Развитие электронного правительства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 21:12, реферат

Описание работы

В настоящее время новые информационные технологии получили широкое распространение в индустриально развитых странах и все больше влияют на общественное развитие. Резко возрастает количество лиц и институтов, имеющих доступ в Интернет и использующих его для удовлетворения своих потребностей. В этих условиях возрастают потребности в большей гибкости и мобильности государственных служб на принципах прозрачности, политической нейтральности и т.п. Расширяются возможности для использования политических и социальных технологий в управлении (с неоднозначными результатами).

Содержание работы

Введение стр.2
1. Электронное государство: понятие, концепция стр.3
1.1. Понятие, цели и результаты внедрения электронного
государства стр.3
1.2. Технология перехода в электронному государству и условия
его развития стр.7
2. Электронное государство в Европе и России стр.9
2.1. Основные тенденции развития электронного государства
в мире стр.9
2.2. Электронное государство в Великобритании стр.14
2.3. Электронное правительство во Франции стр.15
2.4. Электронное правительство в Германии стр.18
2.5 Электронное государство в России стр.21
Заключение стр.27
Список литературы стр.32

Файлы: 1 файл

Копия реферат эл правительство.docx

— 57.90 Кб (Скачать файл)

В 1998 году Федеральное правительство  Германии объявило о новой доктрине, направленной на создание фундамента для адаптации государственных  органов управления в условиях меняющейся социальной среды. Девизом коалиционного  соглашения Aufbruch und Erneuerung — Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert стала модернизация деятельности органов власти. В связи с этим правительство выдвинуло четыре руководящих принципа, охватывающих четыре сектора реформы:

·  новое распределение обязанностей, ведущее к росту эффективности и улучшению исполнения законов;

·  большая ориентация на граждан, которые должны видеть в федеральном правительстве партнера;

·  разностороннее развитие государственных служб, в результате которого органы власти будут лучше справляться со своими обязанностями, эффективнее использовать средства и действовать более прозрачно;

·  эффективное руководство, позволяющее нанимать и удерживать в организации служащих, заинтересованных в результатах своей работы.

18 сентября 2000 года канцлер  Шредер представил главные компоненты  программы «Интернет для всех  — шаги на пути к информационному  обществу». Он сделал это в  своем обращении перед началом  работы конгресса на тему «Жизнь, обучение и работа в информационном  обществе» на выставке в Ганновере.  Герхард Шредер перечислил несколько  шагов в направлении создания  информационного общества, одни  из которых:

·  навыки пользования Интернетом должны стать частью общего образования:

·  все публичные библиотеки должны иметь доступ в Интернет; развитие спонсорской поддержки в форме безвозмездной поставки персональных компьютеров;

·  повышение ИТ-квалификации безработных.

·  усиление конкуренции между телефонными компаниями, ведущее к снижению цен.

·  освобождение от налогов.

·  поддержка электронной коммерции, которая будет включать введение в действие электронных подписей для создания в Интернете безопасной среды; принятие постановлений для защиты интеллектуальной собственности и недопущения нечестной конкуренции; улучшение защиты потребителей;

·  безопасность в Интернете:

«Электронное правительство» в Германии все еще находится  в стадии становления. Средний житель страны по-прежнему далек от использования  услуг, предоставляемых органами власти по Интернету. Доступ по Сети — исключение, а не правило.

Поскольку граждане в первую очередь имеют дело с местными властями, муниципальные и районные органы управления уже несколько  лет участвуют в проектах «электронного  правительства». Главные задачи для  местных администраций — регистрация  граждан, онлайновые заявки для различных  целей, включая социальные пособия  и т. п., а также информационные услуги и снабжение государственных  служб.

В числе самых больших  препятствий на пути к «электронному  правительству» — недостаток стандартов и совместимости. Бизнес-процессы в  органах власти, а также взаимодействие с населением нуждаются в стандартизации. Для беспрепятственного обмена информацией  по Сети между органами власти и  гражданами в пределах всей страны должны быть стандартизованы структуры  данных, характер их содержимого и  форматы для обмена информацией.      

В то время как большинство  технических вопросов уже решено, юридические последствия введения «электронного правительства» по-прежнему требуют внимания. Существует разрыв между физической структурой органов  власти и тем, что необходимо для  ведения эффективной работы в  Интернете. Если гражданин хочет  зарегистрироваться по новому месту  жительства у местных властей, технически он может это сделать с использованием своей чип-карты, электронной подписи и соответствующей Интернет-службы того района, в котором он живет. Однако по закону требуется, чтобы он пришел в соответствующую организацию для удостоверения его личности и собственноручно подписал регистрационную форму.

