Россия как светское государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть Россию как светское государство, изучить этапы формирования светского государства в России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность светского государства…………………………..5
Глава 2. Право граждан на свободу совести и вероисповедания……………..13
Глава 3.Правовой статус религиозных объединений в РФ…………………...19
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованных источников …………………………………………30

Файлы: 1 файл

российская федерация как светское государство.docx

— 60.94 Кб (Скачать файл)

 Религиозные организации  могут быть ликвидированы по  решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации, а также по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией

_______________

1. Каневский К.Г. Правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации: Диссертация кандидата юридических наук. М., 2008. С. 8.

 

деятельности, противоречащей целям ее уставным целям.

В России основными  конфессиями являются православие  и ислам, но есть и другие вероисповедания (католицизм, буддизм, баптизм, иудаизм  и др.). Они совсем недавно обрели необходимые права для своей  деятельности, поскольку тоталитарное государство (считавшее себя тоже светским, а на деле бывшее грубо атеистическим) осуществляло гонение на веру, преследование  религиозных служителей.

Ныне общепризнано, что церковь играет незаменимую  роль в духовном возрождении России и вправе свободно проводить свою деятельность не только по отправлению  культов, но и по пропаганде вероучения. Религиозные деятели заняли видное место во многих общественных движениях. Русская православная церковь приняла  решение не участвовать в государственной  и политической жизни, и с ее стороны  нет никаких претензий на статус государственной. Мусульмане также  в основном не претендуют на такой  статус своей религии, хотя в ряде республик существуют определенные круги, высказывающиеся за преобразование своих республик в исламские государства1.

Закрепление светского государства отнюдь не означает умаление или ущемление  свободы вероисповедания. Статья 28 Конституции РФ закрепляет свободу совести, и светское государство не освобождается от обязанности гарантировать эту свободу. В равной степени государство не должно заниматься пропагандой атеизма, каким-либо способом препятствовать свободной деятельности религиозных объединений2.

Светским  государством считается такое государство, в котором не существует официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. В таком  государстве

религия, не в праве  оказывать влияние на государственный  строй,

________________

1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов. М., 2008. С.189.

2. Конституция Российской Федерации ст.28

деятельность государственных  органов и их должностных лиц, на систему

государственного образования  и другие сферы деятельности государства. Светский характер государства обеспечивается отделением церкви (религиозных объединений) от государства и светским характером государственного образования (отделением школы от церкви).

В ст. 14 Конституции Российской Федерации указывается, что Российская Федерация является светским государством. Согласно Конституции РФ государство  и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются  в дела друг друга; никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед  законом1.

Таким образом, подводя итог данной главе необходимо отметить, что  светское государство – это конституционная характеристика государства, отражающая независимость и суверенность государства и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии. Светское государство – государство, обеспечивающее независимость и суверенность государственных институтов

и религиозных объединений (равно как и объединений, деятельность которых направлена на распространение  идеологии) в соответствующих сферах их компетенции, гарантированные недопустимостью  установления в государстве общеобязательной религии или идеологии и отделением от государства религиозных объединений  и объединений, деятельность которых  направлена на распространение идеологии. 

____________________

1. Конституция российской Федерации. ст.14

 

Глава 2. Право  граждан на свободу совести и  вероисповедания

 

Свобода совести  и вероисповедания при всей кажущейся  простоте понятие сложное и многогранное. На протяжении веков философы, историки и юристы вкладывали различный смысл  в его теоретическое понимание. При этом составляющие это понятие  категории «свобода», «совесть» и «вероисповедание» всегда рассматривались как тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. 

Ключевым  термином, раскрывающим содержание рассматриваемого правового института, является категория  «совести».

Современные исследователи определяют совесть  как способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых  поступков, подчеркивая индивидуальные личностные начала отдельного человека. Таким образом, с философской  и морально-этической точки зрения, совесть это возможность нравственной оценки сознанием человека содержания и последствий собственных и чужих поступков, осуществляемой им на основании его собственных или коллективных убеждений. 

