Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 12:57, курсовая работа
Цель исследования: изучение нормативно-правового регулирования политических прав и свобод граждан.
Задачи исследования:
1. Сформулировать и определить место политических прав граждан в системе неотъемлемых гражданских прав.
2. Изучить особенности содержания различных политических прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции России.
Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому (не только гражданину) свободу мысли и слова. Конечно, мысль трудно контролировать, принудительно заставить человека думать так, а не иначе. Но психическими приемами можно влиять на свободу мыслей человека. Так и было, когда конституциями разных стран устанавливалась обязательная для всех идеология. В прошлом в африканском Заире (теперь название страны изменено) Конституция 1982 г. устанавливала для всех с момента рождения идеологию покойного президента Мобуту - мобутизм (дети с момента рождения считались членами единственной партии президента). В таких случаях положение о свободе мысли, родившееся в Европе в Средние века как протест против религиозных извращений, может иметь политическое назначение. Теперь под свободой мысли понимается духовная свобода, право придерживаться любой идеологии, создавать собственные идеологические концепции. Если государство считает какие-либо взгляды человека вредными для общества, то ответственность возможна не за мысли, а за действия, причиняющие вред.16
Свобода слова предполагает выражение своих мыслей (в том числе политических взглядов) не в частной беседе (например, на кухне с супругой), а публично, и не по частным или вкусовым вопросам (о модных прическах), а по вопросам, имеющим существенное общественно-политическое значение. Порядок осуществления свободы слова и других форм массовой коммуникации, например передачи изображений, регулируется Законом РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 N 2124-117, Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ. "Об информации, информационных технологиях и защите информации"18 . Поиск, получение, производство, распространение информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование, распоряжение ими, приобретение технических средств, материалов, предназначенных для средств массовой информации, не подлежат ограничениям, кроме установленных законом. Запрет на распространение сообщений, а также цензура (предварительное согласование сообщений) не допускаются. Право на свободу слова осуществляется явочным порядком. Автору критической статьи в газете не нужно согласовывать свой текст с властями или с кем-либо, если он этого не желает. Он самостоятельно высказывает свое мнение, но если допустит клевету, умаление чести или достоинства другого человека или юридического лица (например, общественной организации, фирмы, учреждения), то ему придется отвечать перед судом. Требование о предварительном согласовании на опубликование определенной статьи со стороны соответствующего государственного органа либо должностного лица правомерно, если должностное лицо является автором или дает интервью.
Учредителем средства массовой информации может быть любой гражданин и любой владелец средства массовой информации, достигший 18 лет, не душевнобольной и не находящийся в местах лишения свободы по приговору суда. В 2003 г. в одном из крупных сел Краснодарского края на собранные средства построили телевизионную вышку, купили передатчик и критиковали районное начальство. Оно пыталось закрыть вещание, более года продолжалось противоборство, но в конечном счете мэр был вынужден уйти в отставку19. Это пример, когда средство массовой информации использовалось жителями. Лицензия стоит не так дорого (в Москве, к примеру, для ее получения надо затратить в среднем 30 дней, пройти 9 процедур и заплатить 6200 руб., в Казани - 14 дней и 3000 руб.), но, чтобы создать, скажем, газету, нужно иметь стартовый капитал. Сложно сразу определить его размеры, например, для Москвы. Однако известно, что в США до недавнего времени считалось: для основания солидной газеты в провинциальном городе нужно иметь от 5 до 10 млн. долл. А там уж как пойдет дело и, главное, что будет происходить с рекламой. Известно, что главный доход СМИ получают не от продажи газет, а от рекламы. Каждый может создать СМИ, но для этого нужны деньги.20
Деятельность средства массовой информации начинается после получения лицензии в органах Министерства связи и массовых коммуникаций. Для изданий, выходящих небольшим тиражом, для радио- и телевещания, если у них менее 10 абонентов, лицензии не требуется. Отказ в выдаче лицензии возможен, если обращение исходит от лица (лиц), не обладающего правом на создание средства массовой информации (например, по возрасту), если представленные сведения не соответствуют действительности, если заявленная примерная тематика представляет злоупотребление свободой слова. Деятельность средства массовой информации помимо воли его учредителя может быть прекращена только судом после двух письменных предупреждений прокуратуры или регистратора о нарушении законодательства.
Изъятие или уничтожение тиража (его части) осуществляется по решению суда, что имело место, например, в Екатеринбурге в отношении издания, переведенного с иностранного языка, в котором суд усмотрел пропаганду наркотиков.
