Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть Россию как светское государство, изучить этапы формирования светского государства в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность светского государства…………………………..5
Глава 2. Право граждан на свободу совести и вероисповедания……………..13
Глава 3.Правовой статус религиозных объединений в РФ…………………...19
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованных источников …………………………………………30
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие
и сущность светского государства………………………
Глава 2. Право граждан на свободу совести и вероисповедания……………..13
Глава 3.Правовой статус религиозных объединений в РФ…………………...19
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников …………………………………………30
Введение
Светскость государства – это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. В Российской Федерации светскость государства закреплена частью 1 статьи 14 Конституции как одна из основ конституционного строя России. В конституционном праве светскость государства как конституционная характеристика, отражающая или закрепляющая определенную независимость и баланс интересов государства и религиозных объединений в соответствующих сферах их компетенции, на сегодняшний день исследована недостаточно.
Актуальность темы исследования проявляется в продолжающихся общественных дебатах, как в России, так и в других европейских странах по многим вопросам: относительно возможности преподавания религиозной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; возможности оказания государством поддержки социально значимой деятельности религиозных организаций, учреждения штатных должностей священников в войсковых частях и исправительных учреждениях. Решения этих и многих других, связанных с ними, вопросов основываются на ответе на главный в этой сфере вопрос: что такое светскость государства.
Объектом исследования является государственное устройство Российской Федерации. Предметом исследования является понятие светского государства в Российской Федерации.
Цель работы – рассмотреть Россию как светское государство, изучить этапы формирования светского государства в России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить задачи работы:
-конституционно-правовое исследование светскости государства во всей ее многоаспектности, выявление и исследование существенных признаков светскости государства;
-анализ содержания и существенных признаков светскости;
-системное исследование норм российского законодательства, определяющих Российскую Федерацию как светское государство;
-определение значения и места принципа светскости государства в системе основ конституционного строя Российской Федерации;
-изучение процессов развития светскости государства, динамики формирования и развития правового обеспечения светскости государства и ее понимания в конституционном праве.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения списка литературы и приложений.
В качестве нормативной базы исследования взята работа Баглая М.В. Конституционное право Российской Федерации, учебник Государственное право Российской Федерации, под ред. О.Е. Кутафина, Учебник Конституционное право России под ред. А.Е. Постникова.
Изучены теоретические материалы Баглая М. В,Губина М.Ю. , Каневского К.Г., Козлова Е.И., Мещерякова А.Ф,Мухаметзянова Р.М., Осина И.В., Пономарева Н.В., Саввы С.С., Стецовского Ю.И.
Глава 1. Понятие и сущность светского государства
Понятие «светское государство», согласно историческому словарю И.С. Никитина означает «конституционно-правовая характеристика государства, означающая отделение церкви от государства, разграничение сфер их деятельности»1.
Применительно к государственно-правовой сфере, «светский» – характеристика государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую, мирскую направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.
Характеризуя категорию « светский», следует иметь в виду принципиальное различение сфер компетенции (сфер деятельности, целей, задач, методов их решения) государства и религиозных объединений, а также иные значимые обстоятельства.
В ст. 14 Конституции РФ указывается, что Российская Федерация является светским государством2. Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству, Конституция в названной статье раскрывает ее в следующих положениях:
- никакая религия не
может устанавливаться в
- религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
___________________
1. Никитин И.С. Исторический словарь с.272
2. Конституция РФ 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) ст.14
Светским государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений
не признается обязательным или предпочтительным. В таком государстве религия, ее каноны и догматы, а также религиозные объединения, действующие в нем, не вправе оказывать влияния на государственный строй, на деятельность государственных органов и их должностных лиц, на систему государственного образования и другие сферы деятельности государства1.
Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).
Как светское государство, Российская
Федерация характеризуется тем,
что в ней религиозные
Отделение религиозных объединений
от государства означает, что государство
не вмешивается в определение
гражданином своего отношения к
религии и религиозной
1.Собрание законодательства РФ . 1997. № 39. Ст. 4465.
2. Конституция РФ 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных
Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) ст.14
3. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях» ст.4
государственных учреждений и органов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законодательству; обеспечивает характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В то же время государство
охраняет законную деятельность религиозных
объединений. Оно регулирует предоставление
религиозным организациям налоговых
и иных льгот, оказывает финансовую,
материальную и иную помощью религиозным
организациям в реставрации, содержании
и охране зданий и объектов, являющихся
памятниками истории и
В соответствии с конституционным
принципом отделения
Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
Религиозные объединения в Российской Федерации действуют на основе их собственных правил при условии соблюдения закона. Таким законом, регулирующим эти вопросы, является Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Согласно этому Закону
религиозным объединением в РФ признается
добровольное объединение граждан
Российской Федерации, иных лиц, постоянно
и на законных основаниях проживающих
на территории РФ, образованное в целях
совместного исповедания и
Религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности, юридического лица. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ или иных лиц, постоянно и на законных основаниях, проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
Государственная регистрация
религиозных организаций
Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества).
Религиозные организации вправе проводить религиозные обряды в лечебно-профилактических и больничных учреждениях, детских домах, домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, по просьбам находящихся в них граждан, в помещениях, специально выделяемых администрацией для этих целей, в воинских частях. В иных случаях «публичные богослужения, другие религиозные обряды и церемонии осуществляются в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций»1.
По просьбам религиозных
организаций соответствующие
______________________
1.Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ: Автореф. Диссертации кандидата юр. наук. Саратов, 2009. С. 14.
Религиозные организации вправе производить, приобретать, эксплуатировать, тиражировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения; осуществлять благотворительную и культурно-просветительскую деятельность; создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) ; осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, определенном законодательством Российской Федерации; устанавливать и поддерживать международные связи и контакты.
В собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры. Религиозные организации могут иметь на праве собственности имущество за границей1.
Запрещается создание религиозных
объединений в органах
учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях,
государственных и муниципальных организациях, а также религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.