Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 09:48, курсовая работа
Целью настоящей работы является комплексный анализ института гражданства в целом, включая истоки и историю его развития, а также особенности гражданства в Республики Беларусь; изучение вопросов гражданства в различных странах, для наиболее сравнения национального законодательства в этой области; а также рассмотрение проблемных вопросов современности, в сфере гражданства и возможности их разрешения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть закономерности развития института гражданства и его особенности в Республике Беларусь;
- исследовать и дать сравнительно-правовую характеристику способам приобретения гражданства;
- выявить основные проблемные вопросы, касающиеся гражданства и наметить способы их решения.
В Республики Беларусь нет ещё такого способа приобретения гражданства. Согласно пункту 2 статьи 7 Закона «О гражданстве» лицо, которое заключило брак с гражданином Республики Беларусь, приобретает гражданство Республики Беларусь при наличии его желания и соблюдения условий, предусмотренных законом.
Конвенция о гражданстве
замужней женщины 1957 года в целях
защиты интересов женщины
Для России и Республики Беларусь данные нормы весьма актуальны. Если в СССР долгое время браки с иностранцами были просто запрещены, то с переходом к демократии и в связи с растущими связями между людьми разных стран они становятся всё более распространёнными.[12]
Следующий способ –дарование гражданства. Дарованное (актруированное) гражданство предоставляется за особые заслуги и в особом порядке. Например, сенат США после высылки А.Солженицына в 1974 году и как только стало известно, что он хотел бы жить в США, своим специальным постановлением предоставил ему и его семье гражданство США.
Существуют и очень редкие, уникальные способы приобретения гражданства. Например, в некоторых странах предусмотрено, что дети, найденные на территории государства становятся гражданами этого государства.
Во многих странах
предусматривается также и
В Республики Беларусь случаи упрощённого порядка принятия в гражданство действуют на основе международных договоров. Согласно соглашению между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан, каждая сторона предоставляет прибывшим на постоянное место жительства на её территорию гражданам другой стороны, подтвердившими свою принадлежность к гражданству бывшего СССР, право на упрощённый порядок приобретения гражданства при наличии одного из следующих условий:
Подобное соглашение было заключено и с Украиной. В соответствии с данным соглашением стороны освобождают лиц от уплаты обязательных платежей, связанных с изменением гражданства.[14]
Однако многие лица, желающие приобрести гражданство данных государств, не уведомлены о действующих международных соглашениях. Зачастую они принимаются в гражданство на общих основаниях и это не вина законодателя, а некомпетентность органов, регулирующих вопросы принятия в гражданство.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что наряду с совершенствованием законодательных норм по вопросам приобретения гражданства, необходимо строго им следовать на практике. В первую очередь это касается рассмотрения в наиболее сжатые сроки каждого конкретного обращения по вопросам приобретения гражданства.
∙
3. Проблемные вопросы института гражданства
Двойное гражданство (анг. doub
Актуальность
и значимость данной проблемы
возрастает с каждым днем. С
одной стороны каждое
Каждое государство, допускающее случаи бипатризма в первую очередь встречается с проблемой лояльности данной категории лиц.
А.И. Синкевич по поводу лояльности двойного гражданства пишет следующее: '' До недавнего времени в Европе имело место негативное отношение к двойному гражданству. Считалось, что отсутствие исключительной лояльности гражданина в отношении какого-либо одного государства может стать источником различного рода проблем и конфликтов в таких вопросах, как обеспечение дипломатической защиты, прохождение воинской службы, определение гражданства детей и т.д. ''[16]
Обычно государства возражают против двойного гражданства, поскольку правовая связь с другой страной ставит лицо перед необходимостью сохранять верность, исполнять обязанности по отношению к иностранным властям. Хотя во многом бипатризм складывается в силу каких-либо событий, исторических фактов и неподвластен волеизъявлению законодателя. Так например, в Великобритании граждане Ирландии (Республики Эйре) признаются британскими гражданами в силу исторических традиций (хотя ирландцы граждан Великобритании своими гражданами не считают.[17]*
Иной причиной бипатризма является несогласованность законодательства о гражданстве. Так, Китай до 1980 года считал своими гражданами хуацяо, (этнических китайцев, проживающих за пределами КНР) но не оговаривал статус тех из них, кто состоял в иностранном гражданстве. Бипатризм может возникнуть вследствие вступления женщины в брак с лицом, происходящим из страны, где ''жена следует гражданству мужа''.[18]
Наконец, возможно
вполне легальное двойное
Допуская принятие
двойного гражданства,
Военная служба может изменить, привести к утрате, либо приобретению гражданства. В основном проблематика данного вопроса заключается в том, что большинство стран не приемлют выделение военной службы как отдельного института, а тесно связывают ее с гражданством. Это в свою очередь и порождает недопустимость во многих странах службы в вооруженных силах государства иностранцев. Однако международный опыт свидетельствует, что во многом призыв иностранных граждан на военную службу имеет не только неблагоприятные последствия, но также и положительные черты.