Поскольку использование свободы
слова может оказывать
За нарушение законодательства о средствах массовой информации ответственность несут авторы, издатели, редакторы, а с 2004 г. также учредители СМИ (суд рассматривал такие вопросы неоднократно, в том числе в Москве). Если в суд обращается регистратор или прокурор по вопросу о нарушении закона (после сделанных предупреждений и неисправленных нарушений), суд может ликвидировать лицензию, т.е. закрыть СМИ. Граждане и организации в случае распространения в печати ложных сведений могут через суд требовать публикации опровержения и возмещения морального вреда (самое значительное возмещение вреда, которое когда-либо назначали российские суды, насколько это известно по данным печати, составляло 30 млн. руб.; за рубежом суды порой назначают гораздо большие суммы). Уголовная ответственность предусмотрена за клевету в СМИ и за диффамацию (распространение не ложных, но порочащих человека сведений) 21.
Свобода слова неотделима от права искать, получать, производить, передавать, распространять информацию любым законным способом. Ограничения касаются, в частности, государственной тайны. Вместе с тем законодательство устанавливает перечень сведений, которые нельзя (в том числе государственным органам) засекречивать, скрывать от населения. К их числу относятся сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, состоянии экологии, санитарии, проблемах здравоохранения, образования, преступности, а также данные о происшествиях, компенсациях и льготах и др. Действует Федеральный закон 2009 г., предусматривающий, что государственные органы и органы местного самоуправления обязаны предоставлять информацию (в том числе документированную, например, тексты постановлений) об их деятельности по запросам в течение месяца, если она не имеет секретного характера и не нарушает права других лиц и организаций (на личную тайну, на деловую репутацию и др.). Информация может быть платной (большой объем копий, пересылка по почте и др.). Отказ в выдаче информации, разрешенной законом, может быть обжалован вышестоящему органу или в суд. 22
2.2 Право избирать и быть избранным.
К числу политических прав относятся избирательные права - право избирать депутатов в представительные органы - парламент РФ, законодательные собрания субъектов РФ, муниципальные собрания (советы), выборных должностных лиц (Президента РФ, мэров муниципальных образований, других лиц) и быть избранным в эти органы или на такие должности. Избирательные права - очень большая тема, она заслуживает отдельной статьи, тем более что в России на разных уровнях применяются несколько избирательных систем (пропорциональная, мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства, "смешанная система"), наряду с прямыми выборами (голосованием граждан) используются и непрямые выборы (один из двух представителей субъекта РФ в Совет Федерации Федерального Собрания РФ избирается не гражданами, а депутатами законодательного собрания субъекта РФ). Поэтому в данном случае не можем обсуждать многие вопросы избирательного права, скажем лишь об избирательных правах граждан. Избирательное право в России соответствует принципам всеобщего, равного, прямого избирательного права и осуществляется при тайном голосовании. Принцип всеобщности означает, что в выборах могут участвовать (избирать и быть избранными) все лица, достигшие установленного возраста и удовлетворяющие требованиям закона о выборах. Выборы - равные, все граждане участвуют в них на равных основаниях (в отдельных странах иногда устанавливаются фиксированные нормы для представительства разных категорий населения, например, на Фиджи - для фиджийцев и индийцев, в Индии - для женщин, в Египте - для рабочих и крестьян, в Китае - для армии). В России выборы прямые - граждане голосуют непосредственно за кандидатов (непрямыми выборами, как говорилось, избирается один из членов от субъекта РФ в Совет Федерации). Голосуют в России, как правило, бюллетенями, но постепенно вводится электронное голосование. В российском законодательстве установлены также принципы свободы выборов (запрещены незаконные способы воздействия на избирателей), добровольности выборов (в некоторых странах, например, в Бельгии, Бразилии избиратель за неявку на голосование может быть наказан, в частности, штрафом), альтернативности выборов (при одном кандидате на одно место или при одном списке кандидатов выборы откладываются до появления соперников). Выборы в России признаются состоявшимися при любой явке избирателей. 23
Избирательное право в субъективном смысле слова - это право, принадлежащее или не принадлежащее конкретному физическому лицу. Этим лицом может быть только гражданин РФ при выборах федеральных органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы), законодательных собраний субъектов РФ. Им может быть иностранец и лицо без гражданства при выборах органов местного самоуправления (при определенных условиях - необходимо постоянное проживание в данном муниципальном образовании и др.). Активное избирательное право - право избирать в России принадлежит гражданам с 18 лет (в некоторых странах Востока и Латинской Америки - Иране, Бразилии и др. с 16 лет), право быть избранным (пассивное избирательное право) в представительные органы имеют лица, достигшие 21 года, на должность Президента РФ - 35 лет. В выборах не вправе участвовать лица, признанные судом умалишенными (на основании судебного решения такие лица не вносятся в списки избирателей или избирательный бюллетень. Не участвуют в выборах (не избирают и не могут быть избраны) лица, находящиеся под стражей по приговору суда, вступившему в законную силу. Если приговор еще не вступил в силу (например, в связи со сроком для обжалования), то указанные лица, а также подследственные, находящиеся под стражей, обладают избирательными правами. Предельный возраст для избрания в России не существует (в исключительных случаях в единичных странах такой возраст для некоторых должностей установлен в 65 или 70 лет). В России также нет ценза оседлости (срока проживания в муниципальном образовании для того, чтобы быть внесенным в список избирателей, например, в Японии это 3 месяца, в разных штатах США - от одного до 30 дней).
