Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:57, курсовая работа
Цель исследования: изучение нормативно-правового регулирования политических прав и свобод граждан.
Задачи исследования:
1. Сформулировать и определить место политических прав граждан в системе неотъемлемых гражданских прав.
2. Изучить особенности содержания различных политических прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции России.
Вторая задача избирательных законов состоит в определении избирательных округов. Отдельные местности являются живыми членами государственного организма. В местных делах каждая имеет свое особое управление; в общих делах они должны участвовать сообразно со своим значением в целом. Распределение народного представительства по округам дает, вместе с тем, возможность гражданам сговориться насчет выборов. При этом может проявиться и все разнообразие направлений, господствующих в обществе, с устранением, однако, тех, которые имеют характер совершенно частный или случайный. Округ соединяет в себе разнообразие элементов, которые должны прийти к общему соглашению. Поэтому только то направление имеет право на политическое представительство, которое успело привлечь на свою сторону большинство в тех или других местностях.
Избирательные округи могут быть или те самые, которые существуют для местного управления, или чисто искусственные, установленные единственно для политических выборов. Последнее нельзя считать рациональным; это - случайное соединение людей, друг друга не знающих. Оно может быть иногда допущено лишь в видах удобства. Но и обыкновенные административные округи могут быть больше или меньше. Выборы могут производиться в общинах, в уездах, в областях. Чем меньше округ, тем более меньшинство имеет возможность провести своих кандидатов. При весьма незначительных делениях может случиться даже искусственное преобладание меньшинства. Например, что народонаселение в 100 000 человек распределяется на 10 избирательных округов, по 10 000 человек, выбирающих каждый одного представителя. Предположим, далее, что в шести округах по 6000 человек принадлежат к одной партии, а по 4000 к другой; в четырех округах, наоборот, по 9000 принадлежат ко второй, а по 1000 к первой. Во всех округах в совокупности большинство составляет 60 000, а мен6ьшинство 40 000; тем не менее первое будет иметь четырех представителей, а второе шесть, тогда как при одном общем округе все десять представителей были бы от большинства, а меньшинство не имело бы ни одного. Понятно из этого примера, какое влияние распределение округов может иметь на исход выборов. Отсюда старание правительств и партий устроить это дело сообразно со своими видами. Во Франции, во времена Второй империи, это практиковалось в обширных размерах. Города раздроблялись на участки, которые произвольно соединялись с селами, где большинство было обеспечено за правительством. Но еще с большей беззастенчивостью подобные выкройки округов производятся в демократической Северной Америке. Там они получили техническое название gerrymandering, от фамилии лица, которое с особенным искусством упражнялось в этих проделках7.
Величина округа имеет значение и для самого характера представительства. Чем больше округ, тем больше в нем преобладает точка зрения общих государственных интересов, но зато тем отдаленнее отношение избираемых к избирателям. Поэтому здесь сильнее проявляется влияние общих политических партий, тогда как местные влияния отходят на задний план. Напротив, чем меньше округ, тем теснее связь выборного с избирателями, тем последние могут выбирать сознательнее, наконец, тем больше для них удобства; но зато местные интересы могут получить преобладание над государственными.
Из этого ясно, какую
существенную задачу избирательных
законов составляет определение
округов и как важен в
С определением округов связано и распределение по ним представителей. Каждый округ может выбирать одного, как ныне делается во Франции, или нескольких, смотря по количеству населения, или, наконец, целый список, что называется выбором по списку (scrutin de liste). Чем больше округ, тем, разумеется, большее количество представителей приходится выбирать. Выгоды и невыгоды обоих порядков те же, которые указаны выше.
Когда определены округи, нужно составить списки избирателей. Обыкновенно ведутся постоянные списки, в которых ежегодно делаются нужные изменения. Существенный вопрос состоит в том: кому поручается ведение списков и чем обеспечиваются права граждан? Обыкновенно списки составляются общинными, окружными или корпоративными властями. Во Франции этим заведуют мэры, в Англии шериф и общинные власти, в Пруссии ландраты и бургомистры. Они проверяются или высшими административными властями, или особенно назначенными для того лицами. Таковы в Англии ревизующие юристы (revising barristers). Списки должны быть заблаговременно обнародованы, так чтобы неправильно исключенные могли жаловаться. Жалобы на неправильное внесение или исключение могут приноситься и сторонними избирателями, ибо это вопрос публичного права, касающийся всех. Первоначально жалоба приносится или той административной власти, которая составляет списки, или образуемой для этого особенной коллегии. Но и здесь высшая гарантия права заключается в возможности апеллировать к суду. В Англии это достигается учреждением ревизующих юристов с апелляцией высшему суду (Court of common pleas). Во Франции, даже во времена Второй империи, избиратели могли жаловаться мировому судье, с апелляцией в Кассационный суд. Эта гарантия тем нужнее, чем более самое составление списков находится под влиянием администрации8.
Выборы требуют
Самое производство выборов нуждается в организации. Необходима управляющая ими коллегия, или бюро. Оно составляется или из местных властей, как в Англии, иногда под председательством судьи, как в Бельгии, или из лиц, назначаемых правительством, как в Пруссии, или, наконец, из лиц, избираемых самими избирателями, как было установлено во Франции при июльской монархии. Иногда заседателями или счетчиками становятся старшие и младшие члены избирательной коллегии.