Таким образом, электронизация Германии началась в 1998 году. Главными компонентами программы можно назвать  повышение компьютерной грамотности населения и безопасность в Интернете. Создание электронного государства в Германии находится в стадии становления. Основными проблемами являются недостаток квалифицированных специалистов и недостаточная стандартизация и совместимость.

2.5. Электронное государство в России

В России подключение к  Интернету произошло в 1991 г. Среди  пользователей российской сети Интернета (Рунета) насчитывается более 60 млн. человек. По общему количеству пользователей  Интернета Россия вышла в 2012 г. на первое место в Европе. Среди российских пользователей услуг Интернета, в связи с широким распространением современных мобильных телефонов  и “планшетников”, быстро растет число  лиц, использующих мобильную Интернет-связь.

Аудитория Интернета распределена по территории страны неравномерно. Среди  федеральных округов по уровню интернетизации следуют: Центральный, Приволжский и Северо-Западный округа.

Директивное начало процессу внедрения в деятельность органов  государственной власти России современных  ИКТ положило принятие в 2002 г. ФЦП  «Электронная Россия». В соответствии с ней все основные государственные  службы, открыли свои сайты, дающие необходимую информацию по соответствующим  вопросам. «Электронная Россия» представляет собой единый сервер органов государственной  власти РФ (www.gov.ru), нацеленный на электронное  взаимодействие как между самими органами, так и с гражданами. С целью обмена сведениями между ведомствами была создана Система межведомственного документооборота, которая начала свою работу (с 3 октября 2011 г.).

Все большее значение приобретает  портал государственных и муниципальных  услуг – Государственные услуги (http://www.gosuslugi.ru) Он предоставляет их как для физических, так и юридических  лиц по 29 сводным направлениям (Гражданство, регистрация, визы, налоги и сборы, государственные учреждения, ЖКХ, предпринимательство, социальная сфера, здравоохранение и т.д.).

Формирование «электронного  правительства» находится в неразрывной  связи со всем процессом российских реформ, особенно с повышением эффективности  государственной службы на основе современных  методов управления. Очевиден недостаточный  уровень развития компьютерных сетей  в России во многих сферах государственной  и общественной жизни, отсутствие соответствующих  навыков. Остро стоит проблема подготовки управленцев нового типа. По-прежнему задачей номер один для государственной  службы остается повышение эффективности  государственного управления, строгое  соблюдение чиновниками законности, предоставление ими качественных публичных  услуг населению.

С 2012 г. можно проследить начало следующего этапа формирования «электронного правительства» в  России. Все субъекты РФ с 1 марта 2012 г. должны оказывать социально значимые услуги с применением систем межведомственного  электронного взаимодействия. Большинство  субъектов РФ разработали и согласовали  технологические карты межведомственного  взаимодействия, что является важным показателем того, что в регионах органы исполнительной власти научились  применять на практике методы документального  обмена сведениями. Ранее такое взаимодействие ведомств на федеральном, а тем более  на региональном уровне было невозможно либо локально. Организационной движущей силой процесса стала действующая  Правительственная комиссия по внедрению  информационных технологий в деятельность государственных органов и органов  местного самоуправления. Последовательные действия комиссии, включающие выездную разъяснительную работу и планомерное  отслеживание результативности процессов, позволили добиться практических результатов как регионам, так и федеральным органам исполнительной власти.

В постановлении Правительства  № 861 утверждены требования к региональным порталам. По оценке экспертов на 2012-2014 годы может прийтись, во-первых, основное развитие инфраструктуры, необходимой для полноценного функционирования «электронного правительства», а во-вторых, создание большого количества ИТ-проектов в государственном секторе.

Результаты обзора развития информационного правительства, подготовленного  Департаментом социального и  экономического развития ООН, показывают, что Россия к 2012 г. по уровню развития “электронного правительства” поднялась  с 59-го места (в 2010 г.), на 27-е место, опередив ряд стран Восточной и Центральной  Европы. Из стран, население которых  превышает 100 млн. чел., Россия занимает третье место по этому рейтингу, после США и Японии.

Оценка готовности к реализации услуг «электронного правительства» в регионах и городах России может  складываться из следующих параметров:

1. Доступ органов власти  к ИКТ. (Оценивается по показателям наличия ПК, локальных сетей и доступа к Интернету органов государственной власти и местного самоуправления).

