Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:54, курсовая работа
Публично-правовые образования и созданные ими юридические лица, аккумулирующие значительные имущественные ресурсы, являются важными участниками имущественного оборота. Действующее российское законодательство позволяет им вступать в разнообразные правовые отношения, быть субъектами вещных, обязательственных, исключительных и корпоративных прав, совершать сделки с гражданами и юридическими лицами. Учрежденные публичными собственниками юридические лица обеспечивают значительную долю опосредованного участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.
2) субъекты Федерации, хотя
и входящие в состав последней,
но признаваемые
3) муниципальные образования
— городские или сельские
Из этого следует, что Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования самостоятельно и наравне выступают в гражданском обороте (разумеется, в рамках своей компетенции). Поэтому в литературе высказано обоснованное мнение о том, что встречающийся в ГК и иных законах термин «государство» всегда обозначает вполне конкретное публичное образование (Российскую Федерацию, ее субъектов или даже муниципальное образование), поскольку государства вообще, без его привязки к тому или иному публичному образованию, не существует1. Другим подходом можно считать, что под словом "государство" следует понимать не любое публичное образование, а совершенно конкретное - ___________________________
1 Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал Российского права. - 2012. - №1. – С. 63-67.
Российскую Федерацию, если следовать смыслу Конституции РФ. Этого подхода я и буду придерживаться в своей работе.
Правосубъектность Российской Федерации определяется Конституцией. Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется, прежде всего, тем, что она является суверенным государством, обладающим всей полнотой государственной власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией находятся в ведении органов власти ее субъектов.
Конституционно-правовой статус Российской Федерации характеризуется наличием собственности Федерации, а также единой денежной и кредитной системой.
Конституция закрепляет предметы ведения, принадлежащие исключительно Российской Федерации (ст. 71). Ряд других имеющихся у нее в соответствии с Конституцией (ст. 72) полномочий Российская Федерация осуществляет совместно с ее субъектами. Поэтому в дальнейшем речь будет идти именно о Российской Федерации (РФ). Но общая характеристика государства как участника гражданского оборота за некоторыми исключениями применима и для других публично-правовых образований, ввиду сходства положения в гражданском праве, целей, задач, сущности данных образований.
1.3 Формы участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях
Вопрос о формах участия
публичных образований в
___________________________
1 Цыбуленко З. И. Гражданское право (часть первая) - М.: Норма, 2012. – С. 183.
1) в форме непосредственного участия - самостоятельно с помощью соответствующих органов (п. 1, 2 ст. 125 ГК), т.е. в порядке, аналогичном установленному в ст. 53 ГК для юридических лиц;
2) в форме опосредованного
Что касается самостоятельного участия публичных образований в гражданском обороте, то необходимо учитывать, что в отличие от органов юридических лиц, полномочия которых определяются учредительными документами, полномочия государственных и муниципальных органов определяются рамками компетенции2. установленной исключительно Конституцией РФ, федеральными и региональными законами и подзаконными актами, а также актами муниципальных образований.
Указание на то, что государственные и муниципальные органы выступают от имени публичных образований, не должно вводить в заблуж-
___________________________
1 Цыбуленко З. И. Гражданское право (часть первая) - М.: Норма, 2012. – С. 183.
2 Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. / М.: Статут, 2011. – С. 141.
дение. В подобных случаях никаких отношений представительства не возникает, поскольку публичные образования в силу особенностей своей природы (коллективные субъекты) не могут самостоятельно приобретать права и обязанности иначе, чем через действия своих органов. Иное дело, что выступление публичных образований как самостоятельных субъектов в гражданском обороте посредством своих органов необходимо отличать от случаев самостоятельного хозяйствования последних, когда отдельные органы в качестве юридических лиц приобретают права и обязанности для себя (например, при приобретении каким-либо ведомством канцелярских принадлежностей для собственных нужд).
Обычно публичные образования участвуют в гражданском обороте посредством органов исполнительной власти (формально-юридически вряд ли имеются какие-либо препятствия к выступлению в обороте и посредством законодательных органов, хотя это не типично). В научной литературе нет единства мнений относительно того, могут ли высшие органы публичной власти выступать непосредственно от имени публичных образований в гражданском обороте1. Представляется, что теоретически высшие органы публичной власти все-таки могут быть наделены соответствующими полномочиями в особых случаях. Другое дело, что в настоящее время законодательством действительно не установлены случаи подобного участия1.