Явная подача голосов
бывает гуртом или поименно, поднятием
рук или разделением
Выборы могут быть непосредственные или по степеням. Последний способ состоит в том, что первоначальные избиратели выбирают из выборщиков, которые уже, в свою очередь, выбирают представителей. В этой системе предполагается, что народ неспособен избирать представителей, потому что имеет мало понятия о политических вопросах, но способен избирать доверенные лица, которые могут столковаться. Через это выборы переходят в руки более возвышенного класса. Но в политических выборах это, в сущности, только лишняя операция, ибо действие партий начинается с первой инстанции, которая и определяет исход. Этот способ избрания имеет значение при малоразвитой политической жизни, вообще там, где нужно избирать доверенные лица, но он не уместен там, где вопрос идет не столько о качествах лица, сколько о его направлении. Кроме того, при таком порядке меньшинство или совершенно вытесняется, или может искусственным образом превратиться в большинство. При мелких округах меньшинство может иногда получить более представителей, нежели большинство. 10
От выбора по степеням отличаются те, которые производятся выборными коллегиями, например, местными палатами в Сенат Соединенных Штатов или выборщиками от общинных советов в нынешний французский Сенат.
Регулирование прав человека и гражданина, в том числе политических прав и свобод, относится к федеральному ведению (их защита - к совместному ведению Федерации и ее субъектов). Они могут быть установлены или в особых условиях (например, при официально объявленном чрезвычайном положении) ограничены только федеральным законом (не законом субъекта РФ). При этом основные права закрепляются конституциями, а ограничения возможны только тех прав, которые конституции разрешают ограничивать в определенных условиях (те права, которые запрещено ограничивать, названы в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ). Ограничения возможны лишь в тех пределах, которые разрешены законом (например, такие ограничения предусмотрены Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. "О военном положении").
К регулированию и реализации основных (конституционных) политических прав и свобод относятся те же конституционные принципы, что действуют в отношении других групп конституционных прав.11
Во-первых, Конституция РФ устанавливает принцип равенства. Часть 1 ст. 19 гласит: "Все равны перед законом и судом". Вместе с тем это не означает абстрактного равенства, особенно при реализации политических прав, которые могут быть использованы в разных целях, в том числе против народа и государства. Злоупотребление правами недопустимо. Есть и естественные причины: например, избирательные права имеют не все граждане, дети (до 18 лет, в некоторых странах, к примеру на Кубе или в Бразилии, до 16 лет) ими не обладают. Ребенок не вправе быть инициатором публичного собрания или местного референдума. Не имеют избирательных прав лица, находящиеся в заключении по приговору суда, вступившему в законную силу.12
Во-вторых, Конституция РФ устанавливает, что права и свободы, в том числе и политические, являются непосредственно действующими. Это значит, что нормы Конституции РФ о правах и свободах должны непосредственно применяться органами государства и другими субъектами правоотношений без каких-либо дополнительных циркуляров и инструкций. То же относится и к судам. В России активно действует Конституционный Суд РФ, который рассмотрел множество жалоб граждан на нарушение их конституционных прав и принял соответствующие постановления. Суд рассматривал также и единичные жалобы юридических лиц, ибо считается, что права и свободы, записанные в конституциях, могут быть распространены и на юридических лиц (объединения и др.), если они могут быть применены к ним по своему существу (сложно, например, применить право о неприкосновенности личности, общественную организацию невозможно незаконно посадить в тюрьму, но можно применить к ней конституционное право о тайне переписки и иных доставляемых сообщений)13.
В-третьих, Конституция РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Это не означает, что у человека и гражданина равные права и свободы. Человек (особенно иностранец или лицо без гражданства) может не обладать многими политическими правами, которые имеет гражданин, но в своей группе (не граждане с одной стороны, граждане - с другой) все лица обладают равными правами. Конституция РФ устанавливает равенство прав независимо от пола (женщины и мужчины равноправны), расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (в этой формулировке сказалось преодоление прежнего положения, когда при советском строе одна общественная организация - КПСС - и ее члены занимали особое положение), а также независимо от других обстоятельств. Запрещаются любые ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19).14
Такие положения имеют огромное значение (любой взрослый гражданин может быть инициатором собрания, выступать в печати с критикой правительства, быть избран (с 21 года в России) в парламент и т.д., но речь идет в данном случае о юридическом равенстве). Что же касается фактического и социального равенства, то это иной вопрос. Фактическое равенство невозможно, люди по естественным причинам неодинаковы и, следовательно, не равны по физическим и иным данным. Социальное равенство тоже не существует (хотя государство, в том числе Россия, используя ресурсы общества, принимает меры по выравниванию уровня жизни, предоставляет пенсии, пособия наименее обеспеченным лицам и т.д.). Разница в уровне жизни 10% самых бедных и 10% богатых в Европе составляет 7-9 раз, в США - 13-15, в России, по официальным данным, до 20 раз (в Москве - 34 раза). Социальное государство (цели создания такого государства ставятся и в ст. 7 Конституции РФ) сглаживает такое неравенство, но преодолеть его в обозримом будущем невозможно. А это сказывается и на осуществлении политических прав. У богатого и бедного только один голос на выборах, одинаковы права партий при выдвижении кандидатов, всем дают одинаковое бесплатное время для выступлений (за счет государства) на каналах телевидения, а также предоставляют одинаковые печатные площади в периодических изданиях, но можно купить дополнительное время (за счет избирательных фондов, а они неодинаковы). При покупке одна минута выступления на центральных каналах телевидения в лучшее время может стоить десятки тысяч долларов. За организацию большого дополнительного собрания в закрытом помещении тоже нужно платить. Свобода слова в средствах массовой информации (СМИ) тоже может стоить больших денег и т.д. 15 Юридически возможности у всех одинаковы, а фактически вовсе нет. Что-то отчасти можно исправить, корректировать (этому и служит законодательство), по пока существует "власть денег", изменить ситуацию в целом невозможно. Сказанное относится и к России, где, по мнению граждан (это опубликованные данные опросов), существует, видимо, одна из худших форм капитализма - олигархический капитализм.
Информация о работе Регулирование политических прав и свобод граждан РФ