Развитие электронного правительства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:12, реферат

Описание работы

В настоящее время новые информационные технологии получили широкое распространение в индустриально развитых странах и все больше влияют на общественное развитие. Резко возрастает количество лиц и институтов, имеющих доступ в Интернет и использующих его для удовлетворения своих потребностей. В этих условиях возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб на принципах прозрачности, политической нейтральности и т.п. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении (с неоднозначными результатами).

Содержание работы

Введение стр.2
1. Электронное государство: понятие, концепция стр.3
1.1. Понятие, цели и результаты внедрения электронного
государства стр.3
1.2. Технология перехода в электронному государству и условия
его развития стр.7
2. Электронное государство в Европе и России стр.9
2.1. Основные тенденции развития электронного государства
в мире стр.9
2.2. Электронное государство в Великобритании стр.14
2.3. Электронное правительство во Франции стр.15
2.4. Электронное правительство в Германии стр.18
2.5 Электронное государство в России стр.21
Заключение стр.27
Список литературы стр.32

Файлы: 1 файл

Копия реферат эл правительство.docx

— 57.90 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РФ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Тверской государственный  технический университет»

(ФГБОУ ВПО “ТвГТУ”)

 

 

 

 

 

 

Реферат

Тема: " Развитие электронного правительства в России "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2014 г.

Оглавление

Введение стр.2

1. Электронное государство: понятие, концепция                             стр.3

1.1. Понятие, цели и результаты внедрения электронного

государства                                                                                            стр.3

1.2. Технология перехода в электронному государству и условия

его развития                                                                                           стр.7

2. Электронное государство в Европе и России                                стр.9

2.1. Основные тенденции развития электронного государства

в мире                                                                                                     стр.9

2.2. Электронное государство в Великобритании                          стр.14

2.3. Электронное правительство во Франции                                  стр.15

2.4. Электронное правительство в Германии                                   стр.18

2.5 Электронное государство в России                                            стр.21

Заключение                                                                                         стр.27

Список литературы                                                                             стр.32

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время новые  информационные технологии получили широкое  распространение в индустриально  развитых странах и все больше влияют на общественное развитие. Резко  возрастает количество лиц и институтов, имеющих доступ в Интернет и использующих его для удовлетворения своих  потребностей. В этих условиях возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных  служб на принципах прозрачности, политической нейтральности и т.п. Расширяются возможности для  использования политических и социальных технологий в управлении (с неоднозначными результатами). Внешним признаком  происходящих изменений стало применение перед названием государств латинской  буквы е, что означает появление  «Электронных США» (e-USA), «Электронной Европы» (e-Europe), «Электронной Франции» (e-France), «Электронной Великобритании» (e-Great Britain) и т.д. Несомненно, в этот ряд вступает и «Электронная Россия» (e-Russia).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Электронное государство: понятие, концепция

1.1. Понятие, цели и результаты внедрения электронного государства

1. Понятие «электронное  государство» наиболее соответствует  английскому понятию «e-government». Одно из его значений - «электронное правительство». Однако в современных международно-правовых документах, в частности в решениях Европейского суда по правам человека, термин «government» применяется для обозначения государства в целом. Речь идет не только о правительстве, как о центральном органе исполнительной власти, а обо всех трех ветвях власти (законодательной, исполнительной и судебной).

Поскольку в настоящее  время «электронное государство» находится  в стадии становления, его понятие  четко не сформировалось. Определение  «электронное» условно обозначает новые информационно-коммуникативные  каналы связи государственных органов  и граждан. Согласно закону США «Об  электронном государстве» 2002 года под  этим термином понимается использование  государством Интернета и других информационных технологий в целях  расширения доступа общественности, агентов, других государственных структур к государственной информации и  службам, а также для повышения  эффективности качества работы информационных технологий. В официальных документах электронное правительство наиболее часто определяется как система  информационного взаимодействия государственных  органов, органов местного самоуправления и общества с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Согласно определению  Gartner Group, электронное правительство - это концепция непрерывной оптимизации процесса предоставления услуг, политического участия граждан и управления путем изменения внутренних и внешних отношений при помощи технических средств, Интернета и современных СМИ.

Интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Электронное государство рассматривается как единое социально ответственное и информационно открытое, с постоянной обратной связью, учреждение (институт).

Прямой перевод словосочетания «e-government» не вполне раскрывает сущность рассматриваемого явления. Точнее было бы говорить об электронной инфраструктуре государственного и муниципального управления, включающей в себе технологии интернет-взаимодействия между органами власти с одной стороны и гражданами, институтами гражданского общества, бизнес-структурами и общественными объединениями, с другой. Однако термин «электронное государство» получил необходимое международное признание, широко используется в научной и управленческой литературе, имеет свои достоинства (лаконичность, целеполагание, инновационность). По аналогии с ним выделяют подсистему «электронных муниципалитетов», используются понятия: «электронный бизнес» - «e-Business» и «электронный гражданин» - «e-Citizen». В рамках «электронного правительства» предполагается взаимодействие (прямое и обратное) внутри государственных структур, между государством и гражданами, государством и бизнесом и т.д.

Концепция и сам термин электронного государства появились  совсем недавно — в конце ХХ века, когда многие страны столкнулись  с проблемой низкой эффективности  работы органов государственного управления, выражающейся в больших расходах, задержках в принятии решений, плохом управлении, коррупции и т.п. В 90-х  годах в США и ряде стран  Европы была предложена концепция повышения эффективности работы органов государственного управления на основе внедрения «e-government», имеющего черты корпоративной информационной системы национального масштаба.

Стратегия создания электронного государства базировалась на следующих  положениях:

·  децентрализация — передача полномочий в принятии решений на региональный и местный уровни управления с целью уменьшения затрат на централизованное принятие решений;

·  повышение ответственности государственного сектора за принимаемые решения (создание механизма, мотивирующего борьбу с коррупцией);

·  улучшение управления ресурсами, повышение эффективности использования человеческих, финансовых и других ресурсов;

·  внедрение элементов рыночных отношений, которые должны снижать затраты и повышать эффективность принятия решений;

·  использование ИКТ для управления всеми видами информации в государственном секторе.

2. Согласно определению  Европейской комиссии, электронное  правительство — это использование  в государственных структурах  информационно-телекоммуникационных  технологий на фоне проведения  организационных реформ и формирования  у государственных служащих навыков,  направленных на улучшение функционирования  госструктур и повышение уровня  оказываемых ими услуг. Из этого  следует, что базовая цель внедрения  электронного государства — повышение  эффективности работы государственных  служб.

Принципы «e-government» подразумевают возможность получения традиционных правительственных услуг он-лайн. Для граждан это может быть подача налоговых деклараций, голосование, получение копий разнообразных свидетельств, оплата коммунальных услуг, возобновление регистрации транспортных средств и водительских прав, поиск работы и т.п. Для бизнеса — регистрация новых компаний, обновление лицензий, уплата корпоративных налогов, отправка сведений в статистические органы, подача таможенных деклараций, проведение выплат в фонды социального страхования, осуществление государственных закупок и т.д.

Основными результатами создания «e-government», по данным Европейской комиссии, будут:

·  улучшение качества предоставляемых госорганами услуг;

·  уменьшение времени обслуживания клиентов;

·  снижение административных барьеров;

·  расширение набора государственных услуг;

·  повышение эффективности деятельности госорганов;

·  улучшение показателя удовлетворенности услугами клиентов.

Государственным структурам внедрение «e-government» сулит снижение стоимости проведения транзакций и упрощение взаимодействия между различными ведомствами. А для бизнеса и обычных граждан данная инициатива в перспективе приведет к существенной экономии времени, уменьшению финансовых затрат и повышению качества оказываемых услуг. Экономия времени будет достигнута благодаря отсутствию необходимости ходить по инстанциям (любую госуслугу можно будет получить в онлайне) и общаться с госслужащими, а также снижению количества административных ошибок. Уменьшение финансовых затрат станет следствием снижения стоимости услуг, например оплаты за получение разрешений или лицензий (что возможно благодаря сокращению количества госслужащих), и ликвидации административных барьеров, на преодоление которых при традиционной государственной структуре требуется немало дополнительных ресурсов. Повышение качества услуг произойдет за счет автоматизации и кардинального изменения подхода к принципу оказания услуг, когда во главу угла будут ставиться интересы не ведомств, а клиентов, оплачивающих услуги.

