Россия как светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть Россию как светское государство, изучить этапы формирования светского государства в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность светского государства…………………………..5
Глава 2. Право граждан на свободу совести и вероисповедания……………..13
Глава 3.Правовой статус религиозных объединений в РФ…………………...19
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованных источников …………………………………………30

Файлы: 1 файл

российская федерация как светское государство.docx

— 60.94 Кб (Скачать файл)

Так же правовой статус религиозных объединений  раскрывает Федеральный закон «О некоммерческих организациях», где изложены следующие положения: «Общественными и религиозными организациями

____________________

1. «Итоговый документ венской встречи 1989 года»

2. Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года(в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ)

 

(объединениями) признаются  добровольные объединения граждан,  в установленном законом порядке  объединившихся на основе общности  их интересов для удовлетворения  духовных или иных нематериальных  потребностей. Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Участники (члены) общественных и религиозных организаций (объединений) не отвечают по обязательствам указанных организаций (объединений), а указанные организации (объединения) не отвечают по обязательствам своих членов».1

Особенности правового положения религиозных объединений закреплены и другим нормативно-правовыми актами, такими как Гражданский кодекс РФ, Административный кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и прочими, но все они по существу только лишь дублируют приведенные выше акты.

 Религиозные объединения в российской Федерации имеют достаточно «расплывчатый» конституционно-правовой статус, нормы регулирующие вопросы, касающиеся их статуса не всегда последовательны, а порою и противоречивы. Россия стоит на пороге перехода к признанию традиционной религии, когда все религиозные объединения равны перед

законом, но все же, одна из них имеет законодательно закрепленный статус традиционной. Какое отражение  данные проблемы найдут в законодательстве России, покажет время.

В данной главе делается попытка охарактеризовать религиозные объединения с позиции норм закрепленных законом и дать оценку тому положению, которое занимают религиозные объединения в жизни современного российского общества.

 

Заключение

 

На основе проделанной работы можно сделать  вывод о том, что светское государство  — государство, которое регулируется на основе рациональных, а не религиозных  норм; решения государственных органов  не могут иметь религиозного обоснования.

Законодательство  светского государства может  соответствовать религиозным нормам; «светскость» определяется не наличием противоречий с религиозными установками, а логикой обоснования решений. Например, объявление религиозного праздника выходным днём вполне допустимо в светском государстве с целью создания комфортных условий для верующей части населения (но не в качестве «святого дня»).

В светском государстве  каждый человек вправе рассчитывать на то, что он сможет жить, не обращаясь  к религиозным институтам. Например, заключение браков и осуществление  правосудия должно быть прерогативой государства. В светском государстве  последователи всех конфессий равны  перед законом.

В настоящее  время все страны европейской  культурной традиции, Россия, ряд стран  Юго-Восточной Азии являются светскими.

В светских государствах в настоящее время каких-либо существенных разногласий между  государством и церковью не наблюдается: положение церкви в государстве  стабилизировано и не подвергается каким-либо кардинальным изменениям. По-видимому, это достигается совместной работой органов государства и церкви, результатом которой стало принятие решений, удовлетворяющих обе стороны.

Однако, государство  имеет преимущественный потенциал  воздействия на положение церкви путем принятия законов, которые  обязательны к исполнению. Поэтому, если и возникнут какие-либо трения, то государство имеет возможность  быстро «урезонить» церковь силой своей власти. Причем характер ограничений может носить специфический характер – например, вопросы собственности церкви, занятия церкви коммерческой деятельностью и т.п.

Такое положение  вещей крайне ограничивает ответные меры церкви по отношению к государству, ведь не будешь же апеллировать к верующим (с просьбой поддержать церковь) на то, что государство-де положило глаз на, скажем, собственность церкви. Возможно, эти умозаключения носят скорее умозрительный, отвлеченный характер, но такое положение вещей нельзя исключать. Однако степень воздействия  церкви на государство через верующих тоже не стоит преуменьшать, причем не важно, светское это государство  или теократическое.

По-прежнему, проблемой для всего мира, носящей интернациональный, межгосударственный характер, остается проблема воинствующих религиозных течений, таких, как исламский фундаментализм. Религиозные фанатики принесли много горя и слез людям практически на всех континентах, поломали множество человеческих судеб, не обойдя вниманием и Россию. Способом отстаивания своих взглядов они и им подобные выбрали вооруженное противостояние, проведение страшных по своей жестокости террористических актов, в результате которых гибнут чаще всего ни в чем не повинные люди. Всем понятно, что так дело оставлять нельзя и надо активно искоренять это зло.

 

 

Список использованных источников

Нормативные акты

  1. Всеобщая декларация прав человека // от 10 декабря 1948 года
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // от 4 ноября 1950 года
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах // от 16 декабря 1966 года
  4. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №4. – Ст. 445.
  5. Итоговый документ венской встречи 1989 года председателей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после // от 15 января 1989
  6. Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года
  7. Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О свободе совести и о религиозных объединениях»
  8. Федеральный Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»  от 8 августа 2001 года
  9. Федеральный Закон «Об альтернативной военной службе» от 30 ноября 2011 года
  10. Уголовный кодекс Российской Федерации
  11. Административный  кодекс Российской Федерации
  12. .Собрание законодательства РФ . 1997. № 39. Ст. 4465.
  13. Письмо Главного управления Минюста России по г.Москве от 19.06.2001 № 4-5/8176-01

Научная литература

  1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник  

         для вузов. М., 2008. С.189

 

  1. Губин М.Ю. Проблемы России как светского  государства // Конституционное и  муниципальное право. № 22, 2008.
  2. Каневский К.Г. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: Диссертация . кандидата  юридических наук. М., 2008.
  3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М., 2013.
  4. Конституционное право России: Учебник / Под ред. А.Е. Постникова. М., 2007.
  5. Кутафин О.Е. Российский конституционализм. М., 2012.
  6. Мещерякова А.Ф. Светское государство в современной России: конституционно-правовой анализ: Автореферат диссертации кандидата  юридических наук. Саратов, 2009.
  7. Мухаметзянова Р.М. Политика современного Российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели. Автореферат  диссертации  кандидата  юридических наук. Уфа, 2004.
  8. Осин И.В. Свобода совести как субъективное право // Конституционное и муниципальное право. № 23, 2008.
  9. Пономарева Н.В. Свобода совести и свобода вероисповедания как политико-правовые категории // Юристъ-Правоведъ. № 4, 2008.
  10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.04.2007 // «Российская газета», № 90, 27.04.2007.
  11. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права. № 12, 2009.
  12. Савва С.С. Понятие и конституционное закрепление светского государства в РФ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». № 2 (28), 2008.
  13. Стецовский Ю.И. Право на свободу и личную неприкосновенность: Нормы и действительность. М., 2010.

 


Информация о работе Россия как светское государство