующих нормативных актов, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, с учетом практики их применения и выработке предложений по совершенствованию законодательства.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) определение основных этапов исторического развития нормативного регулирования оборота драгоценных металлов;
2) рассмотрение процесса становления правовой базы оборота драгоценных металлов и выявление теоретических проблем регулирования оборота драгоценных металлов;
Введение…………………………..……………………………………….4
Глава I. Становление и развитие механизма правового регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
§1. Историческое развитие законодательства России о драгоценных
металлах и драгоценных камнях.………………………………………....7
§2. Понятие и правовая природа драгоценных металлов и драгоценных камней…………………………..…………………………………………11
Глава II. Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
§1. Общие положения об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями………………………………………………….15
§2. Виды операций с драгоценными металлами………………………..18
§3. Операции с драгоценными камнями………………………………...24
Глава III. Проблемы и особенности гражданско-правовой ответственности в сфере оборота драгоценных металлов
§ 1. Система органов контроля за оборотом драгоценных металлов….28
§2. Ответственность за нарушения в сфере оборота драгоценных металлов…………………………..…………………………………...…..32
Заключение…………………………..…………………………………....44
Список используемой литературы………………………………..……..49
8) специальный учет организаций, в том числе воинских частей и воинских формирований, и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
9) постоянный государственный
10) периодический государственный контроль за производством, извлечением, переработкой, использованием, хранением и учетом драгоценных металлов и драгоценных камней во всех организациях, осуществляющих указанную деятельность, в том числе в воинских частях и воинских формированиях, а также у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями8.
1. Государственный контроль за
геологическим изучением и
1) соблюдения законодательства
Российской Федерации в
2) эффективного использования
3) применения экологически
4) сохранности драгоценных
Уполномоченные должностные лица органов государственного контроля за геологическим изучением и разведкой месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычей, производством, использованием и обращением вправе:
1) беспрепятственно посещать в целях выполнения возложенных на них обязанностей все организации, осуществляющие геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычу, производство, использование и обращение, по предъявлении служебных удостоверений и соответствующих предписаний органов, сотрудниками которых они являются;
2) проводить осмотр используемых
организациями, осуществляющими геологическое
изучение и разведку
3) производить досмотр лиц, деятельность которых связана с непосредственным доступом к драгоценным металлам и драгоценным камням;
4) запрашивать и безвозмездно получать от должностных лиц контролируемых организаций, а также от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, соответствующую документацию, объяснения в письменной или устной форме и справки по вопросам, возникающим при осуществлении контроля;
5) проверять бухгалтерские документы, нормативно-технические и иные документы, содержащие сведения о получении, о расходовании, об учете, о хранении драгоценных металлов и драгоценных камней, их лома и отходов, опечатывать указанные документы в случаях, если предполагается возможность их утраты или искажения содержащихся в них сведений, до завершения проверки и (или) принятия решения об изъятии указанных документов;
6) осуществлять в контролируемых организациях отбор проб продукции (материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, образцов изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, проб лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней для проверки и проведения анализов в лабораториях органов государственного контроля или в иных лабораториях;
7) предъявлять в суд или в
арбитражный суд иски в
8) принимать решения о наложении административных взысканий в случаях, предусмотренных административным законодательством9.
Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти устанавливает по согласованию с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти порядок изъятия в целях проверки и анализа образцов продукции (изделий, материалов) из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также проб сырья и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней.
Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» содержит общую отсылочную норму, согласно которой лица, виновные в нарушении установленного порядка геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов, их добычи, производства, использования и обращения, несут уголовную, административную и гражданскую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 30 Закона о драгметаллах).
Рассмотрим подробнее каждый из этих видов юридической ответственности.
Гражданско-правовая ответственность одна из важнейших особенностей рынка драгметаллов в России - его жесткое регулирование со стороны государства. Это существенно ограничивает действие гражданско-правового принципа свободы договора на правоотношения сторон в сделках, регулирующих оборот драгметаллов. К таким сделкам применимы нормы п. 1 ст. 422 ГК РФ о соответствии договора обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения, и ч. 1 п. 4 ст. 421 ГК о том, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Общее правило таково: стороны - субъекты рынка драгметаллов вправе при заключении соответствующих сделок самостоятельно определить договорную ответственность на основании норм ГК, кроме случаев, когда такая ответственность императивно закреплена в соответствующих правовых актах. Речь идет об актах Центрального банка РФ, утверждающих стандартные условия договоров, одной из сторон в которых является соответственно либо Гохран, либо ЦБ. Фактически данные типовые договоры представляют собой договоры присоединения. Контрагенты Гохрана и Банка России - участники рынка драгметаллов - вправе присоединиться к ним только на указанных в договорах условиях, в том числе и на условиях об ответственности.
