Проблемы регулирования правовой связи с иностранными гражданами и лицами без гражданства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является комплексный анализ института гражданства в целом, включая истоки и историю его развития, а также особенности гражданства в Республики Беларусь; изучение вопросов гражданства в различных странах, для наиболее сравнения национального законодательства в этой области; а также рассмотрение проблемных вопросов современности, в сфере гражданства и возможности их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть закономерности развития института гражданства и его особенности в Республике Беларусь;
- исследовать и дать сравнительно-правовую характеристику способам приобретения гражданства;
- выявить основные проблемные вопросы, касающиеся гражданства и наметить способы их решения.

Файлы: 1 файл

гражданство.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

 В  Республики  Беларусь нет ещё такого способа приобретения гражданства. Согласно пункту 2 статьи 7 Закона «О гражданстве» лицо, которое заключило брак с гражданином Республики Беларусь, приобретает гражданство Республики Беларусь при наличии его желания и соблюдения условий, предусмотренных законом.

Конвенция о гражданстве  замужней женщины 1957 года в целях  защиты интересов женщины предусматривает, что заключение или расторжение  брака с иностранцем, как и  перемена гражданства мужем, во время  существования брачного союза, не должны автоматически отражаться на гражданстве жены.

Для России и Республики Беларусь данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки  с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и  в связи с растущими связями  между людьми разных стран они  становятся всё более распространёнными.[12]

Следующий способ –дарование гражданства. Дарованное (актруированное) гражданство предоставляется за особые заслуги и в особом порядке. Например, сенат США после высылки  А.Солженицына в 1974 году и как  только стало известно, что он хотел бы жить в США, своим специальным постановлением предоставил ему и его семье гражданство США.

Существуют и очень  редкие, уникальные способы приобретения гражданства. Например, в некоторых странах предусмотрено, что дети, найденные на территории государства становятся гражданами этого государства.

Во многих странах  предусматривается также и упрощённый порядок принятия в гражданство. Так, статьёй 116 пунктом 2 Конституции ФРГ предусматривается, что бывшие немецкие граждане, лишённые гражданства в период между 30 января 1933 года и 8 мая 1945 года по политическим, расовым или религиозным мотивам, а равно их потомки восстанавливаются в гражданстве по ходатайствам. Они считаются не утратившими гражданство, если после 8 мая 1945 года поселились в Германии и не выразили иной воли.

В Республики Беларусь случаи упрощённого порядка принятия в  гражданство действуют на основе международных договоров. Согласно соглашению между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, каждая сторона предоставляет прибывшим на постоянное место жительства на её территорию гражданам другой стороны, подтвердившими свою принадлежность к гражданству бывшего СССР, право на упрощённый порядок приобретения гражданства при наличии одного из следующих условий:

      1. если заявитель родился или постоянно проживал на территории стороны приобретённого гражданства;
      2. при наличии у заявителя хотя бы одного из постоянно проживающих на территории стороны, приобретаемого гражданства и являющихся её гражданами близких родственников: супруга, супруги, одного из родителей (усыновителей) ребёнка, сестры, брата, деда или бабки.[13]

Подобное соглашение было заключено и с Украиной. В  соответствии с данным соглашением  стороны освобождают лиц от уплаты обязательных платежей, связанных с изменением гражданства.[14]

Однако многие лица, желающие приобрести гражданство данных государств, не уведомлены о действующих международных  соглашениях. Зачастую они принимаются  в гражданство на общих основаниях и это не вина законодателя, а  некомпетентность органов, регулирующих вопросы принятия в гражданство.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что наряду с совершенствованием законодательных норм по вопросам приобретения гражданства, необходимо строго им следовать на практике. В первую очередь это касается  рассмотрения в наиболее сжатые сроки каждого конкретного обращения по вопросам приобретения гражданства.