Рассматривая  понятие «свобода», можно выделить различные подходы к ее теоретическому осмыслению. Так, Р. Декарт понимал под свободой простую, изначальную произвольность, автономность воли, которая сильнее страсти и независима от нее. Воля имеет чисто рациональную природу. Свобода в сколько-нибудь существенном смысле этого слова требует лишь, чтобы наши волеизъявления были результатом наших собственных желаний, а не внешних сил, заставляющих нас стремиться к чему-то другому. Одной из важнейших характеристик свободы является то, что свободный человек является хозяином своего сознания.

Свобода может  рассматриваться в материальном (физическом) смысле и идеальном (как  свобода мысли, воли). Первая выражается в свободе действий и ограничена физическими возможностями человека и воздействием на него законов природы. Вторая больше предопределена свободой воли человека и ограничена его нравственной позицией (условно выраженной в понятии «совесть»). Таким образом, под свободой понимается возможность поступать согласно своей воле, своим целям, а не по внешнему принуждению или ограничению. 

Что касается понятия «свобода совести», то, несмотря на то, что составляющие категорию понятия «свобода» и «совесть» обладают самостоятельным смыслом, содержание данной категории не является механически объединенной суммой этих понятий, а имеет собственное мировоззренческое и юридическое значение. 

Теоретико-правовая модель свободы совести включает понимание свободы совести в  объективном и субъективном смыслах. Свободу совести в объективном  смысле можно охарактеризовать как  систему юридических норм, составляющих законодательство о свободе совести  определенного исторического периода  в конкретной стране. 

Свобода совести  в субъективном смысле есть конкретные возможности, права, притязания, возникающие  на основе и в пределах законодательства о свободе совести. Субъективное право на свободу совести гарантированная  законом мера возможного (дозволенного, разрешенного) поведения гражданина в рамках указанной системы (человек  религия религиозное объединение  государство), очерчивающая юридические  рамки индивидуальной свободы личности1

При характеристике отношения человека к религии  в ст. 28 Конституции Российской Федерации  кроме понятия «свобода совести» употребляется термин «свобода вероисповедания», а в нормах

______________________

1. Мухаметзянова Р.М. Политика современного Российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Уфа, 2004.

 

международного права, в  частности, в ст.18 Всеобщей декларации прав человека, ст. 18 Международного пакта  о гражданских и политических правах, ст. 9 Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод и других актах «свобода религии». Свобода вероисповедания равнозначна свободе религии, религиозной свободе, то есть эти термины тождественны. Свобода вероисповедания (религии) предполагает не только свободную деятельность религиозных объединений различных конфессий, действующих в соответствии с законом, но и индивидуальное право каждого

свободно выбирать любую  религию, принадлежать к любой конфессии, выбирать, иметь, менять, распространять и выражать любые религиозные  взгляды, участвовать в религиозных  богослужениях и обрядах, а также  не исповедовать никакой религии1.

Можно констатировать, что свобода совести соотносится  со свободой вероисповедания (свободой религии) как родовое и видовое  понятия, как общее и частное. Иными словами, свобода совести  и вероисповедания означает с  одной стороны право верить, а  с другой право не верить. Свобода  вероисповедания есть лишь элемент  свободы совести, поскольку к  свободе вероисповедания относится  свобода выбора религии и свободы  отправления религиозных обрядов. Религия есть частное дело каждого человека, дело его личного внутреннего чувства и разума. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть ни государство, ни духовенство той или иной религии не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.

