Проблемы регулирования правовой связи с иностранными гражданами и лицами без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексный анализ института гражданства в целом, включая истоки и историю его развития, а также особенности гражданства в Республики Беларусь; изучение вопросов гражданства в различных странах, для наиболее сравнения национального законодательства в этой области; а также рассмотрение проблемных вопросов современности, в сфере гражданства и возможности их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть закономерности развития института гражданства и его особенности в Республике Беларусь;
- исследовать и дать сравнительно-правовую характеристику способам приобретения гражданства;
- выявить основные проблемные вопросы, касающиеся гражданства и наметить способы их решения.

Файлы: 1 файл

гражданство.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Во многом высокое  соотношение процента иностранных  граждан к местному населению зачастую приводит к серьезным этническим конфликтам. Здесь всё, что может сделать государство, это установить численную квоту на пребывание иностранных граждан, либо не выдавать разрешение на постоянное проживание им, однако это уже будет противоречить международным нормам права, провозглашающим свободу перемещения и выбора места жительства.

Согласно действующему законодательству Республики Беларусь законным признаётся нахождение на территории республики иностранных граждан  и лиц без гражданства при наличии у них разрешения на временное проживание или вида на жительство. Если лицо не имеет данного разрешения или других оснований, то оно находится на территории государства без надлежащих правовых оснований, то есть в состоянии нелегала.

На современном этапе проблема нелегального пребывания лиц стоит особенно остро, в первую очередь это связано с миграционными процессами во всём мире, носящими всепроницающий характер, не имеющий никаких границ.

 «Процессы нелегальной  миграции накладывают негативный отпечаток на социально-экономическую ситуацию и правопорядок в стране.»[26]

Нелегальная миграция имеет на сегодняшний  день тенденцию к постоянному  расширению. А это, в свою очередь, приводит к развитию преступной деятельности, терроризма, распространению наркотических и психотропных средств. Подвергая в опасность жизнь и здоровье людей, их спокойствие, законные права, нелегальная миграция наносит существенный вред, как населению, так и государству.

По экспертным оценкам, только в США число нелегалов  колеблется в пределах от 2,9 до 4,5 миллионов человек, в Западной Европе не менее 3 миллионов (в ФРГ – около 100 тысяч, Франции – до 1 миллиона, в Италии – до 850 тысяч); в Японии – от 300 тысяч до 1 миллиона человек.[27]

В 2003 году уголовные обвинения  в Польше за незаконное пересечение государственной границы предъявлено 76 лицам.

В 2000 году на Украине было задержано 10000 нелегальных мигрантов  пограничниками и 8000 полицией, в 2003 году соответственно 4577 и 3000. в 2003 году наблюдается  значительный рост нелегалов из Китая – 1659 (в 2002 году их численность составила 730 человек) и Индии – 803.[28]

Особую актуальность данный вопрос приобрёл в Республике Беларусь. Наша страна в силу своего геополитического и экономического положения оказалась в эпицентре эмиграционного потока. Точнее, её считают самым удобным транзитным коридором, мостом с Востока на Запад, по которому идут не только производственные связи, но и незаконные мигранты. Республика Беларусь оказалась пересылочной базой из стран Востока в страны Запада. Разросшиеся организованные группы по пересылке «живого» товара отработали точную систему въезда, пребывания и пересылки нелегальных мигрантов.

Попавшие на территорию  республики мигранты делятся на три  потока: Польшу, Прибалтику, Украину. Далее они едут по пунктам   назначения.

Бизнес «живым» товаром  стал в «теневом» мире очень прибыльной статьёй. По оценкам специалистов, он ежегодно даёт чистой прибыли порядка 7-10 миллиардов долларов США. Так, переброска через Беларусь одного мигранта в  Италию обходится в 12 тысяч долларов, в Германию – 15 тысяч долларов, в Швецию – 19 тысяч долларов.[29]

Люди бегут из тех  стран, где низкий уровень жизни, междоусобные войны, политическая и  экономическая нестабильность. Но мигрантские   каналы – ещё и очень удобный путь переброски шпионов, террористов, преступных элементов.