 ∙

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

   3. Проблемные вопросы института гражданства

 

        1. ДВОЙНОЕ ГРАЖДАНСТВО: ЗА И ПРОТИВ

 

                                                                                               

        Двойное гражданство (анг. double nationalee) - политико-правовая принадлежность лица к двум суверенным государствам, каждое из которых признает данное лицо своим гражданином.[15] Бипатриды. Так называют лиц, состоящих в гражданстве сразу двух стран.

    Актуальность  и значимость данной проблемы  возрастает с каждым днем. С  одной стороны каждое государство  имеет право само решать, допускать  ли случаи двойного гражданства  или нет, с другой стороны,  четкая неурегулированность данного вопроса, с учетом мнения всех сторон, может вызвать неблагоприятные последствия.

    Каждое государство,  допускающее случаи бипатризма  в первую очередь встречается  с проблемой лояльности данной  категории лиц. 

    А.И. Синкевич  по поводу лояльности двойного гражданства пишет следующее: '' До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т.д. ''[16]      

    Обычно государства возражают против двойного гражданства, поскольку правовая связь с другой страной ставит лицо перед необходимостью сохранять верность, исполнять обязанности по отношению к иностранным властям. Хотя во многом бипатризм складывается в силу каких-либо событий, исторических фактов и неподвластен волеизъявлению законодателя. Так например, в Великобритании граждане Ирландии (Республики Эйре) признаются британскими гражданами в силу исторических традиций  (хотя ирландцы граждан Великобритании своими гражданами не считают.[17]*

Иной причиной бипатризма является несогласованность законодательства о гражданстве. Так, Китай до 1980 года считал своими гражданами хуацяо, (этнических китайцев, проживающих за пределами КНР) но не  оговаривал статус тех из них, кто состоял в иностранном гражданстве. Бипатризм может возникнуть вследствие вступления женщины в брак с лицом, происходящим из страны, где ''жена следует гражданству мужа''.[18] 

    Наконец, возможно  вполне легальное двойное гражданство  при условии, что страны заключают  договор и допускают нахождение  лица в состоянии бипатрида.

    Допуская принятие  двойного гражданства, государство  неизбежно встречается с различного  рода трудностями. Одним из  самых трудных вопросов является  регламентация военной службы. Необходимо  отметить особый статус военной  службы в институте гражданства.

    Военная служба  может изменить, привести к утрате, либо приобретению гражданства. В основном проблематика данного вопроса заключается  в том, что большинство стран не приемлют выделение военной службы как отдельного института, а тесно связывают ее с гражданством.  Это в свою очередь и порождает недопустимость во многих странах службы в вооруженных силах государства иностранцев. Однако международный опыт свидетельствует, что во многом призыв иностранных граждан на военную службу имеет не только неблагоприятные последствия, но также и положительные черты.

    Закон Республики  Беларусь 2002 года предусматривает  утрату гражданства                 ''в следствии поступления лица  на воинскую службу, службу в  полиции, органы безопасности, юстиции  и иные государственные органы иностранного государства.''[19] Однако большим недостатком данного закона является то, что не учитывается, санкционировано ли поступление на соответствующую службу государством гражданства или нет, произошло оно добровольно или вынужденно.

    Часто служба  в иностранной армии вызвана  невозможностью реализовать на  Родине способности или потребности  (к примеру, моряки – подводники  в Республики Беларусь). В данном случае утрата гражданства этими лицами уже представлена незаконным нарушением их прав.

    С другой  стороны, допуская двойное гражданство, государство создает проблему: где будут проходить военную службу лица призывного возраста с двойным гражданством. Эту проблему государства решают по-разному.Так в Японии лицо не примут в гражданство, если не отбыта воинская повинность в другом государстве. Закон РФ ''О воинской обязанности в военной службе'' освобождал от призыва граждан, прошедших в вооруженных силах другого государства.

    В целом наметились следующие методы разрешения данной проблемы:

      1. Признание военной службы в одном из государств равным прохождению военной службы в государстве гражданства.[20]
      2. Отказ от всеобщей воинской обязанности (Великобритания, Канада,     США, Франция, Япония).
      3. Отсутствие военной службы в странах с двойным гражданством (Бахрейн, Оман).