Так, Гохраном утвержден целый ряд типовых договоров: об отпуске драгоценных металлов из Госфонда России (Приказ Гохрана России от 20 октября 1997 г. N 234); с предприятиями-заготовителями на поставку в Госфонд аффинированных драгоценных металлов, полученных на аффинажных заводах РФ в результате переработки вторичного сырья и промышленных отходов, содержащих драгоценные металлы (Приказ от 4 апреля 1997 г. N 78); на поставку в Госфонд аффинированных драгоценных металлов, полученных в результате переработки электронного и электротехнического лома, а также промышленных отходов, содержащих драгоценные металлы (Приказ от 18 февраля 1997 г. N 44); складского хранения ценностей, принимаемых от юридических лиц, с выдачей в подтверждение принятия на хранение ценностей двойных складских свидетельств Гохрана (Приказ от 21 февраля 2000 г. N 47).
Для определения ответственности сторон в перечисленные договоры включена норма, отсылающая к действующему законодательству. Гражданско-правовая ответственность регламентируется общими нормами ГК, в частности главы 25 «Ответственность за нарушение обязательств» и глав, посвященных конкретным видам договоров (прежде всего главы 30 «Купля-продажа»).
Лишь в последнем из названных типовых договоров Гохрана - договоре складского хранения ценностей - есть ряд положений, конкретно устанавливающих ответственность сторон.
Например, в случае утраты принятых на хранение ценностей хранитель (Гохран России) возмещает в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления поклажедателя (юридического лица, передавшего ценности на хранение) стоимость утраченных ценностей. В случае неоплаты поклажедателем услуг по договору хранитель удерживает ценности до момента погашения задолженности.
Среди прочих договоров, заключаемых Гохраном, важнейшими являются договоры с субъектами добычи и производства драгметаллов о поставке аффинированных металлов в Госфонд России. Согласно ч.2 п.5 ст. 2 Закона о драгметаллах невыполнение одной или обеими сторонами заключенного договора купли-продажи драгметаллов влечет за собой последствия, установленные частью первой ГК и ст.21 Закона о драгметаллах. Это означает, в частности, что при отсутствии предварительного (не менее чем за три месяца до предполагаемой даты покупки) авансирования субъектов добычи и производства Гохран лишается своего приоритетного права на приобретение драгметаллов. П. 4 ст. 21 этого же Закона предусматривает, что в случае неисполнения Гохраном условий договора купли-продажи, касающихся авансирования, субъекты добычи и производства драгметаллов вправе оставить в своем распоряжении не оплаченную по договорам продукцию, а также обратиться за защитой своих имущественных прав в арбитражный суд.
Более детально имущественная ответственность прописана в стандартных договорах, заключаемых Банком России с кредитными организациями, имеющими соответствующие лицензии на операции с драгметаллами.
Другим нормативным актом - указанием ЦБ от 7 октября 1998 г. N 376-У (ред. от 11 апреля 2000 г.) - утвержден текст Генерального соглашения об общих условиях совершения сделок купли-продажи драгоценных металлов на территории РФ. В договорах, заключаемых в соответствии с этим соглашением (в отличие от договора поставки, рассмотренного выше), Банк России может быть не только покупателем, но и продавцом драгметаллов. Кроме того, кредитная организация не связывается обязательствами перед третьими лицами (субъектами добычи и производства) и, следовательно, не несет ответственности за их действия или бездействие. Имущественная ответственность, установленная Генеральным соглашением, равна для обеих сторон-участниц договора купли-продажи.
За несвоевременное перечисление денежных средств по заключенной сделке виновная сторона уплачивает другой стороне неустойку в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на установленный Генеральным соглашением день исполнения обязательств. Неустойка начисляется на сумму задолженности за весь период просрочки, но не может составлять более 10 процентов от этой суммы.