2. Индекс веб-присутствия  органов власти региона/города. (Оценивается  с точки зрения полноты присутствия  региональных и муниципальных  органов власти в Вебе (доля  органов власти и местного  самоуправления, имеющих сайт в  Интернете) и с точки зрения  функциональной и информационной  насыщенности Интернет-представительств региональных органов власти, оцениваемой по методологии ООН).

3. ИКТ-инфраструктура региона/города. (Оцениваются показатели развития  стационарной и мобильной телефонной  связи, наличия ПК и т.д.).

4. Развитие электронной  коммерции в регионе. (Оценивается  по показателям использования  Интернета предприятиями и организациями  региона для предоставления и  получения информации о товарах  и услугах, а также для размещения  и получения заказов и проведения  расчетов).

5. Человеческий капитал. (Оценивается по уровню образования  населения, масштабам подготовки  ИКТ-специалистов, развитости научного потенциала региона и мотивации использования ИКТ у населения).

Общий результат готовности регионов к электронному правительству  получается как среднее арифметическое от оценок рассмотренных выше параметров и индексов. Регионы России демонстрируют  существенный разброс в уровне готовности к «электронному правительству».

Существует ряд проблем  в функционировании «электронного  правительства». Так, далеко не везде  граждане могут непосредственно  со своего рабочего места или из дома отправить декларацию, заключить  договор, да и просто узнать о том, как происходит движение документа, с которым они обратились в  органы государственной власти, что  способствовало бы устранению бюрократических  препон и снижению коррупции. Нет  существенных подвижек в формировании так называемых закупок в режиме онлайн. Отсутствует единая система  учёта результатов научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счёт государственного бюджета.

Одна из причин такого положения  дел состоит и в недостаточном  уровне компьютерной грамотности самих  государственных и муниципальных  служащих. Между тем именно государственные  служащие должны задавать здесь тон  всей работе. Остро стоит проблема прозрачности и подконтрольности обществу институтов государства, инновационной  подготовки государственных служащих.

В.В. Путин в своей статье «Демократия и качество государства» (6 февраля 2012 г.) обращал внимание на важность создания “дружественного  интерактивного интерфейса на порталах органов публичной власти для  полноценного отражения и обсуждения планов и программ, результатов мониторинга  их исполнения”.

Роль «электронного правительства» в России, причем на всех уровнях, будет  возрастать и в связи с реализацией  национальных проектов, реформой местного самоуправления. Актуально функционирование единого информационного портала для местного самоуправления. Технологические решения обычно бывают довольно удачны с точки зрения решения локальных задач и способствуют реализации социальных программ. Необходимо обратить особое внимание на фундамент электронной власти – сайты муниципалитетов и субъектов Российской Федерации. Общественная палата и Совет по гражданскому обществу и правам человека при Президенте России могли бы разработать, провести публичное обсуждение и внести проекты перечней обязательно размещаемой на сайтах образовательных и медицинских учреждений информации для клиентов. Возрастает значение использования независимых экспертных советов в системе “электронного правительства” (система “открытое правительство”).

Оценка эффективности  программы развития «электронного  правительства» должна проводиться  и по технологическим параметрам: снижение трудовых затрат органов власти на обмен информацией; уменьшение административной нагрузки на граждан в организациях; сокращение времени ожидания ответа на запросы и сокращение количества персональных обращений граждан; повышение  открытости органов государственной  власти, повышение оперативности  принимаемых решений; рост спроса на ИКТ-услуги со стороны органов государственной  власти; формирование единой национальной инфокоммуникационной структуры за счет подключения к ней органов власти по всей территории страны.

Существуют технологические  проблемы сохранности информации. Формирование единой базы данных в электронных  системах о прописке, коммунальных платежах, владении собственностью гражданами города и др., создающей рациональный режим работы, в случае утечки информации может привести к серьезным проблемам.

В результате реализации указа  Президента РФ от 7 февраля 2008 г. “Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации” к 2015 г. должны быть достигнуты следующие контрольные  значения показателей: место России в международных рейтингах в области развития информационного общества – в числе 20-ти ведущих стран мира, место РФ в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры для субъектов информационной сферы – не ниже десятого; уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий – 100%; доля отечественных товаров и услуг в объеме внутреннего рынка информационных и телекоммуникационных технологий –50%; сокращение различий между субъектами РФ по интегральным показателям информационного развития – до 2 раз; наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, – не менее чем в 75% домашних хозяйств; доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота – 70%; библиотечных фондов – не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов – 100%; доля электронных каталогов Музейного фонда России – 100%.

Информация о работе Развитие электронного правительства в России