Пограничным ведомством Республики Беларусь в 2003 году возбуждено 8 уголовных дел в отношении 24 организаторов и активных пособников по переправке мигрантов.

В период с 1 по 10 февраля  и с 19 по 25 мая 2003 года пограничным ведомством совместно с МВД Республики Беларусь проведены две специальные целевые оперативно-профилактические операции «Нелегал». Задержано 190 незаконных мигрантов из Азии и Африки.[30]

С целью выявления  нелегалов, каналов и организаторов проникновения мигрантов в нашу страну с 2004 года вступила в действие специальная программа правоохранительных органов «Иностранец».

В результате к административной ответственности привлечён 1361 иностранный  гражданин, нарушивший правила пребывания и проживания на территории страны, и 114 белорусских граждан, помогавших им в этом.[31]

Раскрыть преступные организации, осуществляющие перевоз  нелегалов во многих случаях очень  тяжело. Это связано, в первую очередь, с тем, что данные группы формируются не сразу. Вычислить весь состав зачастую невозможно, так как обычно все его участники заранее планируют кто на каком участке  пути действует.

Деятельность некоторых  групп уходит своими корнями на территории других государств-приемников, где уже фактически силами одного государства вычислить их невозможно.

В отдельных случаях  организаторы и пособники незаконной миграции используют современные средства связи, автомобильной техники, средства визуального наблюдения, то есть оснащены намного лучше, чем пограничники.

Решить данную проблему средствами только одного государства  невозможно. Только тесное сотрудничество между странами, проведение совместных операций, разработка общих стратегий  и планов может снизить количество нелегальных мигрантов.

С 1998 года в Республики Беларусь действует закон « О ратификации соглашения о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией».

Взаимодействие ее участников осуществляется по следующим направлениям:

  • Миграционный контроль
  • Учет граждан, незаконно пересекающих границу
  • Обмен информацией
  • Подготовка и повышение квалификации сотрудников[32]

Представители нашей  страны приняли участие в работе международной конференции “  Новые границы преступности: торговля людьми и новые формы рабства”, проходившей в Италии.[33]

При непосредственном участии  Международной организации по миграции реализуется пилотный проект «Иммиграционный  контроль между Республикой Беларусь и Украиной: управление совместной границей».

С 1998 года наша республика активно участвует в работе Будапештской группы по проблемам нелегальной миграции. В мае 1999 года было ратифицировано соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и международной организации по миграции.[34]

Тесное сотрудничество между странами СНГ уже даёт во многом свои положительные результаты. Однако, это необходимо и со стороны других государств, в частности Западной Европы. Ведь, фактически, Республика Беларусь является защитной зоной стран Запада, спасая их от бесчисленного количества нелегалов. Только общими усилиями в разрешении данной проблемы можно добиться успеха.

Сейчас самым больным  вопросом для республики является создание центра временного пребывания нелегальных  мигрантов, а также средства на их содержание и высылку. Для этого, в первую очередь, необходимы дополнительные материальные затраты, привлечение иностранного капитала. Однако на данные меры пока никто не соглашается.

Несовершенно также  и миграционное законодательство  в республике. Несмотря на большое  число законодательных актов, в некоторых случаях нелегальная миграция создаётся даже искусственно – путём несовершенства законов, произвола чиновников. В этом направлении, по моему мнению, необходимо принять более жёсткие методы воздействия на уполномоченных лиц, нарушающих нормы закона, повысить их ответственность. Не секрет, что на границах царит произвол таможенных органов, которые рассчитывают на безнаказанность.

Необходимо также переподготовка и обучение лиц, находящихся на работе в органах, проведение совместных международных  учений, что во многом повысит опыт работников. « Чтобы эффективно решать общую для многих ведомств задачу противодействия нелегальной миграции, реально защищать права и свободы граждан, очень  важны теоретические научные исследования и обобщение опыта практической работы, взаимное стремление к сотрудничеству, высокий уровень профессионального доверия в отношениях между всеми участвующими в решении вопросов нелегальной миграции ведомствами».[35] Необходимо также повысить оснащённость органов, занимающихся нелегальной миграцией, специальным оборудованием.

Возможно также ввести в Республике Беларусь опыт других стран, проводящих легализацию некоторых  нелегальных мигрантов.