Аналогичная неустойка уплачивается и за несвоевременную поставку драгметаллов. Она начисляется на стоимость не поставленного металла, рассчитанную по его цене на день заключения сделки, за весь период просрочки, но составляет не более 10 процентов от стоимости не поставленного металла.
За недопоставку, а также поставку некачественных драгметаллов виновная сторона уплачивает штраф в размере 10 процентов от стоимости недопоставленных (некачественных) драгметаллов, рассчитанной по цене металла на день заключения сделки.
Стандартные условия договора хранения и ведения счета ответственного хранения драгоценных металлов, открываемого кредитной организации в Банке России, утверждены указанием ЦБ от 18 ноября 1999 г. N 682-У.
В соответствии с указанным договором за неисполнение или ненадлежащее исполнение клиентом (кредитной организацией) обязательств по оплате предоставленных Банком России услуг по обслуживанию счета ответственного хранения клиент уплачивает неустойку в размере ставки рефинансирования Банка России, действующей на установленный договором день исполнения обязательств. Неустойка начисляется на сумму просроченной задолженности за весь период просрочки оплаты клиентом услуг по обслуживанию счета.
В случае несвоевременной или неполной оплаты клиентом услуг по обслуживанию счета ответственного хранения Банк России оставляет за собой право в соответствии с ч. 2 ст. 854 ГК произвести списание инкассовым поручением суммы просроченной задолженности с корреспондентского счета клиента, открытого в ЦБ, без согласия клиента, если это предусмотрено договором о ведении такого счета.
Имущественная ответственность за нарушение сторонами прочих обязательств по указанным типовым договорам регулируется действующим гражданским законодательством, что зафиксировано в тексте договоров. Это важно, прежде всего, для определения ответственности государственного органа. Однако по некоторым видам сделок определить такую ответственность на основании договорной отсылки к действующему законодательству бывает непросто. Так, в ГК не урегулирован договор металлического счета. Возникает вопрос о том, как, например, определить ответственность Банка России за нарушение сроков перевода драгметаллов с одних клиентских счетов на другие по договорам хранения и ведения счетов ответственного хранения.
В отношении правил об обезличенных металлических счетах в российской правовой науке высказывались мнения о возможности применения к ним по аналогии закона норм гл. 45 ГК о банковском счете10, а следовательно, и ст. 856 ГК об ответственности банков за ненадлежащее совершение операций по счету. Что же касается договора металлического счета ответственного хранения, то, учитывая двойственную природу такого договора, наличие в нем элементов договора хранения и договора банковского счета, представляется, что на хранителя может быть возложена имущественная ответственность как по ст. 856 (за ненадлежащее совершение операций по счету), так и по ст. ст. 901 и 902 (за утрату, недостачу или повреждение хранимого).
Действующим законодательством установлены административные санкции за нарушения в сфере оборота драгметаллов.
Уже говорилось об имущественной ответственности сторон при нарушении обязательств по договорам поставки драгметаллов в Госфонд России. Однако на субъектов добычи и производства драгметаллов действующим правовым актом («Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства от 30 июня 1994 г. N 756 (ред. от 1 декабря 1998 г.)) возлагается еще и дополнительная - административная - ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение по их вине условий поставки аффинированных слитков государству в виде лишения лицензии на право пользования недрами в порядке, установленном Законом РФ «О недрах».
Аннулирование лицензии на ввоз и вывоз товаров с содержанием драгметаллов или приостановление ее действия как меры административной ответственности налагаются на субъектов предпринимательской деятельности Министерством экономического развития и торговли за нарушения порядка ввоза в РФ и вывоза из РФ товаров с содержанием драгметаллов, установленного Постановлением Правительства от 24 января 1994 г. N 35 (ред. от 22 февраля 2000 г.).
Некоторые меры административной ответственности могут быть применены ЦБ в отношении кредитных организаций. Так, в случае нарушения специально уполномоченным банком требований Положения ЦБ от 1 ноября 1996 г. N 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» к банку принимаются меры, предусмотренные ст. 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации». В силу этой статьи Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до 6 месяцев. Невыполнение требований ЦБ может служить основанием для отзыва лицензии (разрешения) на совершение операций с драгметаллами.