    Однако данные методы используются только в мирное время. И если к вопросу о регулировании военного долга бипатридами в мирное время международное законодательство частично готово, то в военное время данная проблема является фактически не решенной. Так, в случае вооруженного конфликта между странами, признающими двойное гражданство, возникает вопрос: интересы какого государства будет защищать бипатрид. Таким образом, исполнив военный долг на территории одного государства, данное лицо может попасть в список изменников другого государства. Как свидетельствует международный опыт, война порождает бипатризм.

    Не менее значимой  проблемой на протяжении многих  лет является определение гражданства  семьи бипатрида. Здесь возникает не мало казусов в законодательстве стран. Так, ребенок, родившийся на мексиканской территории от родителей – австрийцев будет мексиканским гражданином по Конституции Мексики и австрийским гражданином по австрийскому закону о гражданстве.[21] Во многих арабских странах, если женщина выходит замуж за гражданина данного государства, то она приобретает гражданство супруга.

    Разрешение данной проблемы нашло отражение в Конвенции о гражданстве замужней женщины. Статья 1 Конвенции провозгласила следующий принцип: ''Каждое договаривающееся государство соглашается, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве женщин''.[22] Республика Беларусь ратифицировала данную конвенцию, что явилось большим шагом в разрешении спорных вопросов международного права.

    Принимая во внимание все отрицательные  моменты бипатризма, многие страны  считают двойное гражданство явлением нежелательным, которое необходимо запретить и предотвратить. Однако они не учитывают его положительных сторон, среди которых выделим две наиболее значимые:

  1. Регулируемый бипатризм может использоваться как наиболее гуманное средство развития экономики и социальной адаптации в мировых интеграционных процессах;

       2)  Интеграция стран по разрешению вопросов множественного гражданства            не только снижает опасность вооруженных конфликтов, но и способствует сглаживанию и решению многих проблем.

    По этому поводу очень точно написал Ф.Ф.Мартенс : ''Слагая с себя обязанность помощи выселенцам, упуская из виду, насколько полезно правительству сохранить их привязанность к себе на чужой территории.  Мало обращают внимания на громадное международное значение эмиграции в том отношении, что чем многочисленнее и влиятельнее эмигранты в стране, их принявшей, чем сильнее их любовь к прежней родине, тем прочнее могут установиться связи дружбы между обоими государствами''.[23]

    Многие страны не берут во внимание, что,  отвергая бипатризм, они воздвигают невидимую стену между собой, препятствуют международной интеграции. Так, к примеру,  в Республике Беларусь до сих пор не реализованы нормы  Соглашения между странами СНГ  о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года, так как в законе '' О гражданстве Республики Беларусь'' закреплено, что ''за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства ''[24].

    Нерешенность  данного вопроса создает проблему для 40% офицеров белорусской армии, являющихся русскими. Возможно, что с дальнейшим расширением международной интеграции наш законодатель изменит отношение к двойному гражданству, но  это требует взвешивание всех '' за '' и ''против'', а также анализа практического применения двойного гражданства в других странах.

Несомненно одно –  двойное гражданство затрагивает  интересы не только государства, но и  многих людей, которые хотят сохранить или приобрести гражданство Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

    1. Проблемы регулирования правовой связи с иностранными гражданами и лицами без гражданства

 

Наряду с гражданами на территории каждого государства могут проживать  и лица, не обладающие данным статусом. Государства устанавливают правовые связи с иностранными гражданами и лицами без гражданства (апатридами).

Это важно неурегулированность любого вопроса пребывания данных лиц на территории страны может привести к тяжёлым последствиям для обоих сторон.

Во многих странах  число иностранцев достигает  больших размеров. Так, к примеру, в Германии проживает 7,3 миллиона иностранных  граждан, что составляет 9% всего  населения.[25]

Информация о работе Проблемы регулирования правовой связи с иностранными гражданами и лицами без гражданства