Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 12:29, курсовая работа
Цель исследования заключаются в комплексном рассмотрении, анализе и обобщении содержания действующих нормативных актов, регулирующих оборот драгоценных металлов и драгоценных камней, с учетом практики их применения и выработке предложений по совершенствованию законодательства.
Для достижения поставленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1) определение основных этапов исторического развития нормативного регулирования оборота драгоценных металлов;
2) рассмотрение процесса становления правовой базы оборота драгоценных металлов и выявление теоретических проблем регулирования оборота драгоценных металлов;
Введение…………………………..……………………………………….4
Глава I. Становление и развитие механизма правового регулирования оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.
§1. Историческое развитие законодательства России о драгоценных
металлах и драгоценных камнях.………………………………………....7
§2. Понятие и правовая природа драгоценных металлов и драгоценных камней…………………………..…………………………………………11
Глава II. Правовое регулирование операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
§1. Общие положения об операциях с драгоценными металлами и драгоценными камнями………………………………………………….15
§2. Виды операций с драгоценными металлами………………………..18
§3. Операции с драгоценными камнями………………………………...24
Глава III. Проблемы и особенности гражданско-правовой ответственности в сфере оборота драгоценных металлов
§ 1. Система органов контроля за оборотом драгоценных металлов….28
§2. Ответственность за нарушения в сфере оборота драгоценных металлов…………………………..…………………………………...…..32
Заключение…………………………..…………………………………....44
Список используемой литературы………………………………..……..49
Все операции по металлическому счету клиента проводятся банком на основании поручений, принятых от клиента или его доверенных лиц. Срок исполнения поручений, как правило, составляет один день, кроме поручений на снятие ценностей, которые исполняются в течение трех банковских дней. При снятии ценностей банк проверяет состояние счета и в случае наличия на нем указанного в документе на снятие количества ценностей осуществляет их выдачу клиенту.
Основаниями для зачисления драгоценных металлов на обезличенные металлические счета могут служить:
Основанием для списания драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов может служить;
Для хранения драгоценных металлов, принадлежащих клиентам, банки открывают металлические счета ответственного хранения (счета с сохранением индивидуальных признаков металлов, таких, как вид, количество, проба, производитель, серийный номер слитков и др.).
Металлический счет ответственного хранения носит название «аллокированный счет». Драгоценные металлы, числящиеся на этих счетах, не являются привлеченными средствами кредитной организации и не могут быть размещены ею от своего имени и за свой счет.
Осуществление данного вида операций требует наличия у кредитной организации сертифицированного хранилища.
Для предоставления кредитов под залог драгоценных металлов и драгоценных камней наличие лицензии (разрешения) на совершение операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями необязательно, кроме того случая, когда предмет залога передается на хранение залогодержателю. В случае отсутствия лицензии у банка-кредитора хранение заложенных ценностей осуществляется по договору хранения в другом банке, имеющем такую лицензию. Лицензии не требуется и при приеме в залог или на хранение ювелирных изделий, не являющихся по законодательству РФ валютными ценностями.
При проведении залоговых операций с драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них кредитные организации, осуществляющие операции ответственного хранения заложенного имущества, обязаны регистрироваться в территориальных госинспекциях пробирного надзора.
Займы в драгоценных металлах предоставляются путем поставки металлов клиенту в физической форме или на обезличенные металлические счета в обмен на обязательство поставки металлов по истечении установленного договором срока. Погашение суммы займа в драгоценных металлах осуществляется в форме физической поставки металлов или путем перечисления металлов с обезличенных металлических счетов заемщика. Проценты по этим займам исчисляются и выплачиваются в валюте РФ, но при наличии соглашения между банком и владельцем обезличенного металлического счета могут быть выплачены в драгоценных металлах.
Банки, независимо от наличия у них лицензии (разрешения) на осуществление операций с драгоценными металлами, могут принимать драгоценные металлы в качестве обеспечения по предоставляемым кредитам, т.е. выдавать денежные ссуды под залог драгоценных металлов.
Порядок получения кредита под залог драгоценных металлов совпадает с порядком получения кредита под залог любых других товарно-материальных ценностей. Заемщик подает в банк заявление, прилагает к нему все требуемые кредитором документы и заключает с банком два договора - кредитный и договор о залоге.
Банки также могут кредитовать предприятия, добывающие драгоценные металлы, с последующей покупкой у них, добытых ценностей.
Для проведения экспортных операций с драгоценными металлами кредитная организация должна иметь кроме лицензии ЦБ РФ на осуществление операций с драгоценными металлами еще и лицензию на экспорт драгоценных металлов Министерства внешних экономических связей и торговли РФ.
Коммерческие банки имеют право совершать экспортные операции только с аффинированным золотом и серебром в виде стандартных и мерных слитков российского и иностранного происхождения. В настоящее время лицензии на экспорт имеют несколько специально уполномоченных банков, в том числе «Внешторгбанк», «Ланта-Банк», «БИН-банк» и др.
