Публично-правовые образования как субъект гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2014 в 17:54, курсовая работа

Описание работы

Публично-правовые образования и созданные ими юридические лица, аккумулирующие значительные имущественные ресурсы, являются важными участниками имущественного оборота. Действующее российское законодательство позволяет им вступать в разнообразные правовые отношения, быть субъектами вещных, обязательственных, исключительных и корпоративных прав, совершать сделки с гражданами и юридическими лицами. Учрежденные публичными собственниками юридические лица обеспечивают значительную долю опосредованного участия Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в гражданско-правовых отношениях.

Файлы: 1 файл

ГРАЖД.ПРАВО.docx

— 85.10 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________

1 [13] Документ содержится в системе КонсультантПлюс 2014 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Для реализации поставленной цели в ходе исследования были решены следующие задачи:

  1. Раскрыто понятие публично-правовых образований как субъекта гражданского права, даны виды и формы публично-правовых образований. Будучи носителями власти и воздействуя посредством законодательных запретов и дозволений на рыночные отношения, публичные образования одновременно являются субъектами гражданского права, наделенными особыми правовыми чертами, и выступают участниками различных рыночных операций.

Конституционно-правовой статус отдельных государственных образований имеют принципиальные различия, Российская Федерация является суверенным, международно признаваемым государством, в то время как ее субъекты и муниципальные образования не обладают суверенитетом, входят в ее состав, в силу собственных законов могут иметь различный объем полномочий и систему органов. Однако с точки зрения гражданского законодательства как субъекты гражданского права они признаны равными. ГК устанавливает в гл. 5 для всех государственных образований общие правила выступления в имущественном обороте.

Государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами. При этом к ним применяются нормы гражданского законодательства, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Эти важные формулировки ГК означают, что государственные образования являются собственниками, могут совершать гражданско-правовые сделки, быть носителями иных гражданских прав и нести ответственность по своим обязательствам. Специфика публичных образований проявляется, прежде всего, в их правоспособности, которая в силу выполнения функции носителя публичной власти, является целевой. Кроме этого, они не могут быть носителями ряда гражданских прав, субъектами которых являются физические и юридические лица.

Свою правоспособность государственные образования реализуют не как таковые, а через свои органы, круг которых определен Конституцией РФ, федеральными законами и др. Государство может выступать в имущественном обороте также с использованием института представительства. Это значит, что в предусмотренных законодательством случаях от имени государственных образований могут по специальному поручению выступать юридические и физические лица.

  1. Определены сферы участия публично-правовых образований во всех видах гражданских правоотношений. Эти отношения подразделяются: 1) на имущественные отношения, включая вещные, обязательственные (договорные и внедоговорные), наследственные и связанные с использованием и распоряжением объектами интеллектуальной деятельности отношения; 2) личные неимущественные отношения; 3) организационные отношения.
  2. Раскрыта гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований. Гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований, закрепленная в законодательстве, является основным базовым правовым инструментом обеспечения принципа равенства публично-правовых образований и иных субъектов гражданского права, которую следует подразделять на два вида: во-первых, это непосредственная гражданско-правовая ответственность по обязательствам публично-правовых образований: они несут ответственность публичным имуществом, входящим в состав казны; во-вторых, опосредованная гражданско-правовая ответственность публично-правовых образований по обязательствам созданных ими юридических лиц за счет публичного имущества, закрепленного за этими субъектами на тех или иных ограниченных вещных правах. Во втором случае установленная законом гражданско-правовая субсидиарная ответственность публично-правовых образований представляет собой правовой механизм трансформации опосредованной разновидности ответственности данных субъектов в их непосредственную гражданско-правовую ответственность. При разрешении споров по искам, предъявленным кредитором государственного (муниципального) учреждения (далее - учреждение) в порядке субсидиарной ответственности, судам надлежит исходить из того, что по смыслу пункта 1 статьи 161 БК РФ с учетом положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам этого учреждения является соответствующее публично-правовое образование, а не его государственные (муниципальные) органы. Подводя итог сказанному, стоит отметить, что публично-правовые образования составляют важнейшую часть учения о субъектах гражданского права, что требует дальнейшей теоретической разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации: (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// Собр.законодательства Рос.Федерации.-1994.- №1.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ [принят Гос. Думой Фед. Собрания 21.10.94] (ред. от 06.12.2011 г.) // справ.-правовая система «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. - 2011. – Ст.

  1. Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 №154-ФЗ [принят Гос. Думой Фед. Собрания 17.06.98] (ред. от 03. 12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 31. – Ст.

  1. О Правительстве Российской Федерации: федеральный конституционный закон от [17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ] (ред. от 07.05.2013) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2013.-№ 8.- Ст.