1.2. Технология перехода в электронному государству и условия его развития

Формирование электронного правительства предполагает комплексное  решение следующих задач:

·  полная автоматизация государственного управления на базе современных информационных технологий;

·  осуществление реформы институтов государственного управления;

·  обеспечение правительственного веб-присутствия;

·  достижение высокого уровня телекоммуникационной инфраструктуры;

·  повышение уровня готовности населения к пользованию информационными услугами.

Государственные органы становятся более открытыми и доступными для общества, ориентированными на граждан. В условиях «электронного  государства» общество получает не только широкий доступ к информации, но и возможность влиять на процесс  принятия государственных решений, принимать в их подготовке интерактивное  участие, что в конечном счете также повышает прозрачность работы государственного сектора. «Электронное государство» в целом создает новые возможности для развития демократии. Это чрезвычайно важно в условиях, когда «глобализация процесса демократизации мира сопровождается проблемой кризиса современной демократии», выражающейся «в исчерпанности возможностей саморазвития демократии, ее прогресса».

Таким образом, электронное  государство (электронное правительство, e-government) представляет собой интернет-технологии, обеспечивающие информационное взаимодействие органов власти с населением и институтами гражданского общества. Оно появилось в конце XX века в связи с низкой эффективностью работы органов государственной власти. Процесс становления системы «электронного государства» можно условно разделить на три основные стадии-направления: «публичность», «участие» и «онлайн-транзакции». Электронное государство представляет собой систему взаимодействия структур исполнительной власти с гражданами, гражданским обществом и бизнес-структурами посредством Интернета.

Основными чертами электронного государства являются открытость и  доступность государственной информации, принцип обратной связи между  населением и органами государственной  власти, ответственность государства  за принимаемые решения, децентрализация  власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Электронное государство в Европе и России

2.1. Основные тенденции развития электронного государства в мире

В мире растет понимание  значения информационных технологий для  возможности полного изменения  характера деятельности государства  — как с точки зрения предоставления услуг, так и с точки зрения эффективности управления.

Канада опережает остальные  рассматриваемые страны по такому показателю, как инновации в области электронного правительства. В конце первой десятки  находятся пять европейских государств: Великобритания, Германия, Дания, Ирландия и Финляндия. Разрыв в сфере онлайновых услуг между странами, отнесенными к категории «Лидеры инноваций» (Канада, Сингапур и США), и странами из группы «Возможные соперники» (Австралия, Великобритания, Германия, Гонконг, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Финляндия и Франция) сокращается.

Поскольку планка достижений, за некоторыми исключениями, поднялась, то разрыв между странами-лидерами и государствами на другом конце  спектра электронного правительства  в целом увеличился. И хотя при  определении стран-лидеров показатель зрелости онлайновых служб имеет  большее значение, чем количество оказываемых онлайновых услуг, девять стран во главе с США, Сингапуром и Францией приближаются по широте предоставляемых услуг к 100%-ному набору возможных онлайновых служб. В этих странах более девяти десятых  из рассматриваемых услуг в той  или иной мере предлагается по Сети.

Исследование выявило  ряд возникающих тенденций, которые  в совокупности рисуют картину того, каким образом государство может  улучшить предоставление услуг. Создавая онлайновые службы, оно также должно успешно решать такие вопросы, как  интеграция различных ведомств, безопасность данных, конфиденциальность пользователей, схемы управления, национальная безопасность, общая конкурентоспособность и защита гражданских свобод. Создание единых принципов обеспечения конфиденциальности, стандартов электронной подписи и шифрования важной информации — вот некоторые направления деятельности государства в этой сфере, которые формируют основу для будущего развития в области электронного правительства. При этом учитывается тот факт, что реальная экономия расходов происходит только при условии осуществления той или иной операции целиком в Интернете — от начала и до конца.      

Информация о работе Развитие электронного правительства в России