Закон Республики
Беларусь 2002 года предусматривает
утрату гражданства
Часто служба
в иностранной армии вызвана
невозможностью реализовать на
Родине способности или
С другой стороны, допуская двойное гражданство, государство создает проблему: где будут проходить военную службу лица призывного возраста с двойным гражданством. Эту проблему государства решают по-разному.Так в Японии лицо не примут в гражданство, если не отбыта воинская повинность в другом государстве. Закон РФ ''О воинской обязанности в военной службе'' освобождал от призыва граждан, прошедших в вооруженных силах другого государства.
В целом наметились следующие методы разрешения данной проблемы:
Однако данные методы используются только в мирное время. И если к вопросу о регулировании военного долга бипатридами в мирное время международное законодательство частично готово, то в военное время данная проблема является фактически не решенной. Так, в случае вооруженного конфликта между странами, признающими двойное гражданство, возникает вопрос: интересы какого государства будет защищать бипатрид. Таким образом, исполнив военный долг на территории одного государства, данное лицо может попасть в список изменников другого государства. Как свидетельствует международный опыт, война порождает бипатризм.
Не менее значимой
проблемой на протяжении
Разрешение данной проблемы нашло отражение в Конвенции о гражданстве замужней женщины. Статья 1 Конвенции провозгласила следующий принцип: ''Каждое договаривающееся государство соглашается, что ни заключение, ни расторжение брака между кем-либо из его граждан и иностранцем, ни перемена гражданства мужем во время существования брачного союза не будут отражаться автоматически на гражданстве женщин''.[22] Республика Беларусь ратифицировала данную конвенцию, что явилось большим шагом в разрешении спорных вопросов международного права.
Принимая во внимание все
2) Интеграция стран по разрешению вопросов множественного гражданства не только снижает опасность вооруженных конфликтов, но и способствует сглаживанию и решению многих проблем.
По этому поводу очень точно написал Ф.Ф.Мартенс : ''Слагая с себя обязанность помощи выселенцам, упуская из виду, насколько полезно правительству сохранить их привязанность к себе на чужой территории. Мало обращают внимания на громадное международное значение эмиграции в том отношении, что чем многочисленнее и влиятельнее эмигранты в стране, их принявшей, чем сильнее их любовь к прежней родине, тем прочнее могут установиться связи дружбы между обоими государствами''.[23]
Многие страны не берут во внимание, что, отвергая бипатризм, они воздвигают невидимую стену между собой, препятствуют международной интеграции. Так, к примеру, в Республике Беларусь до сих пор не реализованы нормы Соглашения между странами СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года, так как в законе '' О гражданстве Республики Беларусь'' закреплено, что ''за лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства ''[24].
Нерешенность данного вопроса создает проблему для 40% офицеров белорусской армии, являющихся русскими. Возможно, что с дальнейшим расширением международной интеграции наш законодатель изменит отношение к двойному гражданству, но это требует взвешивание всех '' за '' и ''против'', а также анализа практического применения двойного гражданства в других странах.
Несомненно одно –
двойное гражданство
Наряду с гражданами на территории
каждого государства могут
Это важно неурегулированность любого вопроса пребывания данных лиц на территории страны может привести к тяжёлым последствиям для обоих сторон.
Во многих странах число иностранцев достигает больших размеров. Так, к примеру, в Германии проживает 7,3 миллиона иностранных граждан, что составляет 9% всего населения.[25]