Экспорт слитков осуществляется через специализированные таможенные посты с соблюдением правил таможенного оформления и контроля. Контроль за соблюдением таможенного законодательства возложен на Государственный таможенный комитет РФ и Банк России. Последний проводит контроль за экспортными операциями кредитных организаций со слитками на основании ежемесячных балансов и расшифровок балансовых счетов, представляемых кредитными организациями по специально установленным формам3.
§3. Виды операций с драгоценными камнями
Операции с природными драгоценными камнями регулируются Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ4, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 г. № 759 с изменениями5, внесенными в него Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2000 г. № 215.
Указанное Положение распространяется на сделки с природными алмазами, рубинами, изумрудами, сапфирами, александритами, природным жемчугом в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальными янтарными образованиями, приравненными в установленном порядке к драгоценным камням. Данный порядок распространяется на сделки с драгоценными камнями следующих видов:
а) сырые — сортировочные и оцененные;
б) обработанные — вставки для ювелирных изделий, полуфабрикаты и изделия технического назначения;
в) рекуперированные (извлеченные из инструмента).
Тарифы на услуги, оказываемые специально уполномоченными банками и другими субъектами сделок с природными драгоценными камнями, определяются по соглашению сторон при заключении договоров на совершение таких сделок.
Совершение сделок с сырыми несортированными природными драгоценными камнями не допускается.
Сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней осуществляются субъектами добычи или Гохраном России в соответствии с российскими законодательством и нормативно-технической документацией. Субъекты добычи, не имеющие возможности осуществлять первичную классификацию и первичную оценку добытых драгоценных камней, передают их в установленном порядке в Гохран России для проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки.
Российские перерабатывающие предприятия могут реализовать:
В целях осуществления государственного контроля за использованием и обращением драгоценных камней, Минфин России осуществляет учет сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями, а также между российскими перерабатывающими организациями. Минфин РФ и Центральный банк РФ ежегодно размещают свои заказы на приобретение драгоценных камней и до 1 января текущего года сообщают в Правительство РФ объемы закупок на следующий год природных драгоценных камней для пополнения государственных запасов с указанием добывающих организаций, у которых они будут покупаться, а также лимиты (квоты) продажи драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации.
Составной частью данного фонда является Алмазный фонд Российской Федерации, который представляет собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней (ст. 7 Закона РФ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).
Создание данного фонда регулируется Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1999 г. № 537 «О порядке согласования вопроса о создании государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней субъекта Российской Федерации»6.
Центральный банк России и специально уполномоченные банки имеют право совершать сделки купли-продажи природных драгоценных камней за свой счет или за счет своих клиентов (по договорам комиссии или поручения), осуществлять залоговые операции и совершать другие виды сделок, предусмотренные действующим законодательством.
Центральный банк РФ определяет перечень и характер операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных им Положением о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ, включая сделки купли-продажи за свой счет и за счет клиентов по договорам комиссии или поручения, заключаемым с: обрабатывающими организациями, другими специально уполномоченными банками, с промышленными потребителями, инвесторами.
Также специально уполномоченные банки могут осуществлять залоговые операции с природными драгоценными камнями при условии реализации залога в соответствии с требованиями вышеназванного Положения.
Инвесторы могут совершать сделки по купле-продаже обработанных драгоценных камней, их хранение, изготовление из них ювелирных изделий только через специально уполномоченные банки по заключенным с ними договорам поручения. Продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней гражданам не допускается.
Владельцы драгоценных камней могут использовать их в качестве залога. Удовлетворение требований залогодержателя может быть осуществлено только за счет денежных средств, полученных в результате реализации в установленном порядке природных драгоценных камней, при преимущественном праве их покупки Минфином России и Центральным банком РФ.
Не допускается использование природных драгоценных камней в качестве средства платежа, а также при расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим драгоценные камни в производстве своей продукции.
ЦБ РФ и Минфин России совместным письмом7 от 03 октября 1996 г. «О порядке применения Положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории РФ, утвержденного Правительством Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 759» утвердили перечень операций и сделок, совершаемых банками с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации. К этим операциям кроме указанных в вышеназванном Положении относятся: 1) сделки купли-продажи как за свой счет, так и за счет клиентов по договорам (комиссии или поручения), заключаемым с обрабатывающими организациями, другими специально уполномоченными банками, с промышленными потребителями, инвесторами; 2) залоговые операции с природными драгоценными камнями при условии реализации залога в соответствии с требованиями вышеназванного Положения.
Глава III. Проблемы и особенности гражданско-правовой ответственности в сфере оборота драгоценных металлов
§ 1. Система органов контроля за оборотом драгоценных металлов
Государственным регулированием отношений в области геологического изучения и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычи, производства, использования и обращения занимается Федеральный пробирный надзор
Федеральный пробирный надзор осуществляется в целях защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции, а также в целях защиты интересов государства.
Федеральный пробирный надзор включает в себя:
1) опробование, анализ и клеймение государственным пробирным клеймом всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства, а также указанных изделий, ввезенных на территорию Российской Федерации для продажи;
2) экспертизу оттисков
3) контрольные анализы и
4) экспертизу и диагностику
5) экспертизу в соответствии
с постановлениями органов
6) экспертизу музейных и
7) государственную сертификацию драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них;