Соблюдение  прав граждан на свободу совести  и вероисповедания, как и другие права человека, в первую очередь  прослеживается в формально-

правовом плане. На этом уровне речь идет о преодолении законодательных  ограничений свободы и препятствующих осуществлению права административных норм, а также прямых, грубых нарушений

международных принципов  в области прав человека. Действовавший  до сих пор Закон РФ «О свободе вероисповеданий» в достаточной степени обеспечивал формальное право на свободу совести, религиозных убеждений и деятельности в современной России. Нарушения этого закона со стороны государственных органов (вне связи со спорными ситуациями самих

религиозных общин) в настоящее время не наблюдаются. Говорить о серьезной угрозе этому положению в юридическом порядке не приходится, поскольку даже новый Закон РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», проект которого вызвал протест правозащитных и ряда религиозных организаций (в особенности своей декларативной частью) и тем не менее не был достаточно доработан до его принятия, вряд ли существенно изменит реальную практику. В частности, «испытательный срок», вводимый данным Законом для регистрации религиозной группы в качестве полноправной религиозной организации (юридического лица), легко может быть обойден регистрацией ее как общественного объединения. Фактически, статус религиозной организации в отличие от общественной может означать лишь категорию государственных льгот и своего рода «лицензию религиозного авторитета».1

Для реализации прав на свободу  совести и вероисповедания особое значение имеет выделение второй группы проблем, состоящей в более  тонкой и конкретной связи с практикой. Без обращения к этому уровню «социальных прав» правозащитная деятельность в развитых и даже посттоталитарных странах оказывается в настоящее время беспредметной. На этом уровне должны контролироваться относительные нарушения права, возникающие, когда его реализация оказывается невозможной в связи с конкретными условиями. В этом случае составом нарушения права государственными органами может являться не проведение ими каких-то ущемляющих права граждан мер, а, напротив, отсутствие надлежащей для реализации права деятельности.

____________________

1. Савва С.С. Понятие и конституционное закрепление светского государства в РФ // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». № 2 (28), 2008

В некоторых ситуациях  подобная деятельность должна носить ограничивающий характер.

В области  религиозных убеждений и деятельности, указанная вторая группа проблем  оборачивается, главным образом, фактическими нарушениями свободы совести  граждан не со стороны государства, а со стороны крупных конфессиональных организаций (выступающих как своего рода «государство в государстве») или сравнительно менее многочисленных, но сильно консолидированных религиозных организаций (иногда определяемых как «секты»).

Само по себе информирование не является эмоционально нейтральным (что влечет ряд проблем  в области свободы распространения  информации), но религиозное обращение  даже не является информированием - это  «проповедь», которая предполагает для воспринимающих личностное вовлечение  или отрицательные эмоции в случае несоответствия требованиям религиозного авторитета. Свобода совести оказывается ограничена свободой проповеди. Как правило, по настоящее время эта проблема решается «экономически» - за счет ограниченности средств, которые каждая религиозная община может вкладывать в проповедь. Тем не менее, в современных российских условиях данная проблема может во многих случаях вставать довольно остро. Например, это может быть связано с массированными «инвестициями» в проповедь какой-либо зарубежной религиозной организации1.

Акты государственной  поддержки религиозных объединений, на первый взгляд, не являются предметом  общественно-правозащитного вмешательства. Но именно вопрос о дискриминационном или справедливом

характере этой поддержки  оказывается одним из критических в условиях современной России. Об этом свидетельствует не только

___________________

1. Пономарева Н.В. Свобода совести и свобода вероисповедания как политико-правовые категории // Юристъ-Правоведъ. № 4, 2008. С. 22.

 

горячность полемики вокруг нового Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», но и конкретные факты. Так, действие властей Петербурга за последние годы, оспариваемое как попрание прав граждан в области вероисповедания - насильственное изгнание общины Синодальной (Зарубежной) Православной Церкви из помещения Новодевичьего монастыря - было санкционировано как передача этого помещения Русской Православной Церкви .Надо иметь в виду, однако, что потенциально данная проблема соотносится и с общей ситуацией, когда помещение получает централизованная религиозная организация, а не конкретная община верующих. Именно этот момент может быть рассмотрен как ключевой по всей группе проблем на сегодня: гуманитарно-правовая защита в вероисповедной области должна брать за основу приоритет общины верующих перед централизованными религиозными организациями.

Информация о работе Россия как светское государство