Для права быть избранным российское законодательство устанавливает целый ряд требований (за рубежом такие требования называются избирательными квалификациями или цензами). Не могут быть избранными (кроме как на муниципальном уровне) лица, имеющие иностранное гражданство (даже если они имеют его наряду с российским гражданством, хотя право голосовать такие лица имеют), осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющие неснятую и непогашенную судимость, осужденные за преступления экстремистской направленности с неснятой судимостью, лица, в отношении которых есть постановление суда, что они нарушали ограничения для выборов, установленные законом. От кандидатов требуется представление многих документов (сведений об имуществе, подписей избирателей в поддержку кандидата, если он выдвигался не от партий, представленных в Государственной Думе24, и др.).
Положения законодательства, относящиеся к избирательным правам граждан (а на муниципальном уровне и не граждан), с соответствующими изменениями распространяются и на участие в референдуме - голосовании по какому-либо проекту решения, предлагаемому органами государства, местного самоуправления, гражданами.
Важное значение имеет политическое право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Существует множество форм решающего и совещательного (консультативного) участия граждан в управлении делами государства. Наиболее значимыми формами являются выборы и референдум, о которых сказано выше. Существует множество совещательных форм участия граждан в управлении делами государства, субъекта РФ, муниципального образования, начиная от предложений граждан органам государства или местного самоуправления до более радикальных мероприятий (общественные слушания в парламенте, объявленные народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, предложения общественных объединений правительству, подготовка совместных документов органов государства и профсоюзов, правотворческая инициатива граждан, опрос граждан (своего рода выборочное анкетирование, проводимое органами государства или местного самоуправления), обязательные муниципальные слушания на собраниях граждан о проекте муниципального бюджета и др.)25.
Граждане РФ обладают политическими правами на уровне международных стандартов. Однако их фактическое использование зависит от множества обстоятельств: от уровня жизни значительной части населения, которая обеспокоена не столько использованием прав, сколько выживанием, от размаха коррупции в российском обществе, от неясности в течение уже двух десятилетий политики власти по вопросам модели дальнейшего развития общества, доминирования крупного капитала в жизни страны, от засилия бюрократии, слабости среднего класса и от авторитарных элементов в молодой российской демократии. Следует признать, что государство уже неоднократно не оправдывало ожидания граждан, а то и вводило их в заблуждение. Отсюда - неверие граждан, определенная пассивность значительной части населения. Правовой нигилизм, неуважение к праву, закону существует не только у определенной части населения, он распространен в различных структурах аппарата управления, причем не только низовых звеньев. Преодоление всех этих пороков и недостатков современного российского общества позволит гражданам наиболее эффективно использовать конституционные политические права на благо многонационального российского народа, общества и государства.
Одним из важнейших политических прав является право на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Хотя путем объединения участников создаются хозяйственные организации (акционерные общества, товарищества, объединения филателистов, коллекционирующих редкие почтовые марки, кружки шахматистов и др.), а также религиозные организации, которые не вправе участвовать в политике, главной целью этого права является прежде всего обеспечение каждому возможности организованного участия в общественной жизни, в том числе для граждан - в политике. В России действует множество законов, регулирующих основные начала и порядок создания хозяйственных, общественных и религиозных объединений. Таковы законы об акционерных обществах, о кооперативах различного вида (производственных и др.), о профсоюзах, о политических партиях, об объединениях работодателей, о благотворительности и благотворительных организациях, о свободе совести и религиозных объединениях и др. Законодательство только устанавливает основы организации и деятельности объединений, вводит правило регистрации для объединений, если они желают получить права юридического лица26. Вопросы же своей внутренней организации порядка и методов деятельности они решают сами, закрепляя такие положения в принимаемых ими уставах.
Информация о работе Регулирование политических прав и свобод граждан РФ