  1. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от [6 октября 1999 г. № 184-ФЗ] (ред. от 30.11.2011) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. – 2011. - № 42. – Ст. 5005

  1. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Вестник ВАС РФ. – 2010. - № 6. - С.

  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.06 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. – 2006. - № 7. – С.

  1.  Постановление Пленума ВС РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1998 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» // Вестник ВАС РФ. - 1996. - № 9. – С.

  1. Приложение к письму Министерства финансов РФ от 28 июня 1999 г. № 01-01-10 «Об обзоре практики рассмотрения в судах споров с участием Министерства финансов Российской Федерации по защите интересов казны Российской Федерации и Правительства Российской Федерации за 1998 год».

  1. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2003 г. (по гражданским делам), утв. постановлениями Президиума Верховного Суда РФ от 3 и 24 декабря 2003 г.// Документ содержится в системе Гарант 2013 г.
  1.  Постановление Президиума Оренбургского областного суда от 18.11.2013 г. № 44г-55 Дело по иску о возмещении ущерба, причиненного здоровью, взыскании суммы, компенсации морального вреда // Документ содержится в системе КонсультантПлюс 2014 г.

  1. Постановление Президиума Оренбургского областного суда от 15.07.2013 г. № 44г-39 Дело о взыскании суммы капитализированных платежей // Документ содержится в системе КонсультантПлюс 2014 г.

  1. Постановление Президиума Оренбургского областного суда от 06.12.2010 № 44г-70 Дело по иску о взыскании заработной платы // Документ содержится в системе КонсультантПлюс 2014 г.

  1. Журнал «Вестник ВАС РФ» 2012. - № 12. - С. 35.

  1. Аветисян В.В., Андреева С.В., Белякова Е.В. Большая юридическая энциклопедия. / М.: Эксмо, 2012. - 688 с.

  1. Агаджанов А.А. Юридическая ответственность государства как гарантия законности: проблемы теории и практики в РФ: Автореферат дис. на соискание уч. степени к.ю.н. — Челябинск, 2013. — С. 20-24.

  1.  Белоусов Л.В. К вопросу об имущественной ответственности публично-правовых образований и их учреждений // Арбитражная практика. - 2013. - № 2. – С. 174-176.

  1.  Богданов Д.Е. Особенности ответственности за вред, причиненный публично-правовыми образованиями // Адвокат. - 2012. - № 3. – С. 12-21.

  1.  Винницкий А.В. Участие публичных образований в имущественных отношениях: проблемы сбалансированности административно-правового и гражданско-правового регулирования // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 11. – С. 52-76.

  1.  Зенин И.А. Гражданское право РФ - М.: МЭСИ - 2012. - 537 с.

  1.  Кантор Н. Цели и принципы создания юридических лиц публично-правовыми образованиями // Хозяйство и право. 2011. - № 5. - С. 36-43.

  1.  Коновалов С.А. Основание гражданско-правовой ответственности: Диссертация на соискание уч. степени. — М., 2012. — С. 64-68.

  1.  Красавчиков О.А. Категории науки гражданского права. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. / М.: Статут, 2011. - 494 с.

  1.   Крылова Е.Б. Природа гражданской правосубъектности публично-правовых образований // Юридический мир. - 2013. - № 4. – С. 28-32.

  1. Крылова Е.Б. Органы публично-правовых образований: проблемы юридической персонификации в гражданских правоотношениях  // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 5. – С. 17-34.
  1. Кутафин О.Е. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как субъекты гражданского права // Журнал Российского права. - 2012. - №1. – С. 63-67.

  1.   Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций / М.: Юстицинформ, 2012. - 430 с.

  1.  Мозолин В.П., Масляев А.Н., Богачева Т.В. Гражданское право (том 1): учеб, для юрид. фак. и вузов - 3-е изд. - М.: Юристъ, 2012. - 719 с.

  1.  Моисеева Е.В. К вопросу о правосубъектности публично-правовых образований в гражданском праве России // Юрист. - 2012. - № 9. – С. 92-106.

  1.  Павлодский Е.А. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права // Цивилист. - 2011. - № 1. – С. 42-53.

  1.  Пиголкин А.С. Теория государства и права - М.: ОАО "Издательский дом "Городец", 2013. - 730 с.

  1.  Пиляева В.В. Гражданское право. Части общая и особенная: учеб. / М.: ТК Велби, 2012. - 802 с.

  1.  Садиков О.Н. Гражданское право - М.: Инфра - М, 2012. - 608 с.

  1. Слыщенков В.А. Участие государства в отношениях, регулируемых гражданским правом: к вопросу о правовом положении государственных органов // Вестник гражданского права. - 2011. - № 6. – С. 27-31.

  1.  Цыбуленко З. И. Гражданское право (часть первая) - М.: Норма, 2012. - 369 с.


Информация о работе Публично-правовые образования как субъект гражданского права