Так, например, в 1990-1994 годах  в США в среднем за год принимали  по 1 миллиону 209 тысяч мигрантов, в числе которых по 439 тысяч легализированных.[36]

Несовершенен также  и базовый инструмент управления миграцией- регистрация по месту  жительства. Во-первых, очень сложно зарегистрироваться в течение трёх суток в уполномоченном на ведение  регистрации органе по месту фактического проживания.[37]  Кроме того, не всякий, сдающий жильё согласиться даже временно зарегистрировать съёмщика. Это, в свою очередь, ведёт к нелегальному пребыванию.

Необходимо ввести качественно  новый механизм, в котором будет  упрощена данная процедура (например, проходить без вмешательства милиции).

От того, насколько  будет уделено внимание рассмотрению данных вопросов, зависит спокойствие  и будущее страны, её граждан, защита их прав и интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Заключение

 

 

Подводя итог всей работе, можно сделать следующие выводы:

Важнейшим условием и  предпосылкой признания и соблюдения прав и свобод гражданина и соответствующих  обязанностей государства по защите и обеспечению этих прав и свобод является получение гражданства данного государства. Именно гражданство во многом определяет основы правового статуса личности, объём её прав, свобод и обязанностей и служит исходной базой её взаимоотношений с государством.

Поэтому, прежде чем рассмотреть любую систему прав, необходимо остановиться на понимании такого важного института, как гражданство.

Это тем более важно  и необходимо в связи с тем, что длительное время в нашей  научной и учебной литературе под влиянием господствовавшей тогда  этатистской концепции взаимоотношений государства и личности само содержание понятия «гражданство» истолковывалось достаточно узко и односторонне, а по сути дела - недемократично.

Нельзя не учитывать, что не всякая правовая связь лица с государством означает установление между ними отношений гражданства. И иностранные граждане и апатриды, временно проживающие или пребывающие на территории данного государства, также находятся в определённой правовой связи с ним, но не имеют статуса граждан. Поэтому гражданство – это не всякая, а лишь устойчивая правовая связь с данным государством, выражающаяся в совокупности их соответствующих взаимных прав и обязанностей.

Устойчивый характер отношений гражданства заключается  в их постоянном характере, длящемся обычно от рождения до смерти гражданина, в установлении особого порядка их прекращения, не допускающего расторжение гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующим индивидуальном акте уполномоченного на это органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

Новый подход к содержанию отношений, связанных с гражданством исходит  из признания примата  общечеловеческих ценностей, означает признание человека и государства равноправными, равнообязанными субъектами, наделёнными взаимной ответственностью.

А это означает, что  не только государство берёт на себя обязанность защищать и оберегать  личность, но и граждане обязаны  подчиняться устоям данного государства.

Вопросы гражданства, вопросы  взаимоотношений населения с  государством весьма близко соприкасаются  с вопросами государственного суверенитета. Государство не может быть признано самостоятельным, если оно не имеет  своих граждан.

Необходимо отметить, что процесс развития и становления института гражданства в Республики Беларусь шёл противоречиво. Большое внимание оказали нормы гражданского законодательства, ратифицированные Российской Федерацией. Однако введение исключительно новых положений и принципов существенно отличают белорусское законодательство о гражданстве с положениями других стран.

Хотелось бы дальнейшего  расширения и усовершенствования международного сотрудничества, и связанного с ним  принятия новых соглашений.

Для развития института  гражданства необходима мощная теоретическая и практическая база знаний и опыта. В целях усовершенствования законодательства и исключения коллизий в праве необходимо не только достигнуть согласованности норм в самом государстве, но и постоянно совершенствовать международные договоры.

Особенно это касается таких спорных вопросов, как двойное  гражданство, миграция, проблема беженцев. Ведь данная проблема затрагивает интересы всех стран мира. А это напрямую связано с благополучием граждан. Ведь если государство не имеет своих граждан – оно не вправе носить данный правовой статус.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Список использованных литературных источников:

 

1. Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия.- М.:1997, с.102

Информация о работе Проблемы регулирования правовой связи с иностранными гражданами и лицами без гражданства