Проблемы регулирования правовой связи с иностранными гражданами и лицами без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексный анализ института гражданства в целом, включая истоки и историю его развития, а также особенности гражданства в Республики Беларусь; изучение вопросов гражданства в различных странах, для наиболее сравнения национального законодательства в этой области; а также рассмотрение проблемных вопросов современности, в сфере гражданства и возможности их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть закономерности развития института гражданства и его особенности в Республике Беларусь;
- исследовать и дать сравнительно-правовую характеристику способам приобретения гражданства;
- выявить основные проблемные вопросы, касающиеся гражданства и наметить способы их решения.

Файлы: 1 файл

гражданство.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

                                 Введение

 

 

Одним из условий достижения полной свободы прав и интересов  личности, её неприкосновенности и  защищённости является наделение индивида особым правовым статусом, выражающим его связь с государством и личностью. В современном мире данный институт именуется гражданством.

Граждане ─ необходимый и обязательный признак любого государства. Нет государства без граждан, ─ как нет граждан без государства.

Для признания факта  гражданства (особенно в государствах, не имеющих законодательства о гражданстве) первостепенным определяющим фактором является содержание связи человека и предоставителя гражданства, основанной на соответствующих правах, обязанностях и взаимной ответственности лица перед государством в рамках особых социально-политических, экономических, правовых, культурных и иных взаимоотношений.

Обладание гражданством является предпосылкой полного распространения  на данное лицо всех прав  и свобод, предоставляемых законом, защита гражданина государством не только внутри страны, но и за её пределами. Только государство может обеспечить покровительство своих граждан на территории других стран, защищая и выражая их интересы, выступая благоразумным арбитром в спорах и конфликтах.

Только государство, в  лице своих полномочных органов, имеет право ограничить свободу - конечно же, на основании закона - лицам, нарушающим права иных граждан.

“Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства” - гласит статья 2 Конституции Республики Беларусь.

И это, пожалуй, главный  лозунг государства, которое берёт  на себя обязанность по защите своих  граждан.

Правовой статус личности, её реальное положение ─ показатель уровня, достигнутого обществом и  государством в обеспечении достойной жизни в условиях социальной справедливости. Гуманизм есть исходное начало правового статуса человека, его прав и обязанностей.

Актуальность темы гражданства  растёт с каждым днём. Множество  стран мира вносят изменения и  дополнения в законы, регулирующие вопросы гражданства, стремясь наилучшим образом отразить интересы людей в данном институте.

  Целью настоящей работы является  комплексный анализ института  гражданства в целом, включая  истоки и историю его развития, а также особенности гражданства в Республики Беларусь; изучение вопросов гражданства в различных странах, для наиболее сравнения национального законодательства в этой области; а также рассмотрение проблемных вопросов современности, в сфере гражданства и возможности их разрешения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть закономерности развития  института гражданства и его              особенности в Республике Беларусь;

- исследовать и дать сравнительно-правовую  характеристику способам    приобретения гражданства;

- выявить основные проблемные вопросы, касающиеся гражданства и наметить способы их решения.

Для решения поставленных задач, применялись следующие методы : исторический, сравнительно-правовой, общенаучный метод.

  Разработке данной темы посвящено ряд работ белорусских и зарубежных учёных, которые заложили фундаментальные основы в понимании и осмыслении гражданства как правового института. Это работы Белова А.В., Синкевич А.И., Селиванова А.В., Моргуна Ю.Ф. и других.

Только глубоко изучив институт гражданства в целом, его основы и тенденции развития можно скорректировать и исправить ошибки и пробелы в законодательстве, регулирующим гражданство, что представлено весьма важным в обеспечении прав человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

    1.История развития института               гражданства

 

    1. Общие истоки развития института гражданства

 