К исполнительным органам относятся:
1) на федеральном уровне - Правительство РФ, федеральные министерства, агентства, службы и иные ведомства, включая территориальные органы (см., например, гл. 6 Конституции РФ; ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. № 314);
___________________________
1 Цыбуленко З. И. Гражданское право (часть первая) - М.: Норма, 2012. – С. 192.
2) на уровне субъектов РФ - мэрии, администрации и т.п. (см., например, ст. 2, 17, 18 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ);
3) на муниципальном уровне - администрации, префектуры и т.п. (см., например, гл. 6 ФЗ «О местном самоуправлении»).
При выступлении публичных образований в гражданском обороте посредством представителей, то необходимо учитывать следующее.
Во-первых, органы государственной и муниципальной власти, юридические лица и граждане могут представлять интересы публичных образований лишь в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований (см., например, ст. 6, 38, 39 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ); постановление Правительства РФ «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)» от 3 декабря 2004 г. № 738. Из этого следует, что к органам, представляющим интересы публичных образований, относятся лишь те, которые не наделены специальными полномочиями согласно п. 1, 2 ст. 125 ГК 1.
Во-вторых, необходимо специальное поручение, исходящее от того или
иного публичного образования. По существу, речь идет о надлежащем оформлении отношений представительства, которое может основываться на акте уполномоченного органа или на договоре (абз. 2 п. 1 ст. 182 ГК).
___________________________
1 Павлодский Е.А. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права // Цивилист. - 2011. - № 1. – С. 42-53.
ГЛАВА 2 СФЕРЫ УЧАСТИЯ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ
2.1 Участие публично-правовых образований в имущественных отношениях
Признание публичных образований полноправными участниками гражданского оборота и распространение на режим их деятельности принципа юридического равенства свидетельствует о существующей у публичных образований равной возможности (наряду с иными участниками гражданского оборота) быть субъектами отношений, составляющих предмет гражданско-правового регулирования. Как следует из предыдущих глав настоящего учебника, эти отношения подразделяются: 1) на имущественные отношения, включая вещные, обязательственные (договорные и внедоговорные), наследственные и связанные с использованием и распоряжением объектами интеллектуальной деятельности отношения; 2) личные неимущественные отношения; 3) организационные отношения1.
Укажем на основные особенности участия публичных образований в данных отношениях.
Выступление в гражданском обороте, опосредующем перемещение товаров, работ, услуг, невозможно без участия, в первую очередь, в имущественных отношениях. Так, публичные образования, будучи собственниками (ст. 214, 215 ГК), являются субъектами вещных отношений.
Правовой режим управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью имеет свои особенности, которые проявляются:
1) в существующих наряду с общими (абз. 1 п. 2 ст. 218 ГК) специаль-
___________________________
1 Павлодский Е.А. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права // Цивилист. - 2011. - № 1. – С. 42.
ных способах приобретения (например, абз. 2 п. 3 ст. 225, ст. 228, 231, п. 2 ст. 233 ГК) и прекращения (например, ст. 238-243 ГК) права собственности;
2) порядке управления
Например, к таким органам и лицам, если речь не идет о специальных видах имущества (скажем, об объектах культурного наследия), относятся Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество) и его территориальные органы и подведомственные организации, а также специализированное государственное учреждение при Правительстве РФ «Российский фонд федерального имущества» (далее - РФФИ)1.
К числу полномочий Росимущества отнесено, в частности, осуществление полномочий собственника в отношении имущества унитарных предприятий и учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ, а также полномочий собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества; осуществление контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности и в государственной собственности и т.д. (см. разд. II постановления Правительства РФ «О федеральном агентстве по управлению
___________________________
1 Павлодский Е.А. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права // Цивилист. - 2011. - № 1. – С. 47.
федеральным имуществом» от 27 ноября 2004 г. № 691); п. 1 постановления Правительства РФ «Вопросы реализации федерального имущества» от 20 декабря 2006 г. № 782).
РФФИ, в свою очередь, осуществляет функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства (см. подр. разд. II постановления Правительства РФ «О Российском фонде федерального имущества» от 25 декабря 2002 г. № 925); п. 2 постановления Правительства РФ № 782)1.
Министерство финансов РФ (далее - Минфин России) обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, осуществляет организацию формирования и использования ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ (п. 5.3.18, 5.3.20 постановления Правительства РФ «О Министерстве финансов Российской Федерации» от 30 июня 2004 г. № 329). Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ определяет условия
охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения при их приватизации (п. 5.11.1 постановления Правительства РФ «О Министерстве культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации» от 17 июня 2004 г.№ 289).
Информация о работе Публично-правовые образования как субъект гражданского права