Гражданство как правовая категория известно с античности. В большинстве греческих полисов  основанием для получения гражданства  являлось обладание земельной собственностью и происхождение из определённой семьи, рода, дема. Согласно принятому в Афинах в 451-450 гг.до н.э закону, гражданином считался лишь тот, чьи родители были полноправными гражданами. В древней Спарте основу прав гражданина   составляло владение клером, участие в государственном воспитании (arore) и совместных трапезах (сисситиях). Наряду с полноправными гражданами  в греческих городах существовали лица с неполными гражданскими правами, лишённые права занимать все или некоторые административные должности. С юридической точки зрения  неполноправными гражданами считались также молодые мужчины, не достигшие возраста  30 лет, начиная с которого человек мог активно участвовать в деятельности публичных учреждений, а также женщины, лишённые  в Афинах права обращаться в суд и обладать земельной собственностью. Обязанности граждан заключались в защите государства от внешних и внутренних врагов, защите правовых установлений, в повиновении законам и участии в отправлении культов.

В Риме права гражданство (лат. civitas Romana) человек получал в момент своего рождения при условии, что его родители ими обладали, а также путём наделения ими при предоставлении свободы. Правами граждан первоначально обладали только жители Рима, затем их получили и свободные жители  Римской провинции. Характерными чертами гражданства были: присвоение имени, ношение тоги, воинская повинность, право голоса в народном собрании (jus suffragii), пассивное избирательное право (jus honorum), право обжалования судебного приговора – казни, изгнания (jus provocationis), заключение договоров (jus commercii), бракосочетания (jus conubii). Лица, попавшие в рабство или изгнанные, лишались гражданских прав.[1]

Беря свои истоки ещё  с древних времён,  понятие и институт гражданства дошли и в современность, хотя немного интерпретировался изначальный смысл.

В каждой стране слово  “гражданство” звучит по-своему. В Республике  Польша ─ “przunaleznosc panstwowa”, в Сербии и Хорватии употребляются два термина: “drzavljanstvo” и “gradanstwo”, второй является более простым вариантом, в Америке ─ “citizenship”, по-французски гражданство звучит как “сitoyennet”, в Германии ─ “die Staatsburgerschaft”.

До середины двадцатого столетия общепризнанным считалось  утверждение, что вопросы гражданства  относятся  к исключительному ведению государства. Появление первых международных договоров   о гражданстве, направленных на устранение коллизий законов о гражданстве различных государств, явилось начальным этапом в становлении гражданства как института международного права. В настоящее время международно-правовое регулирование гражданства необходимо в той степени, в которой внутригосударственный механизм  оказывается неэффективным.

 С одной стороны,  государство самостоятельно определяет  объём международно-правового регулирования  вопросов гражданства, руководствуясь принципами суверенитета и невмешательства во внутренние дела; с другой стороны, урегулирование  вопросов гражданства, представляющих интерес более чем для одного  государства, должно основываться на принципе международного сотрудничества с учётом объективности оценки его предпосылок и необходимости.  

 

 

    1. Особенности развития института гражданства в Республике Беларусь

 

История возникновения  и развития института гражданства в нашей стране имеет свои особенности. Непрерывный исторический процесс внёс свои коррективы в данный правовой институт. В частности это связано с теми государствами, которые в определённый период времени находились в тесной взаимосвязи, точнее, взаимозависимости.

Ярким примером являлся  СССР. Данный союз  предполагал не только чёткую иерархию распределения прав и обязанностей каждого входящего государства, что не предполагалось на начальном этапе создания, а также царение   единых законов и правовых институтов. Не исключением был и институт гражданства.

Закон  о гражданстве  СССР от 1931 года установил, что каждое лицо, находящееся на территории СССР, признаётся гражданином СССР, если не была доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Этот Положение также закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, на территории которой он постоянно проживает. Если он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой республикой, то может избрать гражданство этой республики.

Конституция СССР 1936 года вновь подтвердила принцип единства союзного гражданства и сохранила отнесение к ведению Союза ССР решение вопросов о союзном гражданстве и о правах иностранцев. Принятый на основе новой Конституции Закон о гражданстве Союза ССР от 19 августа 1938 года закрепил ряд новых положений. Теперь гражданами СССР являлись все лица, состоявшие к 7 ноября в подданстве Российской империи и не утратившие советского гражданства, а также лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законном порядке. Все лица, не отвечающие данным условиям, но проживающие на территории СССР, признавались лицами без гражданства.

В дальнейшем, изменение в положении СССР (например, присоединение к СССР Латвии, Эстонии, Литвы, Бесарабии, Северной Буковины и т.д.) повлекли за собой принятие ряда нормативных актов, регулирующих отдельные вопросы приобретения советского гражданства. Конституция СССР 1977 года выразила важный принцип гражданства: граждане СССР за границей пользуются защитой и покровительством Советского государства.

Принятый на основе новой  Конституции Закон о гражданстве  СССР 1978 года по-новому сформулировал  условия принадлежности к гражданству  СССР. Теперь основным принципом, по которому определялась принадлежность к советскому гражданству, становилось наличие советского гражданства на день вступления в силу настоящего закона, а не подданства Российской империи. Этот же закон впервые закреплял законодательные права республик в вопросах гражданства.

Последним законом советских  времён, регулирующим отношения гражданства, был Закон о гражданстве СССР от 23 мая 1990 года.

Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета республиками, входившими в ее состав, потребовали принятия закона о гражданстве в новых суверенных государствах.

Формирование института гражданства в Республике Беларусь происходило противоречиво и сложно.

18 октября 1991 года был принят Закон «О гражданстве Республики Беларусь». В соответствии со статьёй 2 данного закона, гражданами Республики Беларусь признавались:

1) лица, которые постоянно проживали на территории Республики Беларусь на день вступления в силу настоящего закона;

2) лица, которые приобрели гражданство в соответствии с настоящим законом.

Данный закон вступил  в силу 12 ноября 1991 года. Важное значение имело определение факта “постоянного проживания”. Постановление Верховного Совета о введении в действие закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» чётко указывало, что постоянно проживающими на территории республики считались лица:

      1. имевшие постоянную прописку в Республике Беларусь на день вступления в силу настоящего закона;
      2. прибывшие в Республику Беларусь до вступления настоящего закона, проживавшие и постоянно работавшие на её территории, о чём свидетельствовала запись в трудовой книжке и наличие штампа о выписке из предшествующего места жительства;
      3. проходившие срочную службу на территории Республике Беларусь на момент вступления в силу настоящего закона и оставшиеся на постоянное жительство после демобилизации;
      4. приехавшие в Республику Беларусь на учёбу до вступления в силу настоящего закона, имевшие временную прописку, а после окончания учёбы, получившие направление на работу и оставшиеся на постоянное жительство в Республики Беларусь;

А также лица, временно выехавшие за пределы республики в связи с:

─ призывом на действительную военную службу;

─ призывом офицеров из запаса на действительную военную службу на срок до трёх лет;

─ трудовыми, служебными отношениями, либо обучением, лечением, направлением на работу за границу;

─ помещением на воспитание в государственные детские учреждения, к родственникам, опекуну или попечителю, либо выполнением обязанностей опекуна или попечителя.

Также данным постановлением признавалось, что иностранные граждане и лица без гражданства, которые  на день вступления в силу Закона “О гражданстве” постоянно проживали на территории Республики по соответствующим видам на жительство, не попадали под действие пункта 1 статьи 2 Закона.

1 августа 2002г. вступил в силу новый Закон “О гражданстве Республики Беларусь”. Он внёс некоторые изменения в регулировании вопросов приобретения гражданства.

 

 

 

 

 2.Приобретение гражданства и его сравнительно-правовой анализ в разных странах

 

Важным вопросом для  каждого государства является приобретение гражданства. Здесь значительную роль играют не только внутригосударственные акты, а также признание, в некоторой степени,  международных договоров.

Так в статье 12 Закона Республики Беларусь “О гражданстве” говорится, что гражданство приобретается: по рождению; в результате приёма в гражданство; в порядке регистрации; по иным основаниям, предусмотренным законом.

Главным основанием приобретения гражданства является получение  его в силу рождения. Этот способ имеет латинский термин “filiatia”. Существует две формы приобретения гражданства по рождению, установленные древнеримскими юристами: “по праву почвы” (лат.”jus soli”) и “по праву крови” (лат. “jus sanguinis”).

Информация о работе Проблемы регулирования правовой связи с иностранными гражданами